Страницаямская

Ямская слобода Брянск

Кому не знакомы слова песни: «Ямщик, не гони лошадей...» Ямщик — кучер на ямских лошадях. Ямщики в России до конца XIX века — крестьяне, испол­нявшие государственную извозную повинность, жили при Ямах, где проезжие меняли лошадей. Получали жалованье, до конца XVII века освобождались от налогов. Дорожные станции — Ямы — были учреждены на всех дорогах Рос­сии. Это официально зафиксировано в «Судебнике» 1497 года. С середины XVI до начала XVTII века дорожная служба находилась в ведении Ямского приказа, а ямщики состояли на «государевой службе». Они давали подписку «жить на Яму с женами и детьми и со всеми животы, и с Яму не сбегать, никоим воровством не воровать, и в зерню не играть, ни корчмы не держать, ни татиною, ни разбойной рухлядью не промышлять, ни тятям, ни разбойникам и всяким лихим людям про­езду не держать». Нормой пробега лошади в период существования Ямской службы считалось расстояние в 60-70 километров. Взяв пассажиров, ямщик мчал без остановки половину перегона. На каждом перегоне лошадей перепрягали или, как говорили тогда, перекладывали, и новый ямщик мчался дальше.

После присоединения Брянска к Московскому государству и организации Ямской службы в 1503 году в городе возникает Ямская слобода. Улица Ямская — такое название сохранилось до наших дней.

Царь Петр Великий издал указ об организации первой регулярной почтовой линии. В нем он отмечал, чтобы почтовых людей подбирать честных и трезвых, дабы они могли «день и ночь письма везти бережно, в мешках под пазухой, что­бы от дождя не замочить и дорогою пьянством не утратить».

По свидетельству историков-исследователей, ямщики имели форму: зеленый кафтан, на правом рукаве был нашит орел из красного сукна, на левом — изоб­ражение почтового рожка — эмблемы государственной почты того времени.

В Брянске был не только почтовый стан, но и служебная скорая линия, пере­возившая государственных людей. Петру I однажды лично пришлось заняться делами брянских ямщиков. Ямщик Гурко Леонов с товарищами написал царю жалобу на воевод, что «гоняют они их великих государей ямскую службу от Брянска до Калуги, и до Волхова, и до Севска, и до Вязьмы, и по Смоленской дороге до Ярославля и в малороссийские города беспрепятственно... по гетман­ским листам... Запорожские казаки берут у них ямские подводы по 20, и по 30, и по 40 и больше, а прогонных денег не платят». Из-за чего, писали ямщики, они «великими долгами одолжали и лошадьми опали».

Жалобщики просили назначить им жалованье из таможенных и кабацких до­ходов. Просьбу брянских ямщиков признали обоснованной: им стали платить прогонные из средств казны. Круг лиц, имевших право пользоваться лошадьми за казенный счет, резко ограничили. Возить разрешалось только гонцов гетмана, ки­евских бояр и воевод да специальных курьеров, которые доставляли деньги.

Ямская Слобода — такое название сохранилось на Брянщине и в Севске. По генеральной переписи 1738 года в этой слободе проживало более тысячи ямщи­ков. Дорога из Москвы на Киев в те годы шла через Севск и далее — в Польшу. Тракт был бойкий, извоз большой. Топонимы Ям, Ямное, Ямская Слобода и ныне встречаются в ряде мест России.