ПАРК ИМ. ТОЛСТОГО УТРАТИЛ СВОЮ УНИКАЛЬНОСТЬ. ИЗ КАТЕГОРИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ОН ПЕРЕШЕЛ В РАЗРЯД ЗАУРЯДНЫХ.
В Брянске был прекрасный сказочный парк, который славился на всю Россию. Свои самобытные черты он начал обретать с 1960 года, когда на смену бетонно-гипсовым поделкам постепенно стала приходить скульптура из дерева, выполненная руками умельцев прямо на корню из усохших вязов. Первыми были «Старик-сказочник», «Деснянка» и «Емеля».
В разные годы в парке работали такие талантливые художники, как Игорь Федорович Жданов, Виктор Михайлов, Борис Зубарев, Вячеслав Орлов, Александр Венчиков и другие.
Автором идеи и инициатором создания замечательных деревянных скульптур был заслуженный работник культуры РФ поэт Валентин Динабургский. Благодаря его усилиям Брянский парк имени А. К. Толстого стал одним из самых знаменитых и получил статус парка-музея.
В феврале 1974-го за оригинальное высокохудожественное решение и создание уникальной коллекции парковой скульптуры из дерева, отличавшейся высокой гражданской направленностью и художественным достоинством, парк был награжден дипломом ВДНХ СССР II
Каждая деталь парка — от скамьи и урны до скульптур — являла собой произведение искусства. Любовались ими не только жители города, но и его гости. Можно было заказать обзорную пешеходную экскурсию «Сказки брянского парка». Ежегодно здесь принимали свыше 300 тысяч посетителей. Много писала о необычном парке пресса. Фото скульптур публиковались в изданиях США, Англии, Франции. Знаменитый Юрий Сенкевич, ведущий «Клуба путешественников», признался Динабургскому, что впервые услышал о брянском парке в Конго!
В 1981 году в Брянск приехал представители ЮНЕСКО и увидел то, чего невстретил ни в Орле, ни в Ташкенте, ни в Улан-Удэ. Парк отнесли к категории этнографических, отличных от всех прочих. К слову, в СССР насчитывалось в ту пору более двух тысяч парков при Минкультуре и почти столько же профсоюзных. Так что выбирать было из чего! Брянский парк выиграл за счет новизны, выразительности оформления, т.е. тех самых деревянных изваяний, выполненных народными умельцами из сухостойных вязов и дубовых кряжей. Брянск включили в монографию «Парки мира», вместе с другими отобранными ЮНЕСКО на пяти континентах.
К 1000-летию города, которое предполагалось отмечать в 1985 году, было решено кардинально обновить парк. В 1982-м брянский институт «Гражданпроект» приступил к разработке технической документации генеральной реконструкции парка с учетом его уже сложившегося профиля. Предполагалось достичь, прежде всего, единства ландшафта и малых архитектурных форм: деревянных скульптур, фонтанов и других целью реконструкции 1980-х годов было создание зеленого массива, в миниатюре повторяющего разнообразие и богатство природы Брянского края. Живописные куртины, солнечные полянки, тенистые газоны, сосны, ели, березы, рябина, дуб, клены, ивы должны были заменить малоценную и непривлекательную в декоративном смысле существовавшую растительность парка, исключая крупные деревья. Отдельными яркими островками должны были разместиться цветы, и их должно было быть много. Гармония формы (флора) и содержания (скульптуры и сооружения) должна была стать основой парка- музея. Каждый квадратный метр площади, каждая скамья, пергола, беседка, фонтан должны были быть исполнены в едином стиле.
Увы, не все из задуманного удалось воплотить в жизнь. По словам бывшего художника-реставратора парка А. Н. Венчикова, остались нереализованными десятки проектов (в том числе «Аллея сказок», «Аллея персонажей К. Пруткова» и т.д.). В середине 2000-х годов стало ясно, что парк вновь нуждается в обновлении. Официально коренное переустройство парка-музея считалось «ремонтом» или «комплексной реконструкцией». Пресс-служба горсовета в официальном релизе объявила, что власти решили провести ее к 190-летию нашего земляка, а также «в целях укрепления материально- технической базы» и «создания комфортных условий для посетителей». ИА «Город 24» 4 апреля 2008 года сообщало, что при обновлении аттракционов предпочтение отдали итальянской фирме «Дзамперла», «которая предложила разбить парк на три зоны: детские аттракционы, смешанного типа и семейная». Ростовые шахматы для шахматной площадки заказывали в Москве. Фирма «Акварель» разработала эскиз летнего театра (оторопь берет: куда уплывают деньги налогоплательщиков!).
Надо отметить, что первоначальный проект реконструкции парка вызвал волну возмущения некоторых депутатов областной Думы. Однако чиновники не прислушались к справедливой критике. В результате появился парк- Франкенштейн (ни на что не похожий урод).
При проектировании полуфункциональных парков рекомендуется следующий баланс: 70—75 процентов территории — зеленые насаждения; площадки — 8-10, дороги — 10-13, сооружения — 5—7 процентов. В малых парках: зона сооружений — не более 25 процентов, зона массовых посещений — 30—60, тихого отдыха — не менее 50-60 процентов. Вы что- нибудь подобное видите в парке А. К. Толстого?
Гордостью Брянска был и уникальный музей «Брянский лес». Еще в начале 1980-х годов В. Д. Динабургский мечтал о том, что здесь в двух залах разместятся экспонаты, диорама, стенды и многое другое, красочно, эмоционально повествующие о фауне и флоре брянских лесов. Это не музей в обычном понимании, это как бы ворота, широко распахнутые в природу, подчеркивающие ее необыкновенную красоту и хрупкость, ее величие и уязвимость, полную зависимость от деятельности человека. Терем с художественной резьбой, барельефом и стражами в виде двух столь же необычен и интересен, как и парк. Музей тоже был единственным в России. Его залы, искусно оформленные художниками, при помощи электроники и опытных экскурсоводов вводили в царство сказочной природы, имя которой — лес. Посетителям музея проповедовалась экологическая культура, которой всем нам так недостает.
