СтраницаЮрок Сол

 Сол Юрок, продюсер. Брянщина

Сол Юрок (при рождении Соломон Израилевич Гурков); американский музыкальный и театральный продюсер российского происхождения.

Родился 9 апреля 1888 года в местечке  Погар,  Черниговской губернии (ныне Брянская область).

Родители — Израиль Гурков и Анна Шрим. С 1906 г. в США. Работал курьером, мыл бутылки, торговал в скобяной лавке. В конце 1900-х гг. увлёкся политическим активизмом, приглашая начинающих музыкантов участвовать в социалистических митингах. Затем организовывал концерты для рабочих. В 1910 г. был одним из учредителей Трудового лицея, в котором наряду с лекциями проводились и концерты. Контакты Юрока с музыкантами упрочивались, и у него появлялась возможность организовывать концерты в других местах — в частности, большие публичные концерты на Нью-Йоркском ипподроме. Среди музыкантов, чьи выступления провёл Юрок в 1910-е гг., — Ефрем Цимбалист, Эжен Изаи и др. В 1914 г. Юрок получил гражданство США.

В 1916 году Юрок познакомился с Анной Павловой, а в 1921—1925 годах был организатором её гастролей по США. В 1922 году Юрок познакомился с приехавшими в США балериной Айседорой Дункан и её мужем, поэтом С. Есениным, и организовывал концерты А. Дункан. Успех балерины способствовал росту популярности самого Юрока, ставшего в 1920-е годы одной из крупнейших фигур в культурной жизни Нью-Йорка. В 1921—1927 годах Юрок был американским импресарио Фёдора Шаляпина. Среди других артистов российского происхождения, с которыми работал Юрок, можно назвать Артура Рубинштейна и Яшу Хейфеца. Юрок также провёл первые гастроли в США еврейского театра «Габима». Одним из направлений деятельности Юрока была организация концертов советских артистов в США и американских артистов в СССР, начавшаяся в 1926 году. В 1926—1937 гг. и в 1956—1973 гг. Юрок ежегодно ездил в Советский Союз.

Рубеж 1930—1940-х гг. ознаменовался большими успехами Юрока и его музыкантов — начиная со знаменитого концерта Мариан Андерсон, данного на ступенях Мемориала Линкольна после того, как ей отказали в предоставлении зала из-за чёрного цвета кожи, и собравшего около 75 000 слушателей. В это время Юрок становится крупнейшим музыкальным продюсером страны. К 1940-м годам Юрок стал крупнейшим американским импресарио.

С 1956 года началась активная деятельность Юрока по восстановлению советско-американских культурных связей. Юроку США были обязаны концертами таких советских исполнителей, как Давид Ойстрах и Игорь Ойстрах, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Владимир Ашкенази, Майя Плисецкая, Мстислав Ростропович, Ирина Архипова и многие другие, а также трупп МХАТа, Большого театра, хореографического ансамбля «Берёзка», Театра кукол Сергея Образцова и др. В свою очередь, в СССР благодаря усилиям Юрока приезжали с концертами Ван Клиберн, Исаак Стерн, Жан Пирс.

В 1968 году, находясь на гастролях в США с оркестром имени Осипова, Людмила Зыкина встретила Юрока, который, под впечатлением от её концерта, посоветовал Зыкиной создать собственный музыкальный коллектив. Таким образом было положено начало ансамблю «Россия».

Практически все русские и советские артисты завоевывали Америку через Сола Юрока.

Юрок опубликовал два тома воспоминаний: «Импресарио» (англ. Impresario; 1946) и    «Сол Юрок представляет: История великих приключений импресарио в мире балета» (1953). По книге «Импресарио» в 1953 году был снят фильм «Вечером мы поем».

Удивительна жизнь и судьба Соломона Гуркова (1888-1974).

Его отец, небогатый погарский лавочник, хотел, чтобы сын продолжил семейное дело и обучился торговому ремеслу. Но не получилось: вместе с невестой Соломон покинул родной дом и оказался в Америке. Не зная английского, с тремя российскими рублями в кармане.

Начав с мытья бутылок, уроженец заштатного местечка Погар стал Солом Юроком – великим импресарио. Он первым познакомил американского зрителя со знаменитым русским певцом Федором Шаляпиным, выдающейся русской балериной Анной Павловой. Он показал миру Большой театр, Ленинградский театр оперы и балета им. С.М. Кирова, МХАТ. Он устраивал гастроли ансамбля народного танца Игоря Моисеева, певицы Людмилы Зыкиной, пианиста Святослава Рихтера, ансамбля «Березка», театра кукол Сергея Образцова… Поистине уроженец Погара определял «повестку» культурной жизни государств.

Сол Юрок пытался наладить связь с родным городом, однако туда ему приехать не разрешили. По некоторым данным, с матерью он встречался в Минске. Другие его родственники погибли от рук фашистов во время оккупации города. Но погарцы помнят своего знаменитого земляка. В память о нем в городе открыты мемориальная доска и музей.