СтраницаЗавадовский

Завадовский Петр Васильевич Брянщина

Родился на Брянской земле в стародубском селе Красновичи в январе 1739 года. Ныне это село находится в Унечском районе. Он был удостоен высокого звания графа, занимал ряд видных постов, а начинал службу чиновником Малороссийской коллегии и канцелярии П.А. Румянцева-Задунайского. Участвовал в Русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Затем кабинет-секретарь императрицы Екатерины Великой. Был управляющим Дворянским и Ассигнационным банками, директором Пажеского корпуса. Став в 1802 году первым русским министром народного просвещения, за восемь лет сделал многое на этом поприще. При нем были открыты Казан¬ский, Харьковский, Дерптский университеты. Введены либеральные для того времени университетский и цензурный уставы. Открыта широкая сеть школ и училищ. «Нахожу человеком больших способностей», «Не разрушал он своим примером то, что назидал словом или властью», «Его не любят, ибо скромен, порядочен и правдив. Прямая служба, прямая честность...» — так отзывались о нем современники. Их высказывания взяты из журнала «Русский архив» за 1883 год. «Время управления министерством народного просвещения Завадовским останется навсегда блестящей эпохой в истории народного просвещения в России», — мнение академика М.И. Сухомлинова.
П.В. Завадовский был владельцем богатого имения и дворца прекрасной архитектуры в селе Ляличи ныне Суражского района.

с. Ляличи. Усадьба П.В. Завадовского

Ляличи Екатерининская церковь 1911 г..

Церковь Св. Екатерины в с. Ляличи. Фото 2012-2013 гг.

Русский государственный деятель, сенатор, первый министр народного просвещения России граф П.В. Завадовский родился 10 (21) января 1739 года в селе Красновичи (ныне – Унечский район Брянской области). Он происходил из древнего польского дворянского рода Завадовских, принявшего русское подданство в начале XVII столетия. Завадовский занимал видные посты в царской администрации: был сенатором, членом Государственного Совета, управляющим Государственного банка…

Выставка к 275 летию со дня рождения П.В. Завадовского

                                                                                                                   Брянский государственственый краеведческий музей

В 1775 году Екатерина II по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора пожаловала П.В. Завадовскому имение в селе Ляличи. Усадебный комплекс, созданный в 1790-е гг. по проекту архитектора Дж. Кваренги, является выдающимся памятником зодчества и садово-паркового искусства эпохи классицизма.

Герб рода Завадовских.

При П.В. Завадовском были учреждены учебные округа, создано много приходских училищ, народных школ, гимназий, библиотек, музеев, открыт первый педагогический университет в России, медико-хирургическая Академия. По словам историка Богдановича, Завадовский в течение восьми лет сделал для государства более, чем было сделано во все предшествующие столетия

Вышла в свет новая книга
старейшего брянского краеведа и архивиста Светланы Павловны Кизимовой
"Петр Завадовский"
Книга посвящена нашему земляку, первому министру народного просвещения Российской Империи, одному из создателей российских банков, уроженце села Красновичи Унечского района,
графу, действительному тайному советнику, члену Государственного Совета, владельцу знаменитого усадебного комплекса в Ляличах.

 

ПЁТР ВАСИЛЬЕВИЧ ЗАВАДОВСКИЙ

Хозяин усадьбы в Ляличах Пётр Васильевич Завадовский

родился 10 января 1739 года в деревне Краснови-

чи Стародубского уезда (сейчас село Красновичи

относится к Унечскому району Брянской области).

Прославленная им фамилия Завадовских ведёт своё

начало от древнего польского дворянского рода.

Прадед Петра Яков Равич-Завадовский после освобо-

ждения Украины от польского владычества во второй

половине ХVII века перешёл на российскую военную

службу и дослужился до полковника. Дед и отец также

были людьми военными. Мать будущего министра

Мария была дочерью подкомория Стародубского

повета Михаила Ширая.

Владелец усадьбы в Ляличах, первый министр просвещения России граф П.В. Завадовский (1739–1812 )

Получив необходимую учебную подготовку в доме

дедушки М. Ширая, Пётр и его брат Иван были от-

правлены в иезуитское училище в Орше. Это учебное

заведение готовило учеников к активной мирской

жизни, обеспечивая им всестороннее развитие.

После его окончания Пётр Завадовский продолжил

образование в Киевской духовной академии. Окон-

чив академию в 1760 году, П.В. Завадовский поступил

на службу секретарём в администрацию гетмана

(т.е. руководителя) Малороссии К.Г. Разумовского.

В.Н. Завадовская (1768–1845). Худ. В.Л. Боровиковский

В 1764 г. Малороссия перестала быть автономным

государством, и для управления её территориями

Екатерина II учредила вторую Малороссийскую

коллегию, которую возглавил П.А. Румянцев. Гене-

рал-губернатор Малороссии Румянцев обосновался в

Глухове, там же находилась его канцелярия, которой

руководил А.А. Безбородко. А в 1765 г. начальником

одного из отделений администрации был назначен

П.В. Завадовский.

Проявив себя в секретарском деле, с началом

Русско-турецкой войны (1768–1774) Завадовский воз-

главил секретную канцелярию Румянцева. Участие

в этой войне стало для Петра Завадовского отправ-

ным пунктом на пути к большой славе и состоянию.

Высоко были оценены его воинские заслуги. Так, в

1769 году он с небольшим отрядом охранял берега

Днестра под Бендерами, несколько раз участвовал

в отражении атак турок, за что и был произведён в

премьер-майоры. В 1770 году он отличился в битве

при Кагуле, где наш восемнадцатитысячный корпус

разбил 150000 турок. За атаку силистрийских укре-

плений Пётр был пожалован в полковники. Ему был

поручен Старооскольский полк. Участие в боевых

действиях Завадовский совмещал с канцелярской

работой. Им совместно с графом Воронцовым был

создан текст Кючук-Кайнарджийского мирного дого-

вора, по которому Россия получала выход в Чёрное

море и право перехода русских торговых кораблей

через пролив. Крым, Молдавия, Валахия также пере-

ходили под покровительство России.

