Страницазасов

В.И. ЛЕНИН И БРЯНСКИЙ ЗАВОД

ВПЕРВЫЕ В. И. Ленин упоми­нает Брянский завод в своем труде «Развитие капитализма в России». О заводе неод­нократно писала и газета «Искра», которую редактиро­вал вождь мирового пролетариата. 15 января 1902 года ленинская «Искра» поместила корреспонденцию с наше­го завода, в которой, в частности, сообщалось, что «бла­годаря халатному отношению заводской администрации к своим обязанностям на заводе чуть ли не каждый день происходят несчастные случаи с человеческими жертва­ми». Далее рассказывается об аналогичных случаях, происшедших 26 октября, 3 декабря и 11 ноября, когда многие рабочие погибли, другие стали калеками*.

Ленинская «Искра» была настоящим другом и учи­телем рабочих Брянского завода. Она давала ответы на волновавшие вопросы, дружеские советы, а в необ­ходимых случаях с ее страниц звучала нелицеприятная критика.

«Искра» помогала политическому воспитанию брян­ских рабочих, будила сознание, собственной силы. Рас­сказывая далее об одной из неудавшихся попыток ад­министрации снизить расценки, газета замечала:

«Здесь необходимо отметить, как легко уступает на­ша заводская администрация, как она труслива и как много сравнительно могли бы добиться от нее брянские рабочие, если бы проявили больше смелости, настойчи­вости и солидарности в защите своих интересов»*.

В апреле 1917 года на заводе состоялся митинг, на котором рабочие потребовали возвратить товарищей, посланных на фронт за участие в забастовке 1916 года. Было решено послать делегацию к военному министру Временного правительства Гучкову. Делегатами были избраны члены большевистской группы Шаханов и Шме­лев. Но прежде чем пойти к министру, они отправились в большевистский ЦК и здесь, как вспоминает Шмелев, встретились с В. И. Лениным. Он внимательно отнесся к делегатам, живо интересовался делами на заводе. Уз­нав, зачем они приехали, Владимир Ильич посоветовал: «Правильно... добивайтесь возврата рабочих-солдат. Но хорошо бы с оружием...»**.

В конце апреля в Брянск из. ссылки вернулся руко­водитель брянских большевиков Игнат Иванович Фокин. В начале мая он созвал собрание бежицких большеви­ков, на котором обсуждались «Апрельские тезисы» В. И. Ленина.

Рабочие Брянского завода откликались на все призы­вы партии. Когда 4 ноября 1917 года за подписью В. И. Ленина вышло в свет «Положение о рабочем конт­роле», Брянский комиссариат труда издал распоряжение о подчинении государственному надзору всех предприя­тий «с каким угодно числом рабочих, кому бы они ни принадлежали». Рабочий контроль стал практической школой, в которой трудящиеся учились управлению про­изводством.

17 февраля 1918 года ВСНХ объявил Брянский завод государственной собственностью. Национализировав за­вод, правительство выдало ему 9 млн. рублей в счет выполненных артиллерийских заказов. Но уже через месяц нечем было выплачивать зарплату. В конце мар­та составили смету на пуск завода и направили в Сов­нарком делегацию, в состав которой входили Беззабот­ное и Акимов.

«Когда дошла очередь до нашей сметы, — вспоминал П. Беззаботнов, — меня и П. Акимова, находившихся в это время в приемной, вызвали в зал заседания. Вла­димир Ильич спросил, кто будет докладывать по сме­те. Выступил комиссар финансов Гуковский, который заявил, что он давал заводу много денег и что пуск за­вода нецелесообразен, так как ничего из этого не полу­чится. После этого выступил Л. Б. Красин, у которого я перед этим был с докладом в ВСНХ и просил поддер­жать нашу смету. Он заявил, что рабочее правление за­вода организовалось, смета составлена правильно, за­вод должен работать, так как он может дать Красной Армии боевую продукцию, нужную на фронтах граждан­ской войны. Его поддержал Ю. Ларин. Владимир Ильич тогда обратился к нам с вопросом: «А скажите, това­рищи брянцы, что реально вы имеете на заводе для его пуска, есть ли у вас топливо, металл и чего вам недо­стает?» Я в ответ сказал, что завод ежедневно получает от своего лесного хозяйства около 30 вагонов дров, что получен из Сызрани маршрут нефти, а металла завод имеет большие запасы, недостает только продовольст­вия. Выслушав меня, Владимир Ильич сказал: «Вопрос ясен. Рабочее Правление правильно поступает, пускай завод, смету надо утвердить, а тов. Цюрупа позаботится о снабжении завода продовольствием. Завтра, товарищи брянцы, получите выписку из протокола заседания и на­правляйтесь в Госбанк за деньгами». Мы так и посту­пили.

