Брянщина. Земельные гербы в России.
Герботворчество и геральдическая наука в целом получили своё развитие в России значительно позже, нежели в Европе, хотя, безусловно, свои эмблемы и символы были у многих древних русских земель. Гербы пришли на Русь через Европу.
Принято считать, что гербы России ведут свою историю от государственной печати Ивана III, первой из известных русских государственных печатей, привешенной к грамоте 1497 г. На лицевой стороне изображён всадник, поражающий копьём дракона, на оборотной - двуглавый орёл с распростёртыми крыльями. Здесь объединились (в результате брака в 1472 г. Ивана III с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина) две эмблемы - Московского государства (всадник) и Византии (двуглавый орёл).
В 1672 г. появляется «первый русский гербовник» - Титуляр-ник, в котором был записан полный государев титул. Он вкючал в себя и 33 миниатюры - «печати» (эмблемы) царств, княжеств и земель, названия которых входили в царский титул. У многих из них стилизация, присущая гербу, отсутствует, нарушена традиционная ориентация фигур, геральдическая цветовая гамма не учитывается вовсе, и поэтому гербовым изображениям, получивших известность впоследствии, соответствует лишь часть эмблем, помещённых в Титулярнике.
Впервые термин "городской герб" официально появляется в царском указе 1692 г. Этот указ предписывал в Ярославской приказной избе "быть печати изображением герб ярославской ". На печати кроме царского титула должна была быть надпись: "Печать града Ярославля". Рисунок герба города, размещённый на печати, повторял эмблему Ярославского княжества из Титуляр-ника 1672 г. Это хорошо теперь известный медведь с протазаном на плече.
Герб Черниговской земли изТитулярника 1672 г
Пётр I уделял большое внимание оформлению документов и, в частности, вопросам, связанным с использованием печатей. Один из законодательных актов, регламентирующих употребление печатей, выходит уже собственно за рамки урегулирования
делопроизводства и свидетельствует скорее о намерении царя обратить внимание на создание городских гербов. Это сенатский указ 1724 г., предписывавший "во всех судебных местах сделать печати, а именно: в губерниях и провинциях и в городах, которые имеют гербы, на тех вырезать тех городов гербы, а которым нет, то нарисовать приличные вновь в Герольдмейстерской конторе, и с оных отослать те рисунки для рассылки во все судебные места в Юстиц-коллегию". По-видимому, предполагалось, что каждый судебный документ должен запечатываться особой печатью с гербом - символом конкретного города.
Городской герб должен был украшать не только печати судебных органов, но и знамёна полков, расквартированных по городам. По этому поводу опять издавался указ. Правда, за несколько лет до указа городские эмблемы уже присутствовали на военных знамёнах. Дело в том, что в 1708 г. произошла административная реформа - вся территория России была поделена на восемь губерний с приписанными к ним городами. Вместе с новым политико-административным устройством сформировалась и система размещения армейских полков. Это было связано с организацией регулярного войска и обеспечением его продовольствием. Для этого потребовалось распределить войска по областям, губерниям, провинциям, причём на каждую приходился один или несколько полков, которые "были поименованы по губерниям или городам, гербы которых и должны были быть размещены на полковых знамёнах" (22, с. X).
С 1712 г. новые знамёна стали изготавливаться в Оружейной палате и рассылаться в полки. Для этого был составлен Знамённый гербовник, содержавший 40 эмблем. Основой для этих эмблем являлась книга "Символы и емблемата", привезённая в 1705 г. из Нидерландов по специальному заданию императора Петра I и содержавшая более 800 эмблем. В дальнейшем, в 1729-1730 гг., Знамённый гербовник выходил уже с новыми добавлениями, основанными также на книге "Символы и емблемата".
Эмблемы из книги «Символы и емблемата»с изображениями: 264 - «Дуб, листы распустивший» 259 - «Старый пень, вновь прозябающий» 572 - «Пушка» 412 - «Сноп связанный»
Амстердамское издание книги «Символы и емблемата» 1705 г. получило в России широкое распространение. Эта книга представляет собой обширный свод религиозной, натурфилософской, поэтической, масонской, политической, геральдической и другой символики, широко распространённой в западноевропейской литературе и искусстве. Эти эмблемы использовались для изображений на триумфальных арках, во время фейерверков и в том числе для составления гербов .