8 марта 2009 года музей сгорел в результате поджога. Теперь эта площадка летом используется частично для размещения надувных аттракционов, частично — как картодром; зимой заливается каток (кстати, эти незаконные частные аттракционы перекрывают боковые ворота, что грубо нарушает правила противопожарной безопасности).
Но главный компонент любого парка — это, естественно, зеленые насаждения. Конечно, деревья в парке погибали по разным причинам, в т.ч. от бурь и болезней. Одна из них — систематическое «недоедание». Речь идет об опавших листьях, которые с таким рвением и тщательностью выскребают и выметают с газонов. Городские почвы и так слишком бедны питательными веществами. И это очень отражается на жизнестойкости деревьев. Например, липа мелколистная в естественных условиях леса доживает до 400 лет, в парках — редко до 150, а на улицах и бульварах гибнет, едва достигнув 50-летнего возраста. Примерно то же происходит и с другими породами. Опавшие листья, хвоя, мелкие ветки, именуемые в науке подстилкой, очень богаты питательными веществами. Под воздействием микрофлоры и сложных биохимических процессов органическое вещество подстилки превращается в гумус, который в свою очередь преобразуется в доступные формы азота и зольные вещества, столь необходимые для жизнедеятельности растений. Кроме того, подстилка предохраняет поверхностные корни растений от вымерзания, уменьшает испарение влаги из почвы, а также служит субстратом для прорастания семян древесных пород и первоначального развития молодых растений.
Сейчас вырублено более половины деревьев, взамен высажено несколько убогих туй. Кому мешала клумба при входе? Где зона спокойного отдыха? «Архитектор» Му- зальков (отвечающий за реконструкцию), похоже, никогда не слышал о зонировании территории парков. Почему по периметру парка не высажены двухъярусные посадки из деревьев и кустарников, чтобы отделить территорию отдыха от загазованных улиц? Парк с любой точки просматривается насквозь, настолько варварски были вырублены без какой-либо замены практически все насаждения. Были потрачены деньги на озеленение, но посетители парка видят только неухоженные газоны.
Постепенно скульптурный фонд парка сократился наполовину (их было 61). Почти два десятилетия в парке не создавались новые фигуры, а после так называемой реконструкции 2007-2008 годов из 34 скульптур сохранились 22. А ведь почти все из них можно было либо оставить в прежнем виде, либо немного подреставрировать. Гнев горожан вызвало разрушение фонтана-скульптуры «Чертова мельница» (авторы В. Михайлов, В. Орлов и Ставцев, 1985 год, дуб), который был создан к тысячелетию Брянска и за который парк получил множество наград и широкую известность.
Там, где некогда была танцевальная веранда, планировалось разбить художественный газон с альпийскими горками и стилизованной скульптурой. Парк в парке — так хотелось бы использовать это место, расположенное на самом виду и хорошо освещаемое солнцем. Кирпичная стена, отделяющая парк от стадиона, сама напрашивалась на вертикальное озеленение. Дикий виноград, его пианы создали бы прекрасный фон для газона, надежно скрыв всю неприглядность кирпичного сооружения. Эта мечта 3. Динабургского, к сожалению, не сбылась.
Особо хочется остановиться на кафе. Если в начале 1970-х годов в парке было кафе «Встреча», с которым у многих пожилых брянцев, наверное, связаны самые теплые воспоминания, то позднее число «точек общепита» стало увеличиваться. Рядом с «Чертовой мельницей» распахнули свои двери детское кафе «Сказка» («Брянское мороженое»), кафе «Нескучный сад» и «Снежка». А потом, что называется, понеслось!
Но самый большой удар по парку нанес и продолжает наносить депутат горсовета, лидер фракции единороссов В. Аронов. Несколько лет в парке ведется борьба между различными предприятиями общепита. Не так давно кафе «Снежка» выкупило предприятие, подконтрольное учредителям мясокомбината «Содружество» во главе с В. Ароновым. Говорят, после совершения этой сделки окрыленные «ароновцы» решили взяться всерьез за парк. Заменили его директора, поставив на это место человека, полностью управляемого, и принялись потихоньку лепить свою монополию.
По словам бывшего художника-реставратора парка А. Венчикова, в угоду меркантильным интересам убраны: деревянный паспорт с регалиями парка-музея, резное панно и хоровод деревянных работных людей при входе, резные строения и декоративное оформление.
Уникальная жемчужина Брянска — парк-музей превращается в среднестатистический скверик. Поток туристов убывает пропорционально убывающим экспонатам музея.
Очень важно и то, что кроме нарушения градостроительного, лесного, земельного законодательств и других нормативно-правовых документов, варварская реконструкция парка нарушила авторские права, в т.ч. скульпторов, защищаемые международным и российским законодательством. А это уже не просто нравственные прегрешения, а деяния, преследуемые гражданским и уголовным законодательством!
С моей точки зрения, воспитание патриотизма состоит не в последнюю очередь и в том, чтобы трепетно и бережно относиться к достопримечательностям своей малой родины. А парк деревянных скульптур как раз и был такой славной, широко известной и всеми любимой достопримечательностью. За сохранение наших замечательных и неповторимых мест в Брянске наши потомки скажут нам спасибо.
Надежда КОЧЕГАРОВА.