СтраницаЗемская

Земская Орловско-Витебская железная дорога. Брянщина.

Узнав, что в Министерстве путей сообщения обсуждается проект строительства дороги от Орла до Витебска, Петр Ионыч выступил, наряду с другими, претендентом на этот подряд. По­бедить в таком конкурсе было нелегко, так как подрядчики, по­добно стае коршунов, рвали друг у друга казенные заказы и не скупились на взятки чиновникам, рассчитывая при поддержке правительства на успех. Но так как строительство железных дорог было в России делом новым, предпочтение отдали англичанину Мортону Пито, обязавшемуся построить дорогу за 65 825 000 рублей. Такой неудачей Губонин был раздосадован. Но поразмыслив о том, что дорога должна пройти через Брянские леса и для нее понадобятся шпалы, скупил у разорившегося местного помещика Астахова по дешевой цене обширные лесные угодия и бросовые земли между реками Болва и Ветьма в Брянском уезде. А в 1865 году  близ реки Болва основал распиловочный шпальный завод и поселок при нем, состоявший из одного производственного здания, конторы и нескольких землянок, в которых ютились нанятые из окрестных сел крестьяне. Еще не закончился январь 1866 года, а на трассе будущей дороги уже вырубали лес. Из хвойных деревьев лесорубы вручную выпиливали шпалы, отходы от них, вместе с лиственным лесом, разделывали на дрова. Даже пни, продаваемые смолокурам, имели цену немалую.

К концу лета трассу будущей Орловско-Витебской железной дороги освободили от леса, заготовили в большом количестве и шпалы для продажи Пито, но тот так и не пбявился: А вскоре друзья из Министерства путей сообщения донесли П.И.Губонину, что договор с англичанином расторгнут и объявлена повторная конкуренция, и высказали предложение о том, чтобы Орловское земство приняло на себя концессию на строительство и эксплуатацию дороги с тем, чтобы потом получить у него подряд на ее строи­тельство. Местные земские «отцы», понимая экономическую вы­году от перевозки сельскохозяйственной продукции по железной дороге к Рижскому порту, охотно согласились на такое предло­жение Петра Ионыча. Прошение правительству о концессии на строительство железной дороги подписали орловский губернский предво­дитель дворянства А. В. Шереметьев, предводитель дворянства города Дмитрова Хлюстин и орловский губернатор, князь Л.Б.Лобанов-Ростовский.

21 марта 1867 года, после утверждения Александром II поло­жения Комитета министров о концессии на земскую Орловско-Витебскую железную дорогу, договор с Орловским земством, обязанным в течение трех месяцев создать общество по стро­ительству дороги от Орла до Витебска, был подписан без про­медления. Главными подрядчиками стали П.И.Губонин и его друзья из Министерства путей сообщения: инженер-генерал-майор А.Б.Казаков и инженер-подполковник Т.Л.Садовский.

Вся трасса от Орла до Витебска была разбита на четыре участка: Орел-Брянск, Брянск-Рославль, Рославль-Смоленск и Смоленск-Витебск. Нанимали и распоряжались рабочими назначенные подряд­чиками четыре старших, шестнадцать рядовых инженеров и четыре участковых субподрядчика. В мае того же года, с наступлением теплых дней, на трассу вышли десятки артелей. Работая с лопатой и тачкой от зари до зари, строители-первопроходцы возводили мемляное полотно будущей железной дороги. Труд был поистине каторжным и не перечесть, сколько миллионов тонн земли пришлось им перелопатить да перевезти на тачках с обочины на середину трассы. Работа усугублялась тем, что на возвышенностях прихо­дилось делать выемки, глубиной до десяти метров, а в поймах рек и на болотах возводить насыпи такой же высоты. И если к этому присовокупить, что землекопов днем и ночью нестерпимо жалили комары, трепала малярия, а жить приходилось прямо на трассе, в шалашах, и обогреваться у костров да спать на подстилках из еловых лапок и лиственных веток, невольно проникнешься чувством сост­радания к ним и восхищением могучей созидательной силой, су­мевшей в короткий срок создать такое внушительное сооружение. Земская Орловско-Витебская железная дорога была построена В 1868 году и оценивалась в 40 845 065 руб. 78 коп. вместо до­говорных 60 млн. руб. 'Бесчеловечная эксплуатация рабочих и жульнические приемы на строительстве дороги дали компании "Губонин и К " .......................

Пролегли первые рельсы

Первая железная дорога в Брянском крае. 1868 год.

27 ноября в Брянском государственном краеведческом музее открывается выставка «Поезд мчится в чистом поле», посвящённая 150-летию со дня открытия первой железной дороги на Брянщине – Орловско-Витебской.

История первой железной дороги на Брянщине начинается в 1863 году, когда орловский губернатор Н. В. Левашов, по представлению будущего первого министра путей сообщения России Павла Петровича Мельникова, велел начать изыскания по строительству дороги между Орлом и Витебском.Строительные работы начались в мае 1867 года. Руководил строительством Орловско-Витебской дороги выдающийся русский предприниматель Петр Ионович Губонин, создавший для этого совместно с инженером министерства путей сообщения Казаковым акционерное общество «П.И. Губонин и Ко». Предприниматель с компаньоном поехали в Орёл и заключили договор о строительстве дороги с губернским земством, которому принадлежала концессия (дорога до 1895 года была земской). При строительстве дороги на территории Брянщины появилось более десятка новых населенных пунктов, основателем которых являлся П. И. Губонин. Так возникли Жуковка, Дубровка, Сеща, Ржаница, Белые Берега. Еще до начала строительства, имея информацию о том, что дорога должна пройти через Брянский уезд и для неё понадобятся шпалы, Губонин скупил у разорившегося местного помещика Астахова лесные угодья и бросовые земли между реками Болва и Ветьма. И уже в 1865 году на берегу реки Болва промышленник построил завод по производству шпал и посёлок при нём, получивший название Губонино и ставший впоследствии Бежицей. Официальное открытие Орловско-Витебской дороги состоялось 24 ноября 1868 года.

По Орловско-Витебской дороге неоднократно путешествовал Ф. И. Тютчев, старший сын которого Дмитрий был мужем Ольги Александровны Мельниковой, племянницы  министра путей сообщения П. П. Мельникова и сотрудником канцелярии Министерства путей сообщения.

Наряду с экспонатами, посвященными открытию железной дороги «Орел-Витебск», на выставке будут представлены материалы уроженцев Брянщины, внесших выдающийся вклад в развитие железнодорожного транспорта в России – Василия Васильевича Салова и Николая Ильича Миклухи. Посетители выставки смогут увидеть прижизненный портрет П. И. Губонина работы неизвестного художника, фотопортреты П. П. Мельникова, Н. И. Миклухи, В. В. Салова, подлинные фотооткрытки начала ХХ века с изображениями вокзалов Брянска, Бежицы, Жуковки, предметы транспортно-бытовой культуры того же времени.