СтраницаЗЕРНА

ЗОЛОТЫЕ ЗЕРНА БРЯНЩИНА

Много лет существовавшее пренебреже­ние к памятникам архитектуры, имевшим некогда церковное назначение, с ростом и раз­витием культуры в настоящее время преодоле­но. Мы ценим в них не былое назначение, а то, что в них есть действительно ценного и полез­ного для нас - их художественное достоинство. Архитектурный ансамбль Свенского мона­стыря - типично русский по своей планировке и объемно-пространственной композиции, складывавшийся на протяжении нескольких веков, воплотил черты развития русской куль­туры в своих архитектурных сооружениях. Все здания его церквей и собора, стены и башни самобытны по своей архитектуре и декора­тивному убранству. Эта самобытность попол­няла арсенал архитектурно-художественных средств русского зодчества XVII - XVIII веков, являлась вкладом местных мастеров в обще­русскую сокровищницу культуры и искусства. Поэтому областные руководящие органы и общество охраны памятников истории и куль­туры проявляют заботу о том, чтобы замеча­тельные в художественном отношении соо­ружения бывшего Свенского монастыря на современной основе вошли в жизнь и в созна­ние людей, сделались близкими и понятными им, встали в строй средств нового, более высо­кого культурного подъема.

«Мы храним, - писал А. В. Луначарский, -не чудесную усопшую красавицу - мы храним действенное сокровище, представляющееся каким-то скопищем золотых зерен, которые должны дать всходы сторицей в уме и сердце масс...»

Чтобы «золотые зерна» не потеряли своей живительной силы, они должны храниться в лучшем виде. Республиканскому институту «Спецпроект-реставрация» поставлена задача разработать комплексный проект восстанов­ления, реставрации и современного исполь­зования сохранившихся и некоторых утрачен­ных сооружений монастырского комплекса.

На территории монастыря и по соседству с ним предположено создать историко-куль­турный заповедник, областной туристический центр и зону отдыха города. Кроме восстанов­ления и реставрации сохранившихся сооруже­ний монастыря, в которых разместятся музейные экспозиции, возможно будет создан музей архитектуры и народного быта под открытым небом. Такой музей необходим для размеще­ния памятников деревянного зодчества, кото­рым на их местах не всегда обеспечена надеж­ная сохранность.

Кроме того, не всюду эти памятники могут быть приспособлены для показа экскурсантам и туристам: удаленность от туристских путей и разбросанность на большом расстоянии друг от друга, - все это порой непреодолимые препятствия для их активного использования на месте большой и любознательной массой людей. Поэтому не исключен переезд некото­рых особо интересных памятников деревян­ного зодчества - церквей, жилых крестьянских домов, мельниц, колодцев, амбаров, ворот и других самобытных произведений народного зодчества - на площадку Свенского монасты­ря, или на место у его стен, где некогда шумела Свенская ярмарка.

Проектное предложение, разработанное под руководством архитектора А.В. Дубовика, предусматривает использование из 33 объек­тов монастыря 28 в качестве музейных и 5 -для целей туризма.

Органичное слияние богатого по силуэту комплекса монастыря с окружающим эпиче­ским ландшафтом, может быть, одно из самых ценных качеств этого древнего ансамбля -произведения нескольких поколений зодчих и мастеров строительного и изобразительно­го искусства.

К счастью, оно не исчезло и теперь. С гибе­лью ведущих зданий архитектурный ансамбль монастыря в значительной мере утратил свою власть над пространством, которое под­чинялось ему, входило неотъемлемо в еди­ную чарующую картину родного пейзажа. Но, основа первозданного ландшафта в лево­бережье Десны сохранилась. По-прежнему, как и много веков назад, простор поймы ухо­дит в былинную даль. По-прежнему сверкают за рекой до горизонта меж зеленых обла­ков зарницы заводей и озерков. Заботясь о сохранении Свенского ансамбля, необходи­мо позаботиться и о сохранении его окружа­ющего ландшафта. И о восстановлении его. Утрата пойменной дубовой рощи измельчила масштаб прибрежного озеленения на ближ­них планах панорамы, открывающейся от стен монастыря. Необходимо восстановить дубраву, обогатить ландшафт новыми проду­манными посадками. Надо юридически офор­мить левобережное пространство как охра­няемый исторический ландшафт, и тем обе­спечить дальнейшее существование этого прекрасного, волнующего уголка Родины. Границы охранной зоны и зоны регулирова­ния застройки вокруг территории памятника определены специальным проектом.

Реставрация сооружений осуществле­на работниками Брянской реставрационной мастерской на средства, выделенные област­ной организацией Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, при помощи государства.

За последнее десятилетие воссозданы утра­ченные участки стен, две башни, отреставри­рованы сохранившиеся стены и две башни главного входа, Преображенская церковь, ведутся работы по Сретенской церкви. К 1000-летию Брянска планируется завершить рестав­рацию ряда других объектов, приспособить их для музейного показа, а также воссоздать домик Петра I с экспозицией, посвященной Полтавской битве.

Следующим этапом будет 1988 год - год 700-летия Свенского монастыря. Эту дату можно было бы отметить воссозданием наиболее древних памятников - шатровой колоколь­ни и церкви Антония и Феодосия Печерских и некоторых других построек ансамбля.

Можно быть уверенным, что древняя кра­сота засверкает новыми красками на благо тех, кто придет после нас.

Надмогильные памятники семьи Тютчевых

Серебряный крест (1733) и Евангелия в медных посеребренных окладах