СтраницаЗаключительный

Заключительный этап

Заключительный этап проходит с мая по сентябрь 1943 г. Новозыбковские леса в этот пери­од становятся важнейшим плацдармом партизанского движения для украинских, белорусских и русских отрядов. В это время большую роль играют соединения Н.Н.Попудренко, отряда им. Ворошилова под командованием А.Н.Поддубины и им. Спартака под командованием Н.С.Орлова, действовавшие в юго-западных районах нашей области, а также в районах Гомельской и Черни­говской областей. По мере приближения фронта действия партизан затрудняются, активность несколько снижается. Это усугубляется и принимаемыми мерами немецкого командования по ликвидации очагов сопротивления у себя в тылу. С фронта перебрасываются для этой цели войсковые соединения, направляются в лес карательные части. Особенно жестокие бои в это время проходят в Софиевских лесах, где немецким окку­пантам совместно с их союзной венгерской дивизией ко 2 июля удалось окружить около 10 тысяч партизан. Неодно­кратные попытки народных мстителей вырваться из коль­ца заканчивались неудачей. Только 9 июля блокада была прорвана и соединения ушли на Украину. В боях партиза­ны потеряли много бойцов, погиб и легендарный коман­дир Н.Н.Попудренко, ставший посмертно Героем Советско­го Союза, командир бригады Ворошилова И.А.Гудзенко и другие отважные командиры и рядовые бойцы народного сопротивления. К моменту Орловско-Курской битвы все усилия концентрируются на проведении "рельсовой во­йны", когда было парализовано практически все движение немецких войск на железных дорогах. Для охраны своих коммуникаций и борьбы с партизанами немецкое коман­дование вынуждено было прибегать к отвлечению до 10 процентов своих регулярных войск.

Первый опыт массового подрыва железнодорож­ных рельсов был сделан на Брянщине, где операция «Рельсовая война» прошла в ночь с 21 на 22 июля 1943 г. Было взорвано почти 6 тыс. рельсов, из них более половины на участке Брянск — Хутор Михайловский, где движение было парализовано на трое суток. Второй этап «Рельсовой войны», уже в более широких масштабах, начался в ночь на 4 августа. Наиболее впечатляющим был успех 4-й Клетнянской бригады «За Роди­ну», которая, выйдя к железной дороге Унеча-Брянск, разбила и сожгла ст. Жудилово, складские помещения, уничтожила три вражеских эшелона с боеприпасами и техникой, взорвала более тысячи рельсов и захватила много трофеев.

После освобождения в Орле был проведен парад партизанских войск, подведший итог беспримерной борьбе более чем 60-тысячного отряда патриотов, действовавших в Брян­ских лесах. Они были объединены в 27 партизанских бригад и соединений и 139 партизан­ских отрядов.