 По предложению Ленина заводу на покрытие ДОЛГОВ и расходов было выделено 20325 тыс. рублей*.

Началась напряженная работа по приведению в по­рядок завода и налаживанию производства. Руководст­вовались одним: чего сами не сделают, того никто дру­гой не сделает. Дисциплинируя себя, создавали новые отношения. Прогулы исчезли совершенно. На работу не выходили только в крайнем случае, чаще всего только тогда, когда отправлялись добывать продовольствие. Черновой работы никто не боялся — на разгрузку ваго­нов, когда это было нужно, шли и квалифицированные рабочие, мастера.

13 июня 1918 года Владимир Ильич принял делега­цию от Мальпевских заводов по поводу тяжелого про­довольственного положения. В ее составе были и пред­ставители Брянского завода. Выслушав рабочих, Ленив тут же написал записку в наркомат продовольствия и потребовал принять меры, чтобы тотчас помочь хоть в пределах минимума.

В это трудное время коллектив Брянского завода, руководимый большевиками, прилагал усилия к тому, чтобы по-новому организовать производство и труд. Пу­ти осуществления этого дела были указаны в работе В. И. Ленина «Очередные задачи Советской власти», в которой он, в частности, отмечал, что после взятия власти и национализации предприятий задача рабочего класса состоит в том, чтобы повысить производитель­ность труда, обобществить производство н-а деле.

Эти ленинские указания стали боевой программой работы и большевиков Брянского завода, поднимавших коллектив на борьбу за социалистическую дисциплину труда. И они добились успеха в этом деле. 9 мая 1918 года за подписью фабрично-заводского комитета л дя-ректора завода были изданы «Временные правила внут­реннего распорядка», Они были составлены на основе Положения о грудорсй дисциплине, принятого Всерос­сийским Центральным Советом Профессиональных Сою­зов 3 апреля 3913 года, определяли твердый распорядок на заводе и вели к укреплению единоначалия з управле­нии производством. Правила предусматривали строгий учет производительности труда, ответственность рабочих за брак, выплаты зарплаты только за выполненную ра? боту. Правила запрещали митинги и собрания в рабо­чее время. Рабочие и служащие за нарушения трудовой дисциплины отныне подвергались серьезным взыска­ниям.

Ознакомившись с ними, В. И. Ленин 17 мая 1918 года предложил проходившей в те дни конференции предста­вителей национализируемых металлургических заводов одобрить или посредством резолюции узаконить внут­ренний распорядок по типу брянских правил в интере­сах создания строгой трудовой дисциплины...*.

Известно, что конференция приняла предложение В. И. Ленина и вскоре на многих предприятиях страна были введены правила внутреннего распорядка по типу «Брянских»**.

Совет труда я обороны перевел на военное положение и Брянский завод. Коллектив его в интересах обеспече­ния наибольшей производительности ударных заводов,, работающих на транспорт, выполнял военные закаш для борьбы с белогвардейцами.

В январе 1919 года в Совнарком была послана теле­грамма о том. что коллектив отремонтировал 2 парово­за и может послать их с паровозной и кондукторской бригадами для подвоза на Брянский завод продовольст­вия из Тамбовской губернии.

В период гражданской войны партия бросила кличз «Все на борьбу с Деникиным!» Он был подхвачен всел; советским народом и, з частности, бряпцами. Рабочие выполняли военные заказы, делали бронепоезда. На фронт ушли такие бронепоезда бряяцев, как «Ленин*. «Красное знамя», «Заря», «Смерть Деникину!», «Угле­коп» и другие. Всего за годы гражданской войны завод дал фронту 242 бронепоезда**.

