ЗОЛОТЫЕ ЗЕРНА БРЯНЩИНА
Много лет существовавшее пренебрежение к памятникам архитектуры, имевшим некогда церковное назначение, с ростом и развитием культуры в настоящее время преодолено. Мы ценим в них не былое назначение, а то, что в них есть действительно ценного и полезного для нас - их художественное достоинство. Архитектурный ансамбль Свенского монастыря - типично русский по своей планировке и объемно-пространственной композиции, складывавшийся на протяжении нескольких веков, воплотил черты развития русской культуры в своих архитектурных сооружениях. Все здания его церквей и собора, стены и башни самобытны по своей архитектуре и декоративному убранству. Эта самобытность пополняла арсенал архитектурно-художественных средств русского зодчества XVII - XVIII веков, являлась вкладом местных мастеров в общерусскую сокровищницу культуры и искусства. Поэтому областные руководящие органы и общество охраны памятников истории и культуры проявляют заботу о том, чтобы замечательные в художественном отношении сооружения бывшего Свенского монастыря на современной основе вошли в жизнь и в сознание людей, сделались близкими и понятными им, встали в строй средств нового, более высокого культурного подъема.
«Мы храним, - писал А. В. Луначарский, -не чудесную усопшую красавицу - мы храним действенное сокровище, представляющееся каким-то скопищем золотых зерен, которые должны дать всходы сторицей в уме и сердце масс...»
Чтобы «золотые зерна» не потеряли своей живительной силы, они должны храниться в лучшем виде. Республиканскому институту «Спецпроект-реставрация» поставлена задача разработать комплексный проект восстановления, реставрации и современного использования сохранившихся и некоторых утраченных сооружений монастырского комплекса.
На территории монастыря и по соседству с ним предположено создать историко-культурный заповедник, областной туристический центр и зону отдыха города. Кроме восстановления и реставрации сохранившихся сооружений монастыря, в которых разместятся музейные экспозиции, возможно будет создан музей архитектуры и народного быта под открытым небом. Такой музей необходим для размещения памятников деревянного зодчества, которым на их местах не всегда обеспечена надежная сохранность.
Кроме того, не всюду эти памятники могут быть приспособлены для показа экскурсантам и туристам: удаленность от туристских путей и разбросанность на большом расстоянии друг от друга, - все это порой непреодолимые препятствия для их активного использования на месте большой и любознательной массой людей. Поэтому не исключен переезд некоторых особо интересных памятников деревянного зодчества - церквей, жилых крестьянских домов, мельниц, колодцев, амбаров, ворот и других самобытных произведений народного зодчества - на площадку Свенского монастыря, или на место у его стен, где некогда шумела Свенская ярмарка.
Проектное предложение, разработанное под руководством архитектора А.В. Дубовика, предусматривает использование из 33 объектов монастыря 28 в качестве музейных и 5 -для целей туризма.
Органичное слияние богатого по силуэту комплекса монастыря с окружающим эпическим ландшафтом, может быть, одно из самых ценных качеств этого древнего ансамбля -произведения нескольких поколений зодчих и мастеров строительного и изобразительного искусства.
К счастью, оно не исчезло и теперь. С гибелью ведущих зданий архитектурный ансамбль монастыря в значительной мере утратил свою власть над пространством, которое подчинялось ему, входило неотъемлемо в единую чарующую картину родного пейзажа. Но, основа первозданного ландшафта в левобережье Десны сохранилась. По-прежнему, как и много веков назад, простор поймы уходит в былинную даль. По-прежнему сверкают за рекой до горизонта меж зеленых облаков зарницы заводей и озерков. Заботясь о сохранении Свенского ансамбля, необходимо позаботиться и о сохранении его окружающего ландшафта. И о восстановлении его. Утрата пойменной дубовой рощи измельчила масштаб прибрежного озеленения на ближних планах панорамы, открывающейся от стен монастыря. Необходимо восстановить дубраву, обогатить ландшафт новыми продуманными посадками. Надо юридически оформить левобережное пространство как охраняемый исторический ландшафт, и тем обеспечить дальнейшее существование этого прекрасного, волнующего уголка Родины. Границы охранной зоны и зоны регулирования застройки вокруг территории памятника определены специальным проектом.
Реставрация сооружений осуществлена работниками Брянской реставрационной мастерской на средства, выделенные областной организацией Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, при помощи государства.
За последнее десятилетие воссозданы утраченные участки стен, две башни, отреставрированы сохранившиеся стены и две башни главного входа, Преображенская церковь, ведутся работы по Сретенской церкви. К 1000-летию Брянска планируется завершить реставрацию ряда других объектов, приспособить их для музейного показа, а также воссоздать домик Петра I с экспозицией, посвященной Полтавской битве.
Следующим этапом будет 1988 год - год 700-летия Свенского монастыря. Эту дату можно было бы отметить воссозданием наиболее древних памятников - шатровой колокольни и церкви Антония и Феодосия Печерских и некоторых других построек ансамбля.
Можно быть уверенным, что древняя красота засверкает новыми красками на благо тех, кто придет после нас.
Надмогильные памятники семьи Тютчевых
Серебряный крест (1733) и Евангелия в медных посеребренных окладах