Инициатор геральдических реформ Пётр I (гравюра Г. Дюпона с оригинала П. Делароша, ГИМ) и выдающийся русский геральдист граф Франциск Санти
Среди прочих новшеств, укоренившихся на Руси при Петре I, была и геральдика. В 1722 г., за три года до смерти Петра, в России возникло новое государственное учреждение. Название его уже само по себе свидетельствовало о предоставлении гербу права на официальное существование - Герольдмейстерская контора. Этому учреждению, помимо прочего, вменялось в обязанность составлять гербы, так как многие города не имели ещё гербов. Царь считал, что для России введение гербов было делом "нового основания ".
Именно с этого времени ведёт свою историю Геральдическая служба России. Первым герольдмейстером был назначен Степан Андреевич Колычев. На должность товарища герольдмейстера по личному указу Петра I от 12 апреля 1722 г. и по рекомендации его сподвижника Якова Вилимовича Брюса назначен граф Франциск Санти, итальянец по происхождению, которому и было предложено нарисовать «провинциальные гербы, для чего и дать ему живописцев из канцелярии о строении.
Поскольку создание городских гербов становится делом государственной важности, об этом оповещаются все ведомства. Им предписывается оказывать Герольдмейстерской конторе всяческую помощь. Так, по приказанию Сената из Коллегии иностранных дел прислали в Герольдмеистерскую контору Титулярник.
Гербы: Стародубский и Севский {слева направо) (из Знамённого гербовника 1730 г., по книгеТЭ. Введенского,)
По поводу Титулярника Санти высказался так: "Во оном суть только гербы главных государств и некоторых провинций российских, однакож к сочинению гербов всем городам тот гербовник недоволен, но для оного надлежит иметь некоторые, елико возмогут обрестися ведения о всякой губернии, провинции и городе порознь... ".
Санти считал, что городской герб должен в своём рисунке отразить хозяйственную деятельность города, его место в политической жизни государства, территориальные и природные особенности, исторические события, наложившие отпечаток на его развитие. Для того чтобы собрать сведения, необходимые, с его точки зрения, для составления гербов, Санти разработал вопросник, своеобразную анкету, которую и разослал во все губернии и провинции. Его интересовало время возникновения города, происхождение его названия, внешний вид (каменный или деревянный, как укреплен), состав населения (по вере, языку), природные условия. В ответах требовалось указать, имел ли ранее город герб, и, если имел, прислать его рисунок или описание.
Графом Санти были сочинены, исправлены и нарисованы по правилам геральдики 97 гербов городов и областей.
Гербы Брянского, Севского и Стародубского полков (из Знамённого гербовника 1730 г.,)
После смерти Петра I герольдмейстерская служба претерпела ряд изменений и была переподчинена Военной коллегии. Это было связано с необходимостью в короткие сроки разрабатывать новые городские эмблемы для знамён полков, квартировавших в них.
К созданию нового Знамённого гербовника был привлечён обер-директор над фортификациями всей России граф Бурхардт Кристоф (Христофор Антонович) Миних. 12 июля 1728 г. на его имя - генерала и ордена Св. Александра кавалера и над фортификациями обер-директора графа Миниха из Военной коллегии последовал указ, которым велено было передать ему "для малевания на знамёнах" как старые, так и вновь сочинённые городские гербы "и по составлении их прислать все вместе со старыми в Военную Коллегию "(45).
Гербы, составленные под руководством Миниха, не были самостоятельным творчеством, а являлись, по сути, копиями и переделками гербов, подготовленных Ф. Санти.
Художник А. Баранов, используя заготовки Ф. Санти, составил 88 гербов провинциальных городов. Среди них:
Брянский - мортира золотая, а по сторонам по куче бомб чёрных; поле красное.
Севский - один сноп золотой ржаной на зелёном месте; поле синее.
Стародубский - дуб старый, стоящий на зелёной земле; поле белое.
