СтраницаЮрок Сол

Юрок Сол - продюсер

Сол Юрок (при рождении Соломон Израилевич Гурков); американский музыкальный и театральный продюсер российского происхождения.

Родился 9 апреля 1888 года в местечке  Погар,  Черниговской губернии (ныне Брянская область).

Родители — Израиль Гурков и Анна Шрим. С 1906 г. в США. Работал курьером, мыл бутылки, торговал в скобяной лавке. В конце 1900-х гг. увлёкся политическим активизмом, приглашая начинающих музыкантов участвовать в социалистических митингах. Затем организовывал концерты для рабочих. В 1910 г. был одним из учредителей Трудового лицея, в котором наряду с лекциями проводились и концерты. Контакты Юрока с музыкантами упрочивались, и у него появлялась возможность организовывать концерты в других местах — в частности, большие публичные концерты на Нью-Йоркском ипподроме. Среди музыкантов, чьи выступления провёл Юрок в 1910-е гг., — Ефрем Цимбалист, Эжен Изаи и др. В 1914 г. Юрок получил гражданство США.

В 1916 году Юрок познакомился с Анной Павловой, а в 1921—1925 годах был организатором её гастролей по США. В 1922 году Юрок познакомился с приехавшими в США балериной Айседорой Дункан и её мужем, поэтом С. Есениным, и организовывал концерты А. Дункан. Успех балерины способствовал росту популярности самого Юрока, ставшего в 1920-е годы одной из крупнейших фигур в культурной жизни Нью-Йорка. В 1921—1927 годах Юрок был американским импресарио Фёдора Шаляпина. Среди других артистов российского происхождения, с которыми работал Юрок, можно назвать Артура Рубинштейна и Яшу Хейфеца. Юрок также провёл первые гастроли в США еврейского театра «Габима». Одним из направлений деятельности Юрока была организация концертов советских артистов в США и американских артистов в СССР, начавшаяся в 1926 году. В 1926—1937 гг. и в 1956—1973 гг. Юрок ежегодно ездил в Советский Союз.

Рубеж 1930—1940-х гг. ознаменовался большими успехами Юрока и его музыкантов — начиная со знаменитого концерта Мариан Андерсон, данного на ступенях Мемориала Линкольна после того, как ей отказали в предоставлении зала из-за чёрного цвета кожи, и собравшего около 75 000 слушателей. В это время Юрок становится крупнейшим музыкальным продюсером страны. К 1940-м годам Юрок стал крупнейшим американским импресарио.

С 1956 года началась активная деятельность Юрока по восстановлению советско-американских культурных связей. Юроку США были обязаны концертами таких советских исполнителей, как Давид Ойстрах и Игорь Ойстрах, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Владимир Ашкенази, Майя Плисецкая, Мстислав Ростропович, Ирина Архипова и многие другие, а также трупп МХАТа, Большого театра, хореографического ансамбля «Берёзка», Театра кукол Сергея Образцова и др. В свою очередь, в СССР благодаря усилиям Юрока приезжали с концертами Ван Клиберн, Исаак Стерн, Жан Пирс.

В 1968 году, находясь на гастролях в США с оркестром имени Осипова, Людмила Зыкина встретила Юрока, который, под впечатлением от её концерта, посоветовал Зыкиной создать собственный музыкальный коллектив. Таким образом было положено начало ансамблю «Россия».

Практически все русские и советские артисты завоевывали Америку через Сола Юрока.

Юрок опубликовал два тома воспоминаний: «Импресарио» (англ. Impresario; 1946) и    «Сол Юрок представляет: История великих приключений импресарио в мире балета» (1953). По книге «Импресарио» в 1953 году был снят фильм «Вечером мы поем».