СтраницаЗемская

Земская Орловско-Витебская железная дорога. Брянщина.

Узнав, что в Министерстве путей сообщения обсуждается проект строительства дороги от Орла до Витебска, Петр Ионыч выступил, наряду с другими, претендентом на этот подряд. По­бедить в таком конкурсе было нелегко, так как подрядчики, по­добно стае коршунов, рвали друг у друга казенные заказы и не скупились на взятки чиновникам, рассчитывая при поддержке правительства на успех. Но так как строительство железных дорог было в России делом новым, предпочтение отдали англичанину Мортону Пито, обязавшемуся построить дорогу за 65 825 000 рублей. Такой неудачей Губонин был раздосадован. Но поразмыслив о том, что дорога должна пройти через Брянские леса и для нее понадобятся шпалы, скупил у разорившегося местного помещика Астахова по дешевой цене обширные лесные угодия и бросовые земли между реками Болва и Ветьма в Брянском уезде. А в 1865 году  близ реки Болва основал распиловочный шпальный завод и поселок при нем, состоявший из одного производственного здания, конторы и нескольких землянок, в которых ютились нанятые из окрестных сел крестьяне. Еще не закончился январь 1866 года, а на трассе будущей дороги уже вырубали лес. Из хвойных деревьев лесорубы вручную выпиливали шпалы, отходы от них, вместе с лиственным лесом, разделывали на дрова. Даже пни, продаваемые смолокурам, имели цену немалую.

К концу лета трассу будущей Орловско-Витебской железной дороги освободили от леса, заготовили в большом количестве и шпалы для продажи Пито, но тот так и не пбявился: А вскоре друзья из Министерства путей сообщения донесли П.И.Губонину, что договор с англичанином расторгнут и объявлена повторная конкуренция, и высказали предложение о том, чтобы Орловское земство приняло на себя концессию на строительство и эксплуатацию дороги с тем, чтобы потом получить у него подряд на ее строи­тельство. Местные земские «отцы», понимая экономическую вы­году от перевозки сельскохозяйственной продукции по железной дороге к Рижскому порту, охотно согласились на такое предло­жение Петра Ионыча. Прошение правительству о концессии на строительство железной дороги подписали орловский губернский предво­дитель дворянства А. В. Шереметьев, предводитель дворянства города Дмитрова Хлюстин и орловский губернатор, князь Л.Б.Лобанов-Ростовский.

21 марта 1867 года, после утверждения Александром II поло­жения Комитета министров о концессии на земскую Орловско-Витебскую железную дорогу, договор с Орловским земством, обязанным в течение трех месяцев создать общество по стро­ительству дороги от Орла до Витебска, был подписан без про­медления. Главными подрядчиками стали П.И.Губонин и его друзья из Министерства путей сообщения: инженер-генерал-майор А.Б.Казаков и инженер-подполковник Т.Л.Садовский.

Вся трасса от Орла до Витебска была разбита на четыре участка: Орел-Брянск, Брянск-Рославль, Рославль-Смоленск и Смоленск-Витебск. Нанимали и распоряжались рабочими назначенные подряд­чиками четыре старших, шестнадцать рядовых инженеров и четыре участковых субподрядчика. В мае того же года, с наступлением теплых дней, на трассу вышли десятки артелей. Работая с лопатой и тачкой от зари до зари, строители-первопроходцы возводили мемляное полотно будущей железной дороги. Труд был поистине каторжным и не перечесть, сколько миллионов тонн земли пришлось им перелопатить да перевезти на тачках с обочины на середину трассы. Работа усугублялась тем, что на возвышенностях прихо­дилось делать выемки, глубиной до десяти метров, а в поймах рек и на болотах возводить насыпи такой же высоты. И если к этому присовокупить, что землекопов днем и ночью нестерпимо жалили комары, трепала малярия, а жить приходилось прямо на трассе, в шалашах, и обогреваться у костров да спать на подстилках из еловых лапок и лиственных веток, невольно проникнешься чувством сост­радания к ним и восхищением могучей созидательной силой, су­мевшей в короткий срок создать такое внушительное сооружение. Земская Орловско-Витебская железная дорога была построена В 1868 году и оценивалась в 40 845 065 руб. 78 коп. вместо до­говорных 60 млн. руб. 'Бесчеловечная эксплуатация рабочих и жульнические приемы на строительстве дороги дали компании "Губонин и К " .......................

Пролегли первые рельсы

Первая железная дорога в Брянском крае. 1868 год.