Брянск. ПРОСТРАНСТВО ТВОРЧЕСТВА (выставка)
Недавно на Театральной площади с помпой открыли памятник пропавшим детям, похвастав, что Брянск вторым после Москвы удостоился такой чести. Но как приткнули этот арт-объект?! Его, словно ведро на кухне, задвинули в угол. Такое впечатление, что в городе ни архитекторов, ни дизайнеров просто-напросто нет. Впечатление обманчивое. Специалисты есть, и прекрасные. Доказательство тому — новая экспозиция