Брянские рабочие изготавливали а ремонтировал:-: также вагоны, паровозы, снегоочистители. Впервые з стране на заводе зародились поточные, поузловые ме­тоды ремонта паровозов и вагонов.

18 февраля 1921 г. Совет Труда и Обороны принял подписанное В. И. Лениным постановление, в котором Иромвоенсовету предлагалось «...ограничиться на Брян? еком заводе ремонтом бронепоездов..прекратив построй­ку новых. Освободившуюся рабочую силу, , технические средства и топливо использовать для пуска.в ход плуж­ного цеха, который полностью приготовить к-. исполне­нию заказов Главсельмаша и, в частности, Чрезвком «Электроплуг»;

Обязать Главеельмаш следить за действительным ис­полнением программы с точки зрения возможности полу­чения готовых к работе плугов к сельскохозяйственной кампании 1921 года. Президиуму ВСН'Х поручить пред­ставлять еженедельно в СТО краткие сведения об по­полнении;

Сроки изготовления электроплугов, определить следу­ющим образом: к 1 мая должны быть изготовлены 5—8-корнусных балансирных плугов. К 15 мая —-15 восьми-корпусных балансирных плугов;

Обязать правление Брянского: завода^ и Главеель­маш, если выяснится невозможность выполнения заказа к данному сроку, немедленно известить по телеграфу Президиум ВСНХ и СТО***.

Но весной 1921 г. на заводе стало не хватать рабочих. В связи с началом полевых работ многие ушли в. деревню. Совет Труда и Обороны постановил ввиду острой нужды в чернорабочей силе, ощущаемой на заводах ГОМЗы и, в частности, на Брянском заводе, откоманди* ровать для выполнения транспортных и военных-заданий республики 3000 красноармейцев. В Бежицу было отко­мандировано 700 бойцов Красной Армии.

Задание заводу на изготовление электроплугов очевид­но было вызвано тем, что его коллектив уже имел бога­тый опыт изготовления сельхозмашин, которые счита­лись одними из лучших. Еще в 1911—1913 годах они представлялись на многих выставках и неизменно отме­чались медалями.

- Старейший рабочий завода П. Прошкин вспоминаетз «Почетный ленинский заказ обрадовал и глубоко взвол­новал коллектив. Этот плуг являлся новинкой, поучить­ся, как его делать, было не у кого. Не хватало метал­ла, топлива. Но трудности нас не остановили. Топливо мы заготавливали в лесу, разыскали металл, быстро привели в порядок разлаженное оборудование. Люди трудились, не считаясь со временем, ковали лемехи, от­валы, гнули рамы, монтировали электрооборудование. К каждой детали прикрепляли ярлык: «К плугам по зада­нию В. И. Ленина»*.

На испытаниях электроплуга 22 октября 1921 г. на Бутырском хуторе присутствовал сам Владимир Ильич. 10 ноября 1921 года он писал управляющему делами Совнаркома и СТО т. Н. П. Горбунову: «Рабочие и слу­жащие Брянского завода изготовили 7 электроплугов. До 1-го 1   1922 изготовят 20.

Трудности при этом были невероятно велики.

Поэтому необходимо особо вознаградить до 70 чело­век рабочих и служащих. Это удостоверяет директор Брянского завода тов. Желтов.

Прошу поставить вопрос завтра в СТО, обсудив вме­сте с тов. Желтовым виды вознаграждения (орден Тру­дового Знамени; денежное и натуральное)»**.

Окончилась гражданская война. Встала задача подъ­ема хозяйства республики. 8 ноября 1921 г. Совет Тру­да и Обороны принимает решение, в котором определи»

на Бряпском заводе развитие сельскохозяйственного машиностроения, В постановлении, в частности, говори­лось:

. I. ...Сельскохозяйственное машиностроение определить в 30000 передковых    плугов    и  12000 борон    Обязать ВСНХ снабжать завод   регулярно   всеми необходимыми материалауи, которые заводь; ГОМЗы не могут производить своими силами, дабы ли в коей мере не задержать работ завода,

 Обязать Наркомтруд предостазить заводу квали­фицированных и неквалифицированных рабочих по ука­занию ГОМЗы.

