СтраницаЗАГАДКИ

ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ КУРГАНОВ. Брянский край.

От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась
Что уцелело, что дошло до нас?
Два - три кургана, видимых поднесь...
Ф. И. ТЮТЧЕВ.

Богата брянская земля памятниками старины. Вдоль рек тянутся цепочки
селищ, возвышаются полуосыпавшиеся, но все еще поражающие своей
мощью валы древних городищ. По водоразделам рек, в рощах и на полях
сохранились курганы, безмолвные свидетели прошлого. На Брянщине насчитыва-
ется несколько сот курганных групп, от небольших — в две-три насыпи — до
огромного, по нашим масштабам, некрополя у трубчевского села Кветунь, где уже
раскопано археологом В. А. Падиным около 200 курганов.
Несколько курганных групп известно и на территории Стародубского ополья —
исторического сельскохозяйственного района на стыке Черниговской и Брянской
областей. В XI — XII вв. оно составляло северную окраину так называемой
«Сновской тысячи» черниговской земли. Раскопки курганов на Стародубщине
проводятся уже более 100 лет. В 1874 г. курганы здесь раскапывал известный
русский ученый Д. Я. Самоквасов. С 1987 г. планомерные раскопки ведутся
стародубским отрядом Деснинской экспедиции, (начальник — доцент кафедры
истории СССР БГПИ Е. А. Шинаков).
На окраине села Белоусова, у дороги на Логоватое, расположена группа из
19 курганов. Два десятка насыпей высотой от полуметра до полутора метров
заросли изумрудно-зеленой травой. На них возвышаются высокие березы. Тишиной
и покоем веет от этого места, где похоронены наши далекие предки. Вспоминаются
поэтические строки А. К. Толстого: «Кто был он? Венцами какими свое он украсил
чело?». Чтобы ответить на этот и другие вопросы, и проводятся раскопки курганов.
Для наших предков-славян курган являлся как бы моделью кругозора видимого
земного пространства. Над курганом-землей находится небо, верхний мир, а под
курганом — подземный мир мертвых.
Красивым и суровым был обряд прощания древних русов с умершим соплеменни-
ком. В могилу ему клали еду и питье, оружие и инструменты, а с богатыми
и знатными хоронили жену и коня. Что же хранят эти насыпи в окружении берез?
Вот уже снят план курганной группы, на миллиметровку нанесены в масштабе все
насыпи, указаны их размеры. На окраине группы, чтобы не разрушить ее вид,
выбран курган. Начинается подготовка к раскопкам. По сторонам света откладыва-
ются бровки, проходящие через центральную, самую высокую точку кургана. Через
каждый метр в насыпь вдоль бровок вбиваются колышки, чтобы точнее фиксировать
будущие находки. И вотостроотточенная лопата, срезая верхушки травы, врезается
в землю, и первый кусок дерна летит в сторону.
Раскопки начинаются с поиска ровика. Эта кольцевая канавка вокруг кургана,
оттуда бралась часть земли для насыпи и куда во время тризны и стравы (поми-
нальных игрищ и поминального пира) сбрасывали остатки пищи, кости, разбитые
горшки. У этого кургана нас ждет удача: ровик хорошо просматривается, и мы
начинаем его выбирать. Он перекрывается перемычкой, по которой вносили в круг
покойника. Глубина ровика не одинакова, и, к сожалению, в нем нет почти ничего
интересного. Значит, главные находки — в кургане.
... Все выше поднимаются бровки, все больше груды земли за пределами раскопа.
Плотно слежавшаяся земля приоткрывает нам свои тайны. Вот меняется ее цвет,
в бровке ясно видна темная, почти черная полоса. Значит, надо быть осторожнее,
можно ненароком разрушить слой костриша. По всей площади кургана уже пошел
этот темный слой с вкраплениями золы и угольков. Но что это? По краям он Толще,
сантиметров шестьдесят, а к центру толщина уменьшается. Похоже на традици-
онное «огненное кольцо» радимичей. «Повесть временных лет» говорит о месте их
расселения: «...и пришедъша седоста радимъ на Съжю, и прозваша радимичи». Но
ведь для Стародубщнны границей радимичей считался правый берег реки Титвы,
а Белоусовские курганы — на левом? Надо копать дальше!
Вдруг под лопатой появляется кость — вышли на погребение! Срочно
дорисовываются бровки (они нужны, чтобы выявить структуру насыпи, тщательно
рисуются и фотографируются, затем их сносят). Лопаты — в стороны. Теперь
в руках студентов-практикантов саперные лопатки, совки и ножи. Начинаем
тщательную расчистку костяка. Кто здесь похоронен — женщина или мужчина-
воин, ребенок или почтенный старец? Скоро мы узнаем это. Расчищаем, как
и положено, от головы к ногам. Осторожно, чтобы не потревожить положение
костей, убирается земля. Каждый комок разминается руками. Вот и череп, лицо
повернуто влево. Пустые глазницы кажется оценивают тебя: каков ты, потомок?
