СтраницаВзрослые и дети

Детский альтернативный театр «Взрослые и дети»

Рассказ режиссёра Елены Кирилловны Кирюшиной

У нашего театра «Взрослые и дети» сейчас фактически три сцены: одна, камерная, — в помещении на улице Тарджиманова и две — во Дворце детского и юношеского творчества им. Гагарина. Так вот про нас на стене камерного театра огромными буквами пишут: «Лохи». Вначале мы замазывали, а потом решили, что не станем больше этого делать. Пускай зритель придёт и рассудит, своими глазами посмотрит: что там творится и что происходит здесь. И сам для себя сделает выводы.

Мы сейчас с театром «Взрослые и дети» ставим спектакль по моей пьесе, называется он «Девочки». Многое, что есть в нём, взято из моего детства. Я рассказываю ребятам, какими мы были, а они не верят. Мы были светлыми, чистыми, хотя всё абсолютно таким же казалось, как и сейчас.

В Брянске мне по знакомству помогли устроиться во Дворец культуры железнодорожников. Кстати, вместе со мной из  Новосибирска (а прежде из Ленинграда в Новосибирск!) прилетел мой однокурсник. Его сразу взяли художественным  руководителем в коллектив. Меня же никуда не брали, считали, мол, прилетела тут пигалица!

Профсоюзный босс посмотрел на меня и, тяжело вздохнув, спросил: «Ну-с, чем желаете заниматься?» Ответила: «Дайте мне детей!» Он оживился: «И всё?» Я в подтверждение кивнула. Окончательно успокоившись, «экзаменатор» добавил: «Если не получится — ничего страшного». Дали мне зарплату 120 рублей, такую же, как у мамы-врача.

Так, ровно 45 лет назад в Брянске появился театр «Романтик», на базе которого впоследствии образовалась театральная студия «Взрослые и дети».

Вскоре я поставила первый спектакль по своей пьесе про взаимоотношения в школе. Нас заметила Римма Емельяновна Сенчукова: тогда методист Дома народного творчества, сейчас — известный в Брянске режиссёр. Она сразу нас подняла, мы получили звание народного театра. Приблизительно в это же время я впервые побывала на режиссёрской лаборатории Зиновия Яковлевича Корогодского, а потом 13 лет ездила слушать его замечательные лекции о нравственности, о миссии театра, о создании театрального дома, о методе воспитания актёра… Я впитывала всё это и пыталась реализовать здесь, в Брянске.

Многое пришлось пережить за эти долгие годы. С одной стороны — победы на фестивалях, знакомство с другими театрами, интересные поездки, в том числе и за границу, признание на российском уровне. С другой — неприятие нашей деятельности в родном городе. Выручали хорошие чиновники. Как я уже и сказала, вначале нам дали звание народного, затем закрепили при Дворце пионеров и, наконец, выделили собственное помещение — сырой подвал на улице Фокина. Но мы и этому были очень рады! Сбылась моя мечта о создании камерного театра, сближающего актёра со зрителем.

Мы навели порядок в своём подвальчике: вытравили крыс, вынесли битые бутылки из уборной, установили новые двери, вымыли всё и вычистили, поставили стулья, соорудили сцену. В этом подвале была жуткая холодина, но мы продолжали занятия. Какие спектакли мы ставили!

После каждого выступления обязательно проводим беседы на нравственные темы: учим брянских ребят думать, анализировать, быть соучастником. Тем более что в камерном театре от зрителя до актёра буквально один шаг. Это, так называемый, театр лифта. Здесь нет места наигранности и фальши — зритель её тут же почувствует.

Надо как-то подводить итоги. В этом году мы отмечали 45-летний юбилей. Мои выпускники стали педагогами, врачами, юристами, административными работниками, бизнесменами, музыкантами, военными, актёрами. Например, Юра Коренев работает в театре Маяковского, снимается в сериалах, живёт в Москве. Может быть, видели его в сериале «Ранетки»? Когда он приезжал ко мне в гости, весь двор на ушах стоял! Ему цветы дарили, автографы брали, фотографировали…

Ещё один мой выпускник Виктор Варганов работал у Зиновия Яковлевича, но когда его не стало, перестал ктёрствовать. Теперь он один из организаторов замечательного брянского бардовского клуба «Остров».

Паша Ивашкин закончил мой институт, и теперь он в Москве, в театре «Мастерская Петра Фоменко». Собирается поступать на режиссёрский факультет. Таких примеров очень много! Но для меня не так важно, что они стали актёрами. Главное, чтобы хорошими людьми.

От кого нужно защищать детей? От взрослых. Потому что большинство взрослых относятся к детям, как к своему кусочку, мол, что хочу с ним, то и делаю. Не видят в них личности. К сожалению…

Мне говорили: «Ты воспитываешь белых ворон!» Пожалуй, да. И буду продолжать делать это до тех пор, пока порядочные, интеллигентные, воспитанные и талантливые дети будут считаться «природной» аномалией.