Страницаженская

Женская церковно-приходская школа Петровского монастыря города Брянска

Во вторник, 6го сего июня, в женской церковно-приходской школе Петровского монастыря происходил экзамен выпускных учениц. Всего подвергалось испытанию 14 девочек. Все они показали достаточные успехи по Закону Божию, собственно из истории Ветхого и Нового Завета, по части же объяснений богослужения были несколько слабее, на что обращено внимание о. благочинного, и его требование о вменении девочкам в непременную обязанность посещать церковь в дни праздничные, даже с участием на крылосе – мы находим весьма целесообразным именно в духе воспитания.

Письмо учениц под диктовку можно назвать отличным, оно было без грубых ошибок, и самый почерк девочек весьма и весьма удовлетворителен, принимая в соображение условия их будничной повседневной жизни.

Читают хорошо, хотя можно бы требовать еще более осмысленного произношения текста. Что до церковной печати – то здесь тот же недостаток, что был замечен нами в успенской церковно-приходской школе: неуместное акание и вследствие сего потеря торжественности, подобающей церковному слову.

Пение девочек также требовало бы настоятельно больших занятий, чем это было доселе. Петь должны все, непременно все, сколько бы ни было учениц и каков бы ни был голос у каждой: в хоре всякий голос хорош и есть своего рода сила. А музыкальная элементарная грамота вовсе нетрудна, и через какой-нибудь месяц можно составить надежный кадр, который будет руководить остальных, постепенно облегчая занятия учителя.

Внимание о. благочинного обращено также на недостаток преподавания церковно-славянского письма. Между тем несколько лет тому назад такому письму в петровской школе обучали, и девочки очень недурно писали полууставом, даже без перехода в скоропись.

Рукоделие учениц, как и в прошлом году, представлено было в многочисленных и самых разнообразных видах так называемых «дамских работ», начиная от простой метки крестиком и кончая самым вычурным шитьем шерстью, шелком и т. п. Но здесь мы опять повторим, что лучше было бы, если бы начальство монастырское или от кого это зависит – руководило детей в данном случае более существенным и наиболее пригодным в жизни: кройкой платья и белья и шитьем этих вещей, чтобы можно было обходиться всем этим дома. Некогда в самых аристократических институтах преподавалось кулинарное дело, искусство, как его называют теперь, о чем и прописывалось в аттестатах. Учили девочек быть в будущем хозяйками, помощницами мужа. Занятия в кухне не стыдились. Стол, пища, под чем разумеются не какие-нибудь разносолы, а лишь существенное и простое – так же важны в домашнем, семейном быту, в общей экономии человека, как и все остальное, начиная с духовного, интеллектуального воспитания детей. Вот почему непустое значение имеет анекдотический афоризм, приписываемый если не ошибаемся нынешнему германскому императору Вильгельму, что только те лишь женщины хороши, у которых на первом плане три К: Kirche, Kinder, Küche. На русском языке это можно бы передать тремя Д (три добра): дом божий (чтобы женщина была истинной христианкой, нравственной и чистой), дети (под чем разумеются высокие обязанности матери) и домоводство (как оно понимается хорошими, умными хозяйками). Конечно, при соблюдении этих Д меньше придется уделять времени на маскарады, клубы, пикники, балы, просиживание за картами до утра и т. п., но ведь что кому нравится.

Мы уклонились, однако, немного в сторону.

 По окончании экзамена все выпускные ученицы получили от о. благочинного по экземпляру евангелия в переплете и изданное иждивением А. Н. Комарева хромолитографированное изображение брянских чудотворцев, преподобных князя Олега и Поликарпа. В заключение дети пропели народный гимн, «Достойно» и многолетие. По русскому обычаю в покоях м. игуменьи Валентины гостям предложена была закуска.

Брянский Вестник за 1895 г