Страница железная дорога Брянске

      
Первая железная дорога в городе Брянске 

      
 Первая железная дорога в Брянском крае была построена в 1868 г. Она пролегла от Орла через Карачев—Брянск—Смоленск—Витебск и повлияла на экономическое и общероссийское развитие Брянщины, Брянск-Гомель (Полесская), была введена в действие в 1887 г.
К ним в 1870—1880-е гг. добавились Мальцовская узкоколейная дорога, связавшая с Риго-Орловской дорогой основные центры Мальцовского промышленного округа — Любохну, Дятьково, Людиново, Песочню (позже к основной дороге добавился еще ряд веток), а' также железная дорога от Жуковки до ст. Людинка (сейчас — Клетня), от которой разошлась целая сеть узкоколейных железных дорог. Все эти дороги не только имели большое транспортное значение, но и способствовали развитию промышленного производства, появлению новых экономических центров.
Новый бум в железнодорожном строительстве в России пришелся на 1890-е гг. Коснулся он и Брянщины. В 1896—1897 гг. вступила в строй дорога Брянск — Льгов, начинавшаяся от ст. Брянск-Льговский (сейчас — Брянск-2 и прошедшая через Навлю—Брасово—Комаричи. В 1899 г. открылось движение по железной дороге Москва—Брянск. Теперь из Москвы от Брянского вокзала (именно так первоначально назывался Киевский вокзал) можно было доехать до Брянска намного быстрее и удобнее, чем от Курского с пересадкой в Орле.
         После постройки Орловско-Витебской железной дороги город стал развиваться еще быстрее, так как явилась возможность доступа к морю; торговля с Ригой. Нет надобности в ожидании ярмарок, как это было прежде, ускорился сбыт; главный предмет его пенька, которая ценится по 35—36 р. за берковец. К Петербургскому порту отправляется 1000 берковцев пеньки-молочанки, 800 бочек конопляного масла. К Рижскому порту — 7 тыс. берковцев молочанки, 2 тыс. берк. сечки. Всего около 14—15 тыс. берк. Конопляного масла на 97 тыс. р.
 Брянск соединен еще железной дорогой с Гомелем, что связало его с сетью Юго-Западных и Полесских дорог. Прежде пушки отправлялись на плотах по Десне в половодье. В другое время представлялась опасность сесть на перекатах.

 




Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.

Дышит полно Десна – все деревья в воде.
Развернулась
Десна во всей красоте.
Далеки берега у могучей реки.
И колышет слегка лодки, как поплавки.