Торжество по случаю долгожданн

В мае 1777

года новый фаворит императрицы Семён Зорич был

принят ко двору, а Петру предложили взять отпуск.

К счастью для Завадовского, с окончанием фаво-

ра его карьера чиновника не закончилась, и Пётр

Васильевич смог проявить себя как выдающийся

государственный деятель. Уже в мае 1778 года Зава-

довский возвращается в Петербург 1, где принимает

от императрицы новые должности. Завадовский был

назначен тайным советником, сенатором и членом

Общества благородных девиц, председательствовал

в комиссии о канцелярском делопроизводстве и в

комиссии законов, руководил комиссией по соору-

жению Исаакиевского собора (с 1784 года). В 1786 г.

он входит в состав комиссии о дорогах в государстве.

Нередко Пётр Васильевич приглашался для совеща-

ний по политическим делам. П.В. Завадовский стоял и

у истоков создания системы государственных банков

России, содействовал централизации и оздоровле-

нию финансового положения империи. В 1781 г. ему

было поручено управление Санкт-Петербургским

Дворянским заемным банком. 31 августа 1786 Пётр

Васильевич назначается членом совета при высо-

чайшем дворе. По некоторым вопросам через него

объявлялись Сенату высочайшие повеления и шли

распоряжения по женским учебным заведениям.

31 августа 1787 г. в связи с началом войны с Турцией

П.В. Завадовский был назначен членом Особого сове-

та. В начале 1788 года опеке Петра Васильевича был

доверен А.Г. Бобринский–побочный сын Екатерины II

и Г. Орлова.

Впечатляет также вклад Завадовского в разви-

тие системы российского образования. Проводя

политику «просвещенного абсолютизма», Екатери-

на II была убеждена, что все беды и тяготы народа

связаны с его невежеством. Доступность образова-

ния, по её мнению, могла решить многие пробле-

мы. Реформу системы образования императрица

поручила самым близким и доверенным лицам:

И.И. Бецкому и П.В. Завадовскому. В 1782 г. была создана

Комиссия об учреждении народных училищ, руково-

дить которой был назначен П.В. Завадовский. Помимо

открытия школ комиссия должна была разработать

методику преподавания и издать учебные книги.

В 1786 году «Устав народных училищ» 

Вид дворца П.В. Завадовского в Ляличах (арх. Дж. Кваренги)

В 1799 году козни недоброжелателей привели к

отстранению Завадовского от должности директора

Ассигнационного банка. Получив отставку, Завадов-

ский покинул столицу и поселился в Ляличах. Чуть

более года наслаждался граф покоем в любимом по-

местье, пока новый император Александр I не вызвал

Завадовского в столицу с предложением заступить на

пост председателя Комиссии составления законов.

В 1802 году графу был поручен новый пост –

министра народного просвещения, на который он

был назначен при учреждении министерств. В его

ведение входили Академия наук, университеты и

другие учебные заведения, типографии, цензура,

народные библиотеки, музеи и различные обще

ства по распространению знаний. При Завадовском

были учреждены учебные округа, росло количество

народных школ, уездных училищ, гимназий. В 1804

году были открыты университеты в Харькове и Ка-

зани, а также педагогический университет на базе

учительской семинарии в Петербурге. Жива память

о Завадовском и в Прибалтике, где в 1802 году была

восстановлена работа Дерптского университета, а

в 1803 году образован Виленский университет, при

котором по ходатайству П.В. Завадовского была учре-

ждена главная семинария для священников.

Время шло, вместе с ним шло развитие системы

образования в России. Но годы забирали силы и энер-

гию Завадовского. Видя это, Александр I назначил его

на более спокойную должность с открытием в 1810

году Государственного совета. Пётр Васильевич на-

чал председательствовать в департаменте законов.

Однако бывать в Государственном совете ему было

«жалко и тошно», так как граф видел шаткость вну-

тренней политики Александра I. Завадовский был рад

поддержать продуманные преобразования, но не мог

не осуждать поспешности, с которой осуществлялась

ломка старого. Деятельность совета была высмеяна

И.А. Крыловым в басне «Квартет». Четыре персонажа

басни имели своих прототипов в руководстве четы-

рёх отделов департамента. Завадовский ассоции-

ровался у Крылова с ослом в силу приверженности

своим убеждениям. Несмотря на бесплодность труда

в совете, Завадовский оставался там ещё два года,

вплоть до своей смерти 10 января 1812 года.

АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ

ЗАВАДОВСКИЙ

(1794–1856)

Старший сын П.В. Завадовского был поручиком

Александрийского гусарского полка (1817 г.), ка-

мер-юнкером, служил в Коллегии иностранных дел.

Его сослуживцами по коллегии были А.С. Пушкин и

А.С. Грибоедов. Талантливые друзья увековечили

Завадовского в своих произведениях. В поэме Грибо-

едова «Горе от ума» качествами Александра наделён

герой произведения князь Григорий, а Пушкин сде-

лал Завадовского прототипом одного из персонажей

своего незавершённого романа «Русский Пелам»

(1834–1835 гг.). По замыслу роман должен был дать

широкую картину жизни русского общества 1820-х го-

дов. В нём Пушкин описывает «пышный образ жизни

Завадовского, он даёт обеды и балы…».

Кроме того, имя Александра вписано в историю

благодаря «Четвертной дуэли» из-за балерины

Истоминой, в которой погиб В.В. Шереметев, а во

втором поединке А.И. Якубович ранил в руку друга

Завадовского А.С. Грибоедова. Последние годы жизни

Александр чурался светской жизни и закончил свои

дни в имении Елизаветовка Новомосковского уезда.

ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ

ЗАВАДОВСКИЙ

(1798–1855)

В отличие от своего старшего брата Василий Пе-

трович оправдал ожидания родителей и смог сделать

успешную карьеру при дворе. Начинал он в Комиссии

составления законов, куда его записали канцелярским

служителем в 12 лет. В 1812 году Завадовский был

пожалован в камер-юнкеры, в 1818 году поступил на

военную службу, а после отставки (1828 г.) Василий

Завадовский делает блестящую карьеру на государ-

ственном поприще.

В 26 лет наследник известной фамилии женился

на 17-летней красавице Елене Влодек. Художни-

ки вдохновенно писали портреты Елены, а поэты

слагали стихи о её красоте. Среди них И.И. Козлов,

П.А. Вяземский и, конечно, большой ценитель пре-

красного А.С. Пушкин. Стих «Красавица» был вписан

поэтом в альбом Елены. Неравнодушный к красоте

госпожи Завадовской, Пушкин запечатлел её образ

в своем знаменитом романе «Евгений Онегин». Нина

Воронская, которую читатель встречает в 8-й главе,

не кто иная, как Елена Завадовская.

Личная жизнь супругов сложилась менее удачно,

чем их карьера и успех в свете. Отчуждения добавила

смерть единственного сына Петра (1828–1842), на

которого возлагались надежды на продолжение рода

Завадовских. Василий, Елена и их сын похоронены в

Фёдоровской церкви Александро-Невской лавры.

АГЛАИДА ПЕТРОВНА

ЗАВАДОВСКАЯ (МЕРЖЕВСКАЯ)

(1799–1854)

Аглаида вышла замуж за предводителя дворян-

ства Могилёвской губернии Феликса Ивановича

Мержевского (1785–1851). У супругов была одна дочь

Мария (1840–1907), которая стала женой предводите-

ля дворянства Суражского уезда Ивана Степановича

Листовского (?–1912). Его перу принадлежит биогра-__

фия П.В. Завадовского, опубликованная в журнале

«Русский архив» в 1883 году. У Листовских было два

сына и две дочери. Большую часть времени семья

проживала в селе Ущерпье Суражского уезда, кото-

рое досталось в наследство Марии Феликсовне. Сын

Листовских Сергей Иванович (1875–1922 гг.) известен

тем, что основал в Ущерпье общину последователей

Л.Н. Толстого. Все дети, кроме младшего сына, создали

свои семьи, но о дальнейшей судьбе Листовских и их

потомков ничего не известно.

ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА

ЗАВАДОВСКАЯ (КАБЛУКОВА)

(1802–1884)

Избранником младшей дочери В.П. Завадовского

Татьяны стал кавалергард, генерал-майор Владимир

Иванович Каблуков (1781–1848). На момент свадьбы

графине было 17 лет, а жениху 38. К этому времени

Владимир Иванович успел сделать блестящую военную

карьеру и прославиться своим бесстрашием на полях

сражений. Как и братья, Татьяна была лично знакома с

А.С. Пушкиным. По одной из версий, замужество Татья-

ны Лариной в романе «Евгений Онегин» с израненным

боевым генералом поэт «списал» с четы Каблуковых. В

свете поговаривали, что Завадовская и есть «та самая

Татьяна». В счастливом браке у Каблуковых родились 3

дочери (Клеопатра, Вера и Олимпиада) и сын Александр.

Самым богатым на потомство оказался брак Олимпиады,

которая вышла замуж за А.В. Барятинского, отпрыска

знаменитого рода, дружившего с царской семьёй.

Браки правнуков Татьяны изобиловали громкими

именами. Среди них Романовы, Щербатовы, Мальцо-

вы, Апраксины, Волконские. Одна из праправнучек

Татьяны Мария Соццани стала женой поэта И. Брод-

ского. Все многочисленные потомки Т. Завадовской

сейчас живут за границей.

СОФЬЯ ПЕТРОВНА ЗАВАДОВСКАЯ

(1795–1830)

В 17 лет Софью выдали замуж за представителя

древнего княжеского рода В.Н. Козловского, но

брак распался. Законы того времени не позволили

официально оформить развод, что не помешало

Софье тайно обвенчаться с новым возлюбленным

А.М. Исленьевым (1794–1881). Из шестерых детей,

родившихся в этом браке, больше всего известно о

Любови Иславиной (Берс), т.к. одна из её дочерей Со-

фья вышла замуж за писателя Л.Н. Толстого. Муж, дети

и внуки С.П. Завадовской неоднократно становились

прототипами героев произведений великого писате-

ля. С другим известным литератором – С. Есениным

связала свою судьбу внучка Льва и Софьи Толстых

С.А. Толстая. В настоящее время в мире более 300

прямых потомков Софьи Андреевны и Льва Нико-

лаевича Толстых. В России их всего около двадцати.

Бурное время стёрло память о великих деяниях

екатерининского чиновника, быстро пресеклась

фамилия Завадовских, и потомки довольно скоро

забыли о некогда знаменитом прадеде. Память о

графе вытеснили громкие фамилии старинных ро-

дов, и теперь мало кто из ныне живущих потомков

П.В. Завадовского знает о министре, который стоял

у истоков большинства великих реформ конца XVIII

– начала XIX века и кровь которого течёт в их жилах.

 

 

 

Усадьба П.В. Завадовского в Ляличах

Более двухсот лет назад в малороссийской

губернии, далеко от столицы, развернулось

масштабное строительство. На глазах у изум-

лённых жителей в провинциальной глуши выросла

чудо-усадьба, созданная в лучших традициях клас-

сической архитектуры и ландшафтного искусства.

Строилось поместье для государственного деятеля

и фаворита императрицы Екатерины II Петра Васи-

льевича Завадовского. За два века усадьба сменила

много владельцев и давно утратила былой блеск. Но

даже то немногое, что сохранилось, по-прежнему

впечатляет очевидцев.

Сейчас село Ляличи, прославленное П.В. Завадов-

ским, входит в состав Суражского района Брянской

области. Первоначально Ляличи (тогда ещё Старое

Село) были основаны в трёх километрах севернее

нынешнего местоположения. То место и поныне

называется Старым Селом. Новое поселение с дру-

гим названием появилось после большого пожара,

погубившего Старое Село. Оставшиеся в живых

жители решили не возвращаться на прежнее место.

Новое поселение образовалось в лесу на берегу

маленькой речки Шелковки и было названо Ляля,

по имени одной из первых жительниц. Со временем

выселок разросся в село Ляличи.

На протяжении четырёх веков (1320–1654 гг.)

западные земли Руси, которые называли Малорос-

сией, были подчинены Польше и Литве. В 1654 году

Малороссия перешла под покровительство Русского

царства, сохранив свою автономию. Последним ино-

земным владельцем Ляличей был польский магнат

Николай Абрамович, о чём свидетельствуют записи

от 1654 года. Освободившись от поляков, жители Ма-

лороссии получили полную свободу, в том числе воз-

можность создания органов самоуправления – ратуш.

Однако уже к 1690 году половина сёл была роздана

воинским старшинам, и в Ляличах появился новый хо-

зяин – Максим Бороздна. После его смерти село было

возвращено Мглинской ратуше, а в 1721 году продано

сыну стародубского торговца Якову Томашевичу. Со-

гласно грамоте 1726 года очередным владельцем

этих земель стал поручик Антон Детерден.

Ближе к середине XVIII века Ляличи перешли

в собственность государства в разряд дворцовых

сёл, которые цари дарили своим приближенным в

качестве вознаграждения за службу. При правлении

Екатерины Великой Ляличи были пожалованы её

фавориту и соратнику Петру Завадовскому. На тот

момент в селе было 14 казачьих дворов, 2 двора

стрельцов, 30 дворов и 40 хат бобровиков. При Зава-

довском огромные площади поместья превратились

в прекрасный английский парк, и Ляличи получили

широкую известность благодаря воздвигнутому

графом дворцовому комплексу и церкви Св. Екате-

рины по проекту гениального архитектора Джакомо

Кваренги.__

Вид дворца П.В. Завадовского в Ляличах (арх. Дж. Кваренги)

Парковый фасад дворца П.В. Завадовского

Вид дворца П.В. Завадовского в Ляличах (арх. Дж. Кваренги)

А.М. Кунавин. Вид усадьбы Завадовского в Ляличах (нач. XIX в.)

 

ЕКАТЕРИНОДАР.

ФАКТЫ И ЛЕГЕНДЫ

Из письма генерал-губернатору Малороссии Ру-

мянцеву П.А.: «Сиятельнейший граф, милостивый

государь! Её Императорское Величество всемило-

стивейшая Государыня величайше дозволила пожа-

лованное в Стародубском полку село Ляличи пере-

именовать в Екатеринодар. Вследствие чего имею

честь всепокорнейше просить Вашего сиятельства

повелеть тамошнему правлению отныне то село

моё под сим названием писать в ревизских книгах и

где по делам дошло бы упоминать об оном. Я есм с

нелицемерною преданностью и высокопочитанием

Вашего сиятельства верный и нижайший слуга. Пётр

Завадовский. Августа 14, 1781-го. С-Петербург».

Так село Ляличи стало на 15 лет Екатеринодаром,

пока новый император Павел I не аннулировал пере-

именование. В имение было вложено столько души

и труда и результат был столь внушительным, что

оно вправе было носить имя великой императрицы

и даже соперничать по красоте и роскоши со знаме-

нитыми резиденциями столицы.

Село находилось в нескольких километрах от род-

ных Красновичей Завадовских и давно привлекало

внимание Петра. Желанное имение было даровано

ему за заслуги в Русско-турецкой войне (1768–1774) в

мирное торжество в июне 1775 года вместе с 2,5 тыс.

крестьян. Дворцовый комплекс в Ляличах строился

с 1780 по 1800 год и воплотил в себе лучшее от стро-

гого классицизма. Год за годом усадьба обрастала

новыми постройками, главной из которых, помимо

дворца, была церковь Св. Екатерины. Большое вни-

мание уделялось пейзажному парку в английском

стиле. Границы графских владений были отделены

кирпичной двухметровой по высоте стеной, протя-

нувшейся на 12 км.

В те дни посетителей усадьбы встречала большая

липовая аллея, ведущая от реки Ипути к церкви. От

аллеи ответвлялась вторая, перпендикулярная ей,

которая вела к главному въезду в имение. Сам па-

радный въезд был оформлен решётчатой оградой

и внушительными столбами главных ворот. Путь к

дворцу пролегал через большой парадный двор,

усаженный клумбами. По обе стороны этого двора

протянулись 70-метровые белые корпуса оранжерей

с нарядной отделкой и лестницами во всю ширину.

Сам дворец представлял собой центральное

здание с двумя вспомогательными корпусами (фли-

гелями), которые соединялись между собой полукру-

глыми одноэтажными крыльями галерей. Главный

корпус дворца был высотою в три этажа.

Дом имел два парадных входа – со стороны двора

и со стороны парка. Оба фасада были оформлены

портиками из 6 колонн с фронтонами. Центральные

фасады, как и боковые, украшали лоджии на уровне

второго этажа. Крышу венчал купол, через четыре

окна которого щедро лился свет в центральную залу

дворца. Фасады всех частей дома отличались строго-

стью пропорций и сдержанностью декора.

И если внешне здание восхищало своей лаконич-

ностью, то внутреннее убранство дворца являлось

воплощением безудержной роскоши. На первом

этаже размещались вестибюль, гардероб, приёмные,

кабинет владельца и служебные помещения. На вто-

ром находились столовая, гостиные и парадные залы.

Третий, небольшой по высоте этаж, занимали жилые

комнаты семьи владельца. В подвале размещались__

кухня, кладовые и многочисленные хозяйственные

помещения. Одноэтажные флигели и закруглённые

крылья дома предназначались для гостей. Под их

корпусами тоже были устроены полуподвалы.

Планировка дома анфиладная, то есть дверные

проёмы последовательно примыкающих помещений

располагались на одной оси. Существует также схема,

когда несколько крупных комнат могут быть в цен-

тре, а все остальные сгруппированы вокруг них. Как

раз этот вариант использовался при проектировке

второго и третьего этажей, все помещения которых

располагались вокруг центрального купольного

зала. Войдя во дворец со стороны двора, посетитель

попадал в просторный вестибюль, стены которого

украшали полуколонны и скульптурные панно. В

угловых нишах располагались печи. Из вестибюля

выходили двери в правое и левое крылья дворца.

Ещё два прохода вели в коридоры, соединяющие

переднюю и остальные помещения первого этажа.

Очевидцы отмечали умеренность и лаконичность

отделки этих комнат. Исключение составляют лишь

некоторые из них, в том числе кабинет графа.

Настоящим царством роскоши был второй этаж,

куда вели несколько лестниц: служебные, соединяв-

шие все этажи и подвальные помещения, и парадная.

У самого её основания эта лестница расходилась на

два параллельных пролёта. Стены, образованные

пролётами, были украшены фресковыми изображе-

ниями местных видов и пейзажей.

Второй этаж встречал гостей аванзалом, через

который они попадали в круглый зал, находившийся

под центральным куполом. Верхние окна купола обе-

спечивали зал мягким светом, который подчёркивал

красоту представленных в комнате картин и статуй.

Опорой величественной конструкции служили 16

колонн, парами расположившихся вдоль стен. Меж-

ду колоннами на уровне третьего этажа – ложные и

настоящие окна. Последние призваны рассеивать

полумрак коридоров верхнего этажа. Прямиком из

круглого зала можно было попасть в главную парад-

ную гостиную. Левая дверь вела в женскую половину,

направо был вход в столовую.

Столовую иначе называли Екатерининским залом.

Это было одно из самых величественных помещений

дворца с изображением Екатерины Второй во всю

стену. Рельефные изображения на других стенах

столовой составляли с портретом живую аллегори-

ческую композицию. Колоннады и цветовое решение

комнаты довершали торжественность помещения. Со

стороны парка столовая соседствовала с зеркальным

залом, где проходили балы и концерты и в хорах

которого располагались музыканты. Именно отсю-

да неслась музыка, услаждавшая слух обедающего

семейства и их гостей. Расположение зеркального

зала обеспечивало ему прекрасное естественное

освещение.

С этим праздничным помещением соседствова-

ла главная парадная гостиная дворца. Её стены и

потолок сплошь были покрыты росписью, лепными

орнаментами и барельефами. Наборный цветной пол

усиливал эффект нарядности и роскоши. Парадная

гостиная получила название «четырёх времён года»

благодаря аллегорическим рисункам в росписи по-

толка. Центральный плафон был окружён четырьмя

круглыми фресками, изображающими женщин, соби-

рающих цветы, снопы пшеницы и фрукты – символы

разных времён года. С балкона этой комнаты откры-

вался вид на пейзажи за дворцом: парк, пруд, сад и

некоторые архитектурные сооружения.

В левой части второго этажа располагались

изящные и роскошные будуары, обстановка ко-

торых заказывалась в Европе. В одной из таких

комнат стояла кровать, украшенная одноглавым

орлом, и бюро с бронзой и медальонами работы

Буше. Эти вещи принадлежали Марии-Антуанетте

(1774–1792 гг.). Они были куплены после её казни в

Трианоне для Екатерины Второй, но государыня не

взяла их во дворец, так как они напоминали ей тра-

гическую смерть французской королевы, и вещи эти

достались Завадовскому, который перевез их в свои

Ляличи. Кроме этих предметов из Франции в имение

попали многочисленные гобелены, картины, статуи,

бронзовые украшения.

Третий этаж был обставлен значительно скромнее.

Здесь располагались графские покои, детские, игро-

вые, комнаты для учебных занятий. Тут же были и

хоры для музыкантов, открытые в зеркальной зале

второго этажа.

Флигели дворца оформлялись под стать главному

корпусу и восхищали оригинальностью и богатством

отделки. Говорят, что между одной из спален и уборной

была маленькая комната с потайной дверью в стене,

ведущей в подземный ход. Старожилы утверждают,

что ход соединял дворец, церковь и летний домик.

За дворцом расположился живописный парк с

множеством «затей», в котором любил проводить

время граф и его гости. Парк вместе с садом и по-

стройками усадьбы представлял собой единый

комплекс. Специалисты оценивали его как одно из

лучших произведений садово-паркового искусства

своего времени.

Фруктовый сад располагался справа от дворца.

Сразу за домом были разбиты цветочные клумбы.

За ними – зелёные поляны с небольшими группами

искусно подобранных пород деревьев. Кроме тра-

диционных для нашего региона пород были и экзо-

тические растения на диво местным жителям: кедр,

барбарис, дёрн красный, свидина и др.

Церковь Св. Екатерины. Аэрофотосъемка. 2014 г.

УСАДЬБА. ВЕК ХIХ

Расцвет усадьбы графа П.В. Завадовского в Ляли-

чах пришёлся на начало ХIХ века. Самым рачитель-

ным хозяином был, конечно, сам граф. После смерти

Петра Васильевича в 1812 году в наследство вступили

его жена и дети. Сейчас трудно точно указать год, ког-

да имение перешло в чужие руки. Согласно мемуарам

правнучки Завадовского Т. Кузьминской и личной

переписке наследников как минимум до 1820 года

Ляличами владела семья Завадовских. Можно пред-

положить, что новые хозяева появились в имении в

1820-х годах.

Более 20 лет с момента продажи усадьбы в Ляли-

чах распоряжались Энгельгардты. Новый хозяин Ля-

личского поместья Василий Васильевич Энгельгардт

(1755–1828 гг.) был племянником светлейшего князя

Г. Потёмкина-Таврического. Во время Русско-турец-

кой войны 1787–1791 гг. он командовал кавалерией

в корпусе украинской армии в чине генерал-майора.

В 1797 году он уже генерал-поручик, а к концу этого

же года– тайный советник и сенатор. Василий Васи-

льевич был кавалером многих высших российских

орденов.