IV. Преимущественное право покупки сельскохозяйст­венных орудий из 30 и 50% фонда предоставляется Нар-комзему*.

Начиная с 1925 года коллектив завода возобновил вы­пуск паровозов, сначала сепии «СУ», затем «ЭМ-!», «СО» и «СОк», А з 1926 году завод впервые в стране начал строить 4-осные 50-тонные товарные загоны, ор­ганизовал поточную сборку их, что позволило выпускать до 8—10 тысяч вагонов в год. В 1932 году — нерзым в СССР начал отливку бандажных колес.

За годы предвоенных пятилеток завод был реконст­руирован, значительно пополнен новым оборудованием. Брянские машиностроители оснащали транспорт, метал­лургическую промышленность к народное хозяйство со­временной по тому времени техникой. На железные до­роги были поставлены со: ни мощных паровозов, десят­ки тысяч загонов, Для Днепрогэса изготовлено несколь­ко электрических кракоз грузоподъемностью 260 тонн каждый.

В народном хозяйстве страны продукция завода за­нимала значительную долю. Так, в 1940 году здесь было изготовлено 28% общего производства паровозов серии «СО», 100% большегрузных цистерн, 38% изотермиче­ских вагонов, 29% крытых большегрузных загонов к платформ**.

Жестокое испытание обрушилось на нашу страну в июне 1941 года, когда вооруженная до зубов фашист­ская армия вторглась в пределы нашей Родины. Завод был эвакуирован на восток. Свыше 10 000 рабочих ушли на фронт, 500 человек — в партизаны. Ущерб, нанесен­ный заводу врагом, превысил 244 миллиона рублей, не удел ел ни один производственный корпус. За пять лет— с 1943 по 1948 годы—на восстановление завода государ­ство вложило средств значительно больше, чем стоил весь завод до войны.

Теперь Брянский машиностроительный завод не уз­нать. Гигант индустрии, завод-сад — так отзывается о нем каждый, кто хотя бы раз побывал на его террито­рии, в его цехах, лабораториях. Продукция брянских машиностроителей известна всему миру.

В послевоенный период вместо паровозов и изотерми­ческих вагонов завод начал выпускать маневровые теп­ловозы, паровые турбины, энергопоезда, пятивагонные рефрижераторные секции и мощные судовые дизели.

За успешное выполнение заданий семилетки завод в 11966 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В канун Великого Октября-за успехи в социалистиче­ском соревновании в честь 50-летия Советской власти коллектив завода награжден Памятным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, Президиума Верховно­го Совета СССР и ВЦСПС, а также памятным знаме­нем Брянского обкома партии, облисполкома, облсов-нрофа. Комсомольская организация предприятия на­граждена Памятным знаменем ЦК ВЛКСМ.

 Соревнуясь за достойную встречу 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, коллектив завода только в 1969 году был трижды удостоен классного места по итогам социалистического соревнования среди предприя­тий министерства.

За годы минувшей пятилетки коллектив завода мно­гое сделал для дальнейшего совершенствования произ­водства, повышения его эффективности. Здесь освоено, производство новых, более совершенных изделий — теп­ловозов ТЭМ.-2, судовых дизелей мощностью 4900» 9000, 12000-л.-с.

Уровню лучших образцов-отечественной и зарубежной техники соответствует пятивагонная рефрижераторная секция, тепловоз ТЭМ-2, судовые дизели-мощностью 9 и 12 тыс. л. с.

Увеличен выпуск товарной продукции более чем в 1.5
раза: производительность труда возросла на 42%, еже-:
годно выполняются задания по плану новой техники и
организационно-технических ^мероприятий

Наивысшего накала достигло социалистическое сорев»
нование, когда коллектив завода встал на 100-дневную',
ленинскую вахту и настойчиво боролся за успешное вы­
полнение юбилейных обязательств.             

- Усилия не пропали даром. Коллектив завода награж­
ден- Почетной Ленинской юбилейной грамотой ЦК;
КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета
Министров СССР и ВЦСПС, а 2650 рабочих, ИТР и;
служащих награждены медалью «За доблестный труд.:
В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ле« -
нина».

П.А. Засов секретарь парткома БМЗ