Кости в области груди перемешаны, таз перевернут. Лежит на животе? Но это
положение не характерно для Древней Руси. И вот саперка стучит о железо. Между
ног кованый гвоздь. Был в гробу? Но следов древесного тлена не видно.
Расчищены колени. Вдруг в глаза бьет зеленое пятнышко. Позеленевшая
фаланга пальца, на ней — тоненький перстенек из серебра. Это уже серьезная
находка. Вот еще удача: лировидная пряжка от ремня. Такие пряжки в XI в. были
принадлежностью русских дружинников. Найдено еще три гвоздя. Скелет раскопан
полностью: да, теперь сомнений нет — лежит на животе. Судя по инвентарю,
погребение должно было быть богатым. Но оружия нет. Возникает гипотеза: курган
был ограблен вскоре после погребения. Еще раз вглядываемся в план: вот в этой
бровке, похоже, «читается» след от ямы. А раскопки продолжаются. В головах —
два крупных горшка того типа, который археологи называют шестовицким или
курганным. Все фрагменты керамики тщательно собираем — потом будем клеить.
Для посуды этого типа существует хронологическая шкала. Еще раз все проверяем:
да, судя по керамике и вещам, курган насыпан в XI в., радимичское погребение
с общерусским инвентарем.
Теперь все опять заносится на план, фотографируется, с1 помощью нивелира
уточняются глубины. Находки уже упакованы. Вот и все. Осталось лишь засыпать
яму и восстановить по мере сил насыпь, чтобы не портить зияющей раной это тихое
место среди берез... Но работа торопит. Переходим ко второму кургану. Опять все
сначала: планы, высоты, бровки, колышки. У края насыпи — береза. Эту часть
сектора оставим, пусть растет светлое дерево, символ души русского народа.
Выбираем ровики. И вновь осторожно снимаем слой за слоем, вновь растут
бровки, растут кучи земли у подножия кургана. Но вот два контура ям с явными
следами перекопа. Кто-то уже копал здесь? Постепенно четко вырисовываются
контуры могил. От подошедшего посмотреть на нашу работу старого пастуха
узнаем, что здесь похоронены жертвы голода 30-х годов... Пути истории пересека-
ются. Ну что ж, мир вашему праху, неизвестные нам люди... Нас интересует другое.
В стороне от центра кургана — беспорядочная куча костей, небольших по размеру,
видимо, детских. Вероятно, выброшены при рытье могил. Среди костей черепа —
перстнеобразное височное кольцо с заходящими концами, обычная деталь
головного убора славянских женщин. Значит, погребение «хозяина» нарушено.
В незатронутой могилами части кургана опять слой темного цвета с угольками —
снова «огненное кольцо»? Но где же «хозяин» (так мы называем первоначальное
погребение)?
Наконец — удача! Но... радоваться рано. Нам досталась лишь кость ноги
с частью таза, отрубленной прямо по границе могильной ямы. А тут еще вновь
подошедший пастух «сыплет соль на раны» — говорит, что либо в этом, либо
в соседнем кургане при рытье могил был найден меч. Найти меч — заветная мечта
археолога, а у нас на Брянщине такие находки нечасты. Но работа есть работа.
Продолжаем расчищать доставшуюся нам часть скелета. И вот — находка, да еще
какая! У бедра лежит боевой топор! Лезвием — к телу, обушком — наружу. Беру
его в руки и задумываюсь: видно, верно он служил своему хозяину, немало вражьих
голов пробил в битвах с врагами земли русской. Сверяю по таблице, разработанной
ленинградским археологом и оружиеведом А. Н. Кирпичниковы'м: тип IV, сочетание
ранних и поздних признаков...
Сомнений нет, топор второй половины XI — начала XII в. Время княжеских
усобиц, последовавших после смерти Ярослава Мудрого и до вокняжения
Владимира Мономаха. Возможно, в одной из многочисленных стычек сложил
голову и этот дружинник. У колена (единственного) еще одна находка —
биллоновое загнутоконечное височное кольцо (биллон — сплав серебра с медью).
Такие кольца типичны для земель западных славян — чехов, словаков... Видимо,
этот дружинник был выходцем с западных славянских земель, служил русскому
князю. Ну что ж, теперь картина примерно ясна. Перед нами довольно богатое для
сельского поселения захоронение рядового (?) дружинника. Возможно, погребение
было парным (?). Точно на эти вопросы уже не ответишь...
Вот и окончен полевой сезон. Впереди зимняя камеральная обработка добытого
материала, составление отчета о раскопках, подготовка к новому сезону.
И следующим летом вновь остановится у полянки в березовой роще запыленный
экспедиционный ГАЗ-66, из него высыплет толпа гомонящих студентов-практи-
кантов, выгрузят разноцветные палатки, лопаты, спальники. Снова — охота за
тайнами, скрытыми в древних курганах.
В. ГУРЬЯНОВ, археолог областного научно-произволственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры.