Страницазаурядный

ПАРК ИМ. ТОЛСТОГО УТРАТИЛ СВОЮ УНИКАЛЬНОСТЬ. ИЗ КАТЕГОРИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ОН ПЕРЕШЕЛ В РАЗРЯД ЗАУРЯДНЫХ.

В Брянске был пре­красный сказочный парк, который славился на всю Россию. Свои самобыт­ные черты он начал обре­тать с 1960 года, когда на смену бетонно-гипсовым поделкам постепенно стала приходить скуль­птура из дерева, выпол­ненная руками умель­цев прямо на корню из усохших вязов. Первыми были «Старик-сказочник», «Деснянка» и «Емеля».

 В разные годы в парке работали такие талант­ливые художники, как Игорь Федорович Жда­нов, Виктор Михайлов, Борис Зубарев, Вячеслав Орлов, Александр Венчи­ков и другие.

Автором идеи и ини­циатором создания за­мечательных деревянных скульптур был заслужен­ный работник культуры РФ поэт Валентин Динабургский. Благодаря его усилиям Брянский парк имени А. К. Толстого стал одним из самых знамени­тых и получил статус пар­ка-музея.

В феврале 1974-го за оригинальное высокохудо­жественное решение и соз­дание уникальной коллек­ции парковой скульптуры из дерева, отличавшейся высокой гражданской на­правленностью и художе­ственным достоинством, парк был награжден ди­пломом ВДНХ СССР II

Каждая деталь пар­ка — от скамьи и урны до скульптур — являла собой произведение искусства. Любовались ими не толь­ко жители города, но и его гости. Можно было зака­зать обзорную пешеход­ную экскурсию «Сказки брянского парка». Ежегод­но здесь принимали свы­ше 300 тысяч посетителей. Много писала о необыч­ном парке пресса. Фото скульптур публиковались в изданиях США, Англии, Франции. Знаменитый Юрий Сенкевич, ве­дущий «Клуба путеше­ственников», признался Динабургскому, что впер­вые услышал о брянском парке в Конго!

В 1981 году в Брянск приехал представители ЮНЕСКО и увидел то, чего невстретил ни в Орле, ни в Ташкенте, ни в Улан-Удэ. Парк отнесли к категории этнографических, отлич­ных от всех прочих. К сло­ву, в СССР насчитывалось в ту пору более двух тысяч парков при Минкультуре и почти столько же про­фсоюзных. Так что выби­рать было из чего! Брян­ский парк выиграл за счет новизны, выразительно­сти оформления, т.е. тех самых деревянных извая­ний, выполненных народ­ными умельцами из сухо­стойных вязов и дубовых кряжей. Брянск включи­ли в монографию «Парки мира», вместе с другими отобранными ЮНЕСКО на пяти континентах.

К 1000-летию города, которое предполагалось отмечать в 1985 году, было решено кардинально обно­вить парк. В 1982-м брян­ский институт «Гражданпроект» приступил к разработке технической документации генераль­ной реконструкции парка с учетом его уже сложив­шегося профиля. Предпо­лагалось достичь, прежде всего, единства ландшаф­та и малых архитектурных форм: деревянных скуль­птур, фонтанов и других целью реконструкции 1980-х годов было создание зеле­ного массива, в миниатюре повторяющего разнообра­зие и богатство природы Брянского края. Живо­писные куртины, солнеч­ные полянки, тенистые га­зоны, сосны, ели, березы, рябина, дуб, клены, ивы должны были заменить малоценную и непривле­кательную в декоратив­ном смысле существовав­шую растительность парка, исключая крупные дере­вья. Отдельными яркими островками должны были разместиться цветы, и их должно было быть много. Гармония формы (флора) и содержания (скульпту­ры и сооружения) должна была стать основой парка- музея. Каждый квадрат­ный метр площади, каждая скамья, пергола, беседка, фонтан должны были быть исполнены в едином стиле.

Увы, не все из задуман­ного удалось воплотить в жизнь. По словам бывше­го художника-реставрато­ра парка А. Н. Венчикова, остались нереализован­ными десятки проектов (в том числе «Аллея ска­зок», «Аллея персонажей К. Пруткова» и т.д.). В се­редине 2000-х годов ста­ло ясно, что парк вновь нуждается в обновлении. Официально коренное переустройство парка-му­зея считалось «ремонтом» или «комплексной рекон­струкцией». Пресс-служба горсовета в официальном релизе объявила, что вла­сти решили провести ее к 190-летию нашего зем­ляка, а также «в целях укрепления материально- технической базы» и «соз­дания комфортных ус­ловий для посетителей». ИА «Город 24» 4 апреля 2008 года сообщало, что при обновлении аттрак­ционов предпочтение от­дали итальянской фир­ме «Дзамперла», «которая предложила разбить парк на три зоны: детские ат­тракционы, смешанного типа и семейная». Росто­вые шахматы для шахмат­ной площадки заказывали в Москве. Фирма «Аква­рель» разработала эскиз летнего театра (оторопь бе­рет: куда уплывают деньги налогоплательщиков!).

Надо отметить, что первоначальный проект реконструкции парка вы­звал волну возмущения  некото­рых депутатов областной Думы. Однако чиновники не прислушались к спра­ведливой критике. В ре­зультате появился парк- Франкенштейн (ни на что не похожий урод).

При проектирова­нии полуфункциональ­ных парков рекоменду­ется следующий баланс: 70—75 процентов терри­тории — зеленые насаж­дения; площадки — 8-10, дороги — 10-13, соору­жения — 5—7 процентов. В малых парках: зона со­оружений — не более 25 процентов, зона массовых посещений — 30—60, ти­хого отдыха — не менее 50-60 процентов. Вы что- нибудь подобное видите в парке А. К. Толстого?

Гордостью Брянска был и уникальный музей «Брянский лес». Еще в на­чале 1980-х годов В. Д. Динабургский мечтал о том, что здесь в двух залах раз­местятся экспонаты, дио­рама, стенды и многое другое, красочно, эмоци­онально повествующие о фауне и флоре брян­ских лесов. Это не музей в обычном понимании, это как бы ворота, ши­роко распахнутые в при­роду, подчеркивающие ее необыкновенную красоту и хрупкость, ее величие и уязвимость, полную за­висимость от деятельности человека. Терем с художе­ственной резьбой, барелье­фом и стражами в виде двух столь же необычен и ин­тересен, как и парк. Му­зей тоже был единствен­ным в России. Его залы, искусно оформленные ху­дожниками, при помощи электроники и опытных экскурсоводов вводили в царство сказочной при­роды, имя которой — лес. Посетителям музея пропо­ведовалась экологическая культура, которой всем нам так недостает.

8 марта 2009 года му­зей сгорел в результате поджога. Теперь эта пло­щадка летом используется частично для размещения надувных аттракционов, частично — как картодром; зимой заливается каток (кстати, эти неза­конные частные аттракци­оны перекрывают боковые ворота, что грубо наруша­ет правила противопожар­ной безопасности).

Но главный компо­нент любого парка — это, естественно, зеленые на­саждения. Конечно, дере­вья в парке погибали по разным причинам, в т.ч. от бурь и болезней. Одна из них — систематическое «недоедание». Речь идет об опавших листьях, которые с таким рвением и тща­тельностью выскребают и выметают с газонов. Го­родские почвы и так слиш­ком бедны питательными веществами. И это очень отражается на жизнестой­кости деревьев. Например, липа мелколистная в есте­ственных условиях леса доживает до 400 лет, в пар­ках — редко до 150, а на улицах и бульварах гибнет, едва достигнув 50-летнего возраста. Примерно то же происходит и с другими породами. Опавшие ли­стья, хвоя, мелкие вет­ки, именуемые в науке подстилкой, очень бога­ты питательными веще­ствами. Под воздействием микрофлоры и сложных биохимических процес­сов органическое веще­ство подстилки превра­щается в гумус, который в свою очередь преобразу­ется в доступные формы азота и зольные вещества, столь необходимые для жизнедеятельности расте­ний. Кроме того, подстил­ка предохраняет поверх­ностные корни растений от вымерзания, уменьша­ет испарение влаги из по­чвы, а также служит суб­стратом для прорастания семян древесных пород и первоначального разви­тия молодых растений.