В мае 1729 г. гербы были представлены Минихом в Военную коллегию, рассмотрены Верховным тайным советом и удостоились высочайшего утверждения. 8 марта 1730 г. последовал указ Сената и Военной коллегии о том, что гербы эти, заимствованные отчасти из прежних гербовников, отчасти вновь "по приличеству городов" составленные, утверждены и по ним следует «изготовить для полков знамёна с гербами городов, а для губернаторов печати ".
Гербы имели овальный щит и помещались на картушах особой формы, который были увенчаны коронами, соответствующими статусу города или чаще всего территории, центром которой этот город являлся.
Так, например, гербы городов, которые являлись центрами княжеств, получали княжескую корону. Получил такую корону и Ста-родуб: либо по ошибке его перепутали со Стародубом-на-Клязьме, центром удельного княжества, вотчиной князей Стародубских, либо всё же Стародубье было причислено к разряду княжеств наравне с прочими провинциями Малороссии/
Большинство же гербов (в том числе Брянский и Севский) были увенчаны особой короной с острыми зубцами, средний из которых имел листовидное украшение. Единственным исключением, которое представляет для нас прямой интерес, стал герб Ревеля (современного Таллина) - он увенчан рыцарским шлемом (с нашлемником-девой), элементом герба, характерного в нынешнем понимании русской геральдической традиции только для родовых гербов. Герб Ревеля - единственный в Российской империи утверждённый городской герб со шлемом (50, с. 404). Чем же он интересен нам?
В предыдущей главе мы рассказывали о стародубских печатях. Напомним читателям, что печать Стародубского магистрата 1762 г. представляет собой овальный щит с обычным изображением - необычно то, что венчает его коронованный рыцарский шлем! Среди множества известных гербов того периода только Орша (7 7, с. 210) и Ста-родуб (на печати) с рыцарскими шлемами. Напомним также читателям, что ни один элемент герба по законам геральдики не появляется просто так, без веского на то основания. Известно, что рыцарский шлем был пожалован Орше за победу, которая здесь была одержана над московскими войсками (в 1508-1514 гг.). Не был ли и Ста-родубу пожалован аналогичный шлем за известные события Стародубской войны 1534-1537 гг. или за стратегическую роль в войнах XVII века? Рыцарский шлем - знак воинской славы города Стародуба. И жаль, что в последующем это не нашло своего геральдического воплощения.
Герб Севский на офицерском шейном знаке (по Г.Э. Введенскому). Герб Стародубский (типовое полковое знамя 1730 г.) (реконструкция А.В. Шпунтова, по Г.Э. Введенскому,)
Гербы, о которых мы говорим, предназначались не столько для гражданского употребления, сколько для размещения на полковых знамёнах и амуниции. В частности, в строю офицерам был положен шейный знак с полковым гербом - серебряный для обер-офицеров и вызолоченные для штаб-офицеров. Гербы помещались и на других предметах омбундирования, но шейный знак интересен тем, что по сути является рудиментом рыцарского доспеха.
«Атлас Российской», 1745 г. (фрагмент: рисунок в углу с гербами губерний)
Академия наук также заинтересовалась территориальными знаками, она собирала сведения о городских гербах не только в связи с экономико-географическим описанием России, входившим в ее компетенцию, но и для трудов иного рода. Эмблемы, символизирующие тот или иной город, использовались при составлении карт, атласов, географических описаний. По ее запросу, например, в 1732 г. Герольдмеистерская контора послала туда рисунки городских гербов, составленные ещё Санти. Ввёл эту практику Иван Кириллович Кириллов, обер-секретарь Сената. В 1727 г. он закончил свой выдающийся труд "Цветущее состояние Всероссийского государства", первое и наиболее полное, не имевшее предшественников в литературе экономико-географическое описание России. А в его "Атласе Всероссийской империи" ряд карт областей и провинций снабжены гербами и эмблемами территорий.
Подобные атласы позднее переиздавались неоднократно.
Карта-схема Орловского наместничества. 1792 г. (реконструкция А.В. Шпунтова).
На карте Орловского наместничества изображена женщина, держащая сноп и кувшин с изливающейся водой - символ плодородия и достатка; на воде лодка, гружённая мешками (вероятно, с хлебом). Снопы присутствуют в гербах городов Орловщины (Севск, Мценск).