После смерти знаменитого потёмкинского пле-

мянника в 1828 году его сыновья Андрей, Василий

и Павел стали крупнейшими помещиками России.

Ляличи достались старшему сыну, Андрею Васи-

льевичу Энгельгардту (1785–1834 гг.). Этот отпрыск

знаменитого рода прославился своим бесстрашием

на полях сражений. Он был участником всех воен-

ных кампаний первой половины 19-го века. Умер

А.В. Энгельгардт в феврале 1834 г.

Состояние Андрея Васильевича наследовали его

жена и четверо сыновей. Ляличи отошли Алексан-

дру Андреевичу Энгельгардту (1822–1887), который

управлял имением вместе с братом Диодором

(?-1883). Свои владения Александр Андреевич не при-

умножил. Более того, в смоленском архиве хранится

его «Объявление о продаже недвижимого имения за

долги». Документ датирован 1863 годом. А Ляличи

были проданы ещё раньше – в первой половине XIX

века.

В 1847 году заканчивается эпоха Энгельгардтов

в Ляличах. И.С. Листовский в биографии П.В. Зава-

довского упоминает некоего барона Черкасова, к

которому перешло имение, однако документальных

свидетельств владения поместьем Черкасовыми не

нашлось. Зато точно известно, что в 1847 году поме-

стье выкупил Н.А. Атрыганьев.

Николай Алексеевич Атрыганьев (1823–1891)

известен как художник-пейзажист. Однако первое

своё образование он получил в Институте инжене-

ров путей сообщения. Затем была военная служба.

Выйдя в отставку по состоянию здоровья, Николай

Атрыганьев полностью отдался живописи, которой

увлекался с юных лет, обучаясь под руководством

профессора Н.Е. Сверчкова и академика Е.Е. Мей-

ера (до 1855 года). Затем художник вынужден был

забросить дела и заняться вопросами собственного

здоровья. Для этого он уехал с женой в своё имение

в Ляличах, где прожил до 1872 года.

Во времена Атрыганьева Ляличи как магнит

притягивали к себе людей искусства, а хозяин умело

создавал атмосферу праздника и творческой фее-

рии. По воспоминаниям современника, «в Ляличах

всегда было много гостей. Люди, интересующиеся

искусством во всех направлениях, стремились

туда потому, что находили удовлетворение своим

возвышенным стремлениям в обществе Николая__

Новым хозяином Ляличского поместья стал клин-

цовский купец Р.И. Самыков. Будучи в первую очередь

торговцем, Самыков не испытывал трепета перед

произведениями искусства, которые наполняли его

новые владения. Большое количество ценностей

было распродано в тот период, а в 1880 году и само

имение было выгодно продано семье Голодцов.

Очередные владельцы Ляличей уже не застали

прежнего блеска усадьбы, но их это не смущало. Ведь

единственной целью покупки был лес, торговлей

которым занималась семья. Сами предприниматели

Лейб, Бер и Залман Голодцы жили неподалёку от

Минска в имении Щедрин.

О том, что происходило с усадьбой на рубеже ХIХ

и ХХ веков, мы можем узнать из мемуаров Лазаря

Голодца, одного из наследников имения. «Впервые

я увидел дворец в 1894 году, когда приехал в Ляличи

по делам. В то время во дворце ещё сохранялись

остатки былого великолепия. Оформление лестницы

образами из греческой мифологии… было ещё цело.

Спустя годы всё пришло в упадок, только гордое

здание продолжало стоять. Говорят, что когда семья

приобретала дворец, в нём уже не было обстановки

и внутренней отделки. Только по углам оставалась

какая-то мебель, и та вскоре была перевезена в

Щедрин. Я хорошо помню эти вещи: набор для го-

стиной красного дерева, обитый дорогим шёлком,

стол, большой диван и кресла… Никто не понимал

истинной ценности этих вещей и не заботился об их

сохранности. С годами мебель износилась и пришла в

негодность. Сохранился лишь восхитительный пись-

менный стол красивого красного дерева. Хочется ещё

упомянуть об огромных книжных шкафах из неокра-

шенного светлого дуба, которые были перевезены

из Ляличей в Щедрин (для меня остаётся загадкой,

как эти громадные шкафы высотой 4–5 метров могли

быть транспортированы). Их поделили между собой

трое братьев Голодец…

В 1880–1890 годах мы жили в Щедрине, не особен-

но думая о Ляличском поместье. О нем редко упоми-

нали и не навещали. Оно было слишком далеко…».

УСАДЬБА. ВЕК ХХ

Бурный двадцатый век начался с потрясений и

для отлаженной жизни минских коммерсантов. Ра-

зорившись, семья Голодцов вынуждена была делить

поместье для будущей продажи. Пока велась тяжба, в

поместье продолжало хозяйничать Время. Несколько

десятков лет без ухода превратили пейзажный парк в

лес, а постройки – в мёртвые остовы. У нас есть воз-

можность побывать в поместье 1910 года и увидеть

его состояние глазами архитектора Ф.Ф. Горностаева,

который запечатлел своё путешествие в Ляличи в

книге «Дворцы и церкви Юга».

Итак, мы у ворот усадьбы. «Немногое осталось от

арочной решетчатой ограды, и только лишь полураз-

рушенный воротный въезд изяществом пропорций и

рисунка подготовляет зрителя к встрече с остатками

чудес минувшего, освещенных ныне легендарным

светом. Обширнейший передний двор уж утерял

боковые, стоявшие один против другого огромные

тридцатипятисаженные корпуса былых оранжерей.

Долго идешь опустошенным передним двором,

приближаясь ко всё растущему колоссальному двор-

цу. Все грязно, все валится и гниет. Ветхие оконные

рамы лишены стекол, и птицы летают по комнатам.

Крыша едва цела; местами она уже провалилась, и

дождевая вода свободно льет внутрь помещений,

разрушая все до самого низа. Исчезнувшие двери

дают полный доступ внутрь кому угодно; в нижнем

этаже пасется стадо, укрываясь от непогоды…

Повсюду зияющие отверстия в полах и потолках,

варварски разрушенные кафельные печи, ободран-

ные простенки зал, когда-то украшенные большими

ценными зеркалами. Побиты и расхищены изящные

скульптурные фигуры и орнаменты плафонов и

карнизов. От статуй уцелели только пьедесталы.

Расхищены наборные паркетные полы, и нет уже

живого места, свободного от расхищений и разру-

шительного действия атмосферы. И только странное,

живое впечатление среди всеобщей картины смерти

и разрушения производят сохранившиеся фресковые

росписи плафонов.

До неузнаваемости изменился былой «весьма

увеселяющий Английской сад»: не видно дорожек,

холмиков и храмов, исчезли мостики, беседки и па-

вильоны – все заросло и исчезло. Старый густой парк

стоит перед вами как девственный лес…

Заключая обзор ляличских сооружений, нужно

упомянуть еще об уцелевших помещениях обширных

конюшен с башнями по сторонам, просто и красиво

скомпонованных в одном стиле с дворцом... Их соби-

раются продать на слом…».

Минует ещё 20 лет, и даже эти следы былой красо-

ты и роскоши исчезнут, но прежде чем это произой-

дёт, усадьба переживёт, возможно, самые счастливые

свои годы, и новые люди вдохнут жизнь, красоту и

смысл в огромные помещения дворцовых построек.

В 1912 году начинается новая, хотя и недолго-

временная эпоха владения Ляличами Черниговской

епархией – одной из древнейших епархий на Руси.

Возглавлял митрополию Василий (Богоявленский),

архиепископ Черниговский. В 1912 году советом

братства св. князя Михаила, которым также руково-

дил епископ Василий, было решено открыть новые

просветительно-благотворительные учреждения в

ознаменование предстоявшего в 1913 году празд-

нования 300-летия царствования дома Романовых.

Силами всего края за два года удалось собрать необ-

ходимую сумму на приобретение и восстановление

Ляличской усадьбы. Главным просветительским учре-__

Итак, Ляличи, май 1915 года. «Во дворе движе-

ние: стучат плотники, каменщики, штукатуры, пере-

крикиваются подёнщики и подёнщицы, убирая со

двора мусор. Точно муравейник: движется, кричит,

работает... Поселились в отремонтированной части

дворца в левом крыле, где приготовлены были ком-

наты с кроватями и постелями. Наскоро устроились,

осмотрели дворец. Всё обставлено лесами, досками,

материалами: везде происходят работы. Внутри зда-

ния огромный вестибюль. Отсюда широкая лестница

ведёт во 2-й этаж. И тут ремонт: настилают полы, по-

толки, вставляют двери, окна. Унылое разрушение и

свежее восстановление на каждом шагу…

Малый дворец находился в двух верстах от дома,

на холмике, заросшем молодыми побегами среди

пней от недавно срубленных вековых деревьев…

И здесь происходит ремонт. Спешно отделывают

помещение под санаторий для учениц женского

епархиального училища…

Работа по реставрации дворца производится под

наблюдением иеромонаха Троицкого монастыря

о. Валентина, хорошо знающего строительное дело.

Вокруг него группируются каменщики, плотники,

штукатуры, столяры, красильщики и вообще ра-

бочий люд. В крыльях дворца отделано 36 комнат.

В центральном здании вставлены оконные рамы, во

многих комнатах поставлены полы, исправлены лест-

ницы, сделаны двери. Предполагается восстановить

всё в прежнем виде: исправить роспись, картины,

вставить зеркала, барельефы и т.п.».

Помимо лазарета в 1915 году в Ляличском

дворце временно размещалась часть классов учеб-

но-духовных заведений епархии, а шестого августа

была открыта благотворительная столовая на 300

человек. Также в Ляличах планировалось открыть

второклассную школу и Земледельческий приют для

детей воинов, павших на полях брани. Для этого на

месте северной оранжереи предполагалось возвести

одноэтажный учебный корпус, напротив уже постро-

енного в 1915 году идентичного каменного здания с

двумя портиками по фасаду.

Кроме второклассной церковно-приходской шко-

лы в северном корпусе должны были разместиться

три класса учительской школы, обширная спальня

учениц, помещение для образцовой школы и пять

комнат для «учащего» персонала школы. Южный

новостроенный корпус предполагалось занять под

обширную институтскую церковь с примыкающей

к ней столовой института. Рядом в плане были бу-

фетная и «помещение экономии». Помещения с тем

же назначением (столовая, буфетная, бухгалтерия)

второклассной школы находились в том же корпусе,

отделённые просторным вестибюлем от институт-

ских. Подвал под южным корпусом был приспособлен

под кухни, моечные и кладовые помещения. Там же

располагались 2 комнаты для прислуги и четыре

обширных погреба.__

В 1926 году во дворце и хозяйственных построй-

ках разместилась еврейская коммуна им. Дзержин-

ского. В те годы дворец пострадал от случайного по-

жара, а в 1931–1932 гг. центральный корпус зимнего

дворца был разобран на кирпич для расширения

производственной части фабрики «Пролетарий» и

достройки ТЭЦ. В это же время на слом идёт летний

домик и ротонда, а комсомольцы, воспитанные на

новых идеалах атеизма, громят церковь.

В годы фашистской оккупации (1941–1943 гг.) все

ляличские колхозы приостановили свою работу.

Часть населения была демобилизована, часть вела

собственное хозяйство. Во дворце расположился

немецкий штаб.

В сентябре 1943 года Ляличи были освобождены

от захватчиков, и село начало возвращаться к мир-

ной жизни. Только вот от работ Кваренги осталось

совсем немного: руины дворца, каретный сарай да

полуразрушенная церковь.

В левом крыле дворца совхоз Мичуринский устро-

ил ремонтно-механическую мастерскую, а построен-

ную в 1915 году школу отдали под коровник. На месте

левой оранжереи соорудили деревянный телятник.

В начале 50-х годов каретный сарай приспособи-

ли под учебные классы старшей школы, в то время

как малыши учились в прежних деревянных зданиях.