Сейчас вырублено бо­лее половины дере­вьев, взамен высажено не­сколько убогих туй. Кому мешала клумба при входе? Где зона спокойного от­дыха? «Архитектор» Му- зальков (отвечающий за реконструкцию), похоже, никогда не слышал о зо­нировании территории парков. Почему по пери­метру парка не высажены двухъярусные посадки из деревьев и кустарников, чтобы отделить террито­рию отдыха от загазован­ных улиц? Парк с любой точки просматривается на­сквозь, настолько варвар­ски были вырублены без какой-либо замены прак­тически все насаждения. Были потрачены деньги на озеленение, но посетители парка видят только неухо­женные газоны.

Постепенно скульптур­ный фонд парка сократился наполовину (их было 61). Почти два десятилетия в парке не создавались но­вые фигуры, а после так называемой реконструк­ции 2007-2008 годов из 34 скульптур сохранились 22. А ведь почти все из них можно было либо оставить в прежнем виде, либо не­много подреставрировать. Гнев горожан вызвало раз­рушение фонтана-скуль­птуры «Чертова мельни­ца» (авторы В. Михайлов, В. Орлов и  Ставцев, 1985 год, дуб), который был создан к тысячеле­тию Брянска и за который парк получил множество наград и широкую извест­ность.

Там, где некогда была танцевальная веранда, планировалось разбить ху­дожественный газон с аль­пийскими горками и сти­лизованной скульптурой. Парк в парке — так хо­телось бы использовать это место, расположенное на самом виду и хоро­шо освещаемое солнцем. Кирпичная стена, отде­ляющая парк от стадио­на, сама напрашивалась на вертикальное озелене­ние. Дикий виноград, его пианы создали бы пре­красный фон для газона, надежно скрыв всю не­приглядность кирпичного сооружения. Эта мечта 3. Динабургского, к сожалению, не сбылась.

Особо хочется остано­виться на кафе. Если в на­чале 1970-х годов в пар­ке было кафе «Встреча», с которым у многих по­жилых брянцев, наверное, связаны самые теплые воспоминания, то позднее число «точек общепита» стало увеличиваться. Ря­дом с «Чертовой мельни­цей» распахнули свои две­ри детское кафе «Сказка» («Брянское мороженое»), кафе «Нескучный сад» и «Снежка». А потом, что называется, понеслось!

Но самый большой удар по парку нанес и продол­жает наносить депутат горсовета, лидер фрак­ции единороссов В. Аро­нов. Несколько лет в пар­ке ведется борьба между различными предприя­тиями общепита. Не так давно кафе «Снежка» вы­купило предприятие, под­контрольное учредителям мясокомбината «Содруже­ство» во главе с В. Ароновым. Говорят, после со­вершения этой сделки окрыленные «ароновцы» решили взяться всерьез за парк. Заменили его дирек­тора, поставив на это ме­сто человека, полностью управляемого, и приня­лись потихоньку лепить свою монополию.

По словам бывшего художника-реставратора парка А. Венчикова, в уго­ду меркантильным инте­ресам убраны: деревян­ный паспорт с регалиями парка-музея, резное пан­но и хоровод деревянных работных людей при вхо­де, резные строения и де­коративное оформление.

 Уникальная жемчужи­на Брянска — парк-музей превращается в средне­статистический скверик. Поток туристов убывает пропорционально убыва­ющим экспонатам музея.

Очень важно и то, что кроме нарушения градостроительного, лес­ного, земельного зако­нодательств и других нормативно-правовых до­кументов, варварская ре­конструкция парка на­рушила авторские права, в т.ч. скульпторов, защи­щаемые международным и российским законода­тельством. А это уже не просто нравственные пре­грешения, а деяния, пре­следуемые гражданским и уголовным законода­тельством!

С моей точки зрения, воспитание патриотизма состоит не в последнюю очередь и в том, чтобы трепетно и бережно от­носиться к достопримеча­тельностям своей малой родины. А парк деревян­ных скульптур как раз и был такой славной, ши­роко известной и всеми любимой достопримеча­тельностью. За сохране­ние наших замечатель­ных и неповторимых мест в Брянске наши потомки скажут нам спасибо.

Надежда КОЧЕГАРОВА.