СтраницаЗемская

Земская реформа. Брянщина.

К. Трутовский. Заседание земства

Отмена крепостного права потребовала проведения целого ряда дру­гих преобразований. В частности, реформы, осуществлённые правительством Александра II, затронули местное самоуправление в уездах, губерниях и го­родах, поскольку прежнее управление на местах показало свою полную несо­стоятельность. Деятельность большинства губернских руководителей, уезд­ных чиновников (вспомните о сенаторских ревизиях в Орловской губернии, о которых было рассказано в первом разделе), отстранённость населения от принятия самостоятельных решений во многих случаях привели к плачевным результатам.

Аграрная реформа 1861 года позволила привлечь к решению местных проблем все слои населения. Крестьяне получили не только свободу, но и свои органы самоуправления (сельские и волостные сходы); через это самоуправ­ление вчерашние крепостные входили в земство.

По «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1 ян­варя 1864 года в уездах и губерниях для «радения о местных пользах и нуждах» были введены выборные органы земства, избираемые жителями данной местности (в волостях земства не создавались).

Правом голоса поль­зовались только мужчины, разделённые на три курии (разряда): земельные соб­ственники, владельцы про­мышленных и торговых заведений,          крестьянские общества. Они посылали сво­их выборных в земские со­брания, которые, в свою оче­редь, выбирали губернских гласных, обладавших правом голоса   (отсюда   и   название «гласный»), выборных членов земского уездного, губернского собрания или городской думы.

Земские учреждения ведали вопросами благоустройства городов и сел, народного просвещения, медицины и здравоохранения, ветеринарного дела, социального призрения, страхования. Земствам надлежало осуществлять по­печение о местной торговле и промышленности, устраивать местные пути и средства сообщения - дороги, мосты и паромные переправы, ведать пополне­нием хлебных магазинов, постройкой церквей и содержанием тюрем.

Урок в земской школе

Были и другие вопросы, вызванные насущными проблемами. Так, на­пример, земское собрание Черниговской губернии в 1865 году приняло ре­шение об устройстве учительской семинарии, в 1871 году ходатайствовало о назначении особой комиссии, составленной из представителей различных ведомств для исследования экономическо­го положения населения Мглинского и Суражского уездов, переживших ряд неу­рожаев. В том же году земство пыталось, правда безуспешно, снизить косвенные и ввести подоходные налоги. В 1875 году в той же Черниговской губернии было ассигновано 3 тысячи рублей на беспро­центные ссуды для постройки школ, в 1876 году было учреждено статистиче­ское бюро. В 1881 году был организован фонд борьбы с эпидемиями. Внутри самих земских собраний шла постоянная, развивавшаяся с пере­менным успехом, борьба консерваторов и людей, обладавших прогрессивны­ми взглядами. Так, в той же Черниговской губернии директор народных учи­лищ, бывший гласный, стоявший во главе консервативных сил земства 1870-х годов, в 1888 году представил министру народного просвещения записку, в которой обрушился на земскую школу. «Позабывши тип нашей стародавней церковной школы, - заявлял он, - мы принялись основывать наши новые на­родные училища по образцу западноевропейских протестантских, с их анали­зом, воспитывающим рассудок, а не сердце, а потому совершенно противных православной вере и нашему народному миросозерцанию. <...> Новая же цер-ковно-приходская школа <...> сразу оттенила всё непотребство и всю ядови­тость несродной нам натур-философской школы (земской]».

Однако, вопреки желаниям консерваторов, в 1894 году Черниговское земство учредило школьно-строительный фонд, который к 1897 году достиг 300 тысяч рублей. Был создан «книжный склад», который обеспечивал уча­щихся бесплатными учебными пособиями, на сельские библиотеки ежегодно в течение четырёх лет выделялось по 15 тысяч рублей, обсуждался вопрос о всеобщем обучении.

Г.Г. Мясоедов. Земство обедает. 1872 г.

Загорский. У земской больницы. 1886 г.

Прогрессивным направлением отличалась работа Новозыбковского земства. В 1876 году по инициативе П.И. Богинского, который в начале 1880-х годов стал председателем губерн­ской управы, был учреждён школь­ный фонд, организована библио­тека. В начале 1890-х годов были проведены специальные исследо­вания о состоянии школьного дела в уезде и принято ряд улучшений. Такая же работа была проделана в области реорганизации местной медицины.

Зато стародубское и сураж-  ское не только не отличались активностью, но и зачастую не выполняли своих пря­мых обязанностей. Резуль­тат не замедлил сказать­ся: в 1877 году здесь было всего 5 школ, а к началу XX века в Суражском уез­де один врач приходил­ся на 31 тысячу жителей, одна школа - на 7 тысяч человек.

К 1881 году относит­ся такая характеристика положения здесь школьно­го дела: «...на громадном пространстве уезда... стоят, как былинки в поле, семь убогих лачужек с гром­ким именем «народная школа». <...> Причина этому <...> лежит в нерадивом отношении земства к этому столь важному вопросу».

Среди уездных земств Орловской губернии своей активностью отлича­лось брянское. Здесь на первых порах выдвинулась группа крестьян во главе с А.Р Напреенковым. Их волновали вопросы повинности по перевозкам, контро­ля над фельдшерами. Заседания длились по 6-7 рабочих дней. «Брянское зем­ство, - говорил известный писатель Д.Л. Мордовцев, - кладёт у самого сердца свою земскую работу; земское дело для него - родное, кровное дитя». Однако с 1880-х годов консервативные тенденции утвердились и здесь. Роль крестьян постепенно уменьшалась, хотя А.Р. Напреенков долго был членом управы и не­прерывно, вплоть до 1897 года - гласным.

В 1886 году из 35 школ уезда 23 было пере­дано духовенству, а в 1894 году вообще обсуждался вопрос о ликвидации всех земских школ. Только воз­ражение училищного со­вета не позволило это сделать.

До 1879 года на весь уезд [помимо фельдшеров и двух ветеринаров) был всего один врач. На начало XX века один доктор приходился на 59 тысяч жителей, а его участок достигал 20 вёрст.

Земские учреждения переизбирались каждые три года, и эти выборы стали важным элементом общественной жизни. Однако принцип всесослов-ности с самого начала не был выдержан и давал преимущества дворянству.

Однако, несмотря на это, в числе гласных Черниговской губернии было довольно много казаков, крестьян и разночинцев [особенно в Суражском и Мглинском уездах): 12 в первые три года деятельности земства и даже 15 в начале 1870-х годов, но затем это число стало неизменно снижаться, и в 1890-е годы представителей от крестьян и казаков было не более одного [при 60 от дворян).

Даже при преобладании в земствах представителей дворянства, недо­статках в работе, о которых уже говорилось, земские служащие в массе своей были бескорыстны, проникнуты идеями просвещения и прогресса. Земства проделали огромную работу по развитию школьного и медицинского дела, по созданию системы страхования и кредита, статистики.