Село оживало от потрясений и уверенно строило

«светлое будущее». Появилось время подумать и

о сохранении исторических памятников малой ро-

дины. Вопросом Ляличской усадьбы занялись сразу

две группы энтузиастов: ляличский инициативный

комитет по ускорению реставрации ляличского

архитектурного комплекса (ИКУРЛАА) и вильнюс-

ская группа содействия реставрации памятников

классической культуры, созданных Д. Кваренги,

которую организовал и возглавил уроженец Ляли-

чей Иван Александрович Подлужский. Подвижники

тесно сотрудничали с Брянским областным отделе-

нием Всероссийского общества охраны памятников

истории и культуры, которое в то время возглавлял

В.Н. Городков.

Многолетнее сотрудничество энтузиастов при-

несло свои плоды. В 1966 году левое крыло дворца

было отдано под нужды Ляличской средней школы.

За несколько лет силами учителей и учеников в

левом крыле дворца было построено 10 классных

комнат, большой спортивный зал, школьная мастер-

ская. В полуподвальном помещении разместилась

котельная. В таком виде школа прослужила более

20 лет.

В 1972 году по проекту Брянской экспедиции

Росгипроводхоза были реконструированы большие

площади нижнего пруда на реке Излучье. В 1974

году согласно постановлению Совета Министров

вся усадьба графа П.В. Завадовского была объяв-

лена памятником архитектуры республиканского

государственного значения. В конце 1980-х годов,

используя полученные от вильнюсцев материалы

(в том числе чертежи ляличских построек Кварен-

ги), институт «Соцпроектреставрация» разработал

проект восстановления усадьбы (архитектор Л.С.

Семёнова). Проект предусматривал реконструкцию

дома-дворца, церкви и некоторых построек. В это

же время (в 1989 году) начинается долгожданная

реставрация церкви Св. Екатерины.

В 1984 году была возведена новая типовая школа в

Ляличах, и все классы, которые раньше размещались

в бывшем каретном сарае и обустроенном северном

крыле дворца, были переведены в новое здание. Для

каретного сарая нашлось применение в качестве

учебно-производственного комбината, который

размещался там до 1997 года. В ноябре 1997 года

в результате большого пожара от здания остались

лишь стены, и до сих пор оно не востребовано. После

переезда школы дворец был оставлен на произвол

судьбы. Совхоз в начале 80-х годов получил новые

помещения для фермы и мастерских и также больше

не нуждался в дворцовых постройках.

В переломные 90-е годы были свёрнуты многие

реставрационные проекты, в том числе и ляличский.

В церкви успели накрыть купола, вставить двери,

расчистить завалы, отремонтировать пол и восста-

новили ограду. На этом масштабный ремонт пре-

кратился.

В последующие годы жители и администрация

района старались не допустить новых разрушений

храма, время от времени выделялись деньги на

небольшие ремонты. Таким образом, к концу 20-го

века церковь оказалась единственной постройкой,

уцелевшей от всего огромного дворцового комплек-

са П.В. Завадовского. Частично отреставрированная,

она продолжала впечатлять своим классическим ве-

ликолепием и напоминать жителям и гостям Ляличей

об удивительном прошлом села.__

ЛЯЛИЧИ СЕГОДНЯ

Сегодня историческое село по-прежнему может

гордиться своей площадью и численностью населе-

ния (770 человек на 2015 год). Пробыв 86 лет центром

Ляличского сельсовета, с 2005 года Ляличи входят в

состав Лопазненского сельского поселения. Сель-

скохозяйственная отрасль с 2011 года представлена

фермой КРС «Ляличи». В селе функционирует соци-

ально-культурный центр, куда входят: сельская ад-

министрация, спортивный комплекс с современным

тренажёрным и спортивным залами, Дом культуры,

библиотека, музей, опорный пункт милиции, фельд-

шерско-акушерский пункт, а с осени 2013 года открыл

свои двери для новобрачных «Зал любви», где сейчас

проводятся бракосочетания.

Ещё одним значительным центром просвещения

и культуры в селе является Ляличская средняя школа,

чей краеведческий музей собрал богатейший мате-

риал по истории села и графской усадьбы. Ляличи

привлекают творческих людей и часто становятся

центром различных культурных событий. С 2010

года стало традицией проведение в селе областного

фестиваля казачьей песни «В песне – душа казака».

Далеко за пределами района известен Ляличский

народный хор, состоящий из работников Дома куль-

туры и педагогов местной школы.

Многочисленные туристы приезжают в Ляличи,

чтобы увидеть церковь Св. Екатерины и полураз-

рушенный дворец Завадовского – шедевры архи-

тектора Д. Кваренги. С 2011 по 2012 год в рамках

губернаторской программы по восстановлению

памятников архитектуры в церкви были перекрыты

купола и восстановлена часть фасада здания. Внешне

храм преобразился, но осталась большая работа по

реставрации внутренней части церкви. С 2009 года

здесь возобновились богослужения, а в августе 2014

года в храме состоялось первое почти за 100 лет

венчание.

Кроме этих внушительных построек до сего дня

в Ляличах сохранились школьный корпус около

дворца, построенный в 1915 году Черниговской

епархией, и стены каретного сарая. А чуть поодаль

от туристической тропы можно обнаружить чудом

уцелевшие погреба Завадовского. Поросшие кустар-

ником площади усадьбы хранят в себе ещё много

следов былых построек: расчистив слегка землю

на месте Летнего дворца, охотничьего домика,

купальни и других сооружений, легко найти следы

кирпичной кладки.

Однако Ляличи сегодня ценны не только своими

постройками, но и богатым историческим про-

шлым. Судьба одного села вместила в себя память о

польско-литовском владычестве и блеске великой

Российской империи; Ляличи становились центром

просвещения, боролись с фашизмом и славились

как казачий край. До сих пор село пропитано духом

истории, а старинные здания служат мостиком в

прошлое, когда Ляличи носили имя великой импера-

трицы Екатерины II и служили утешение

Г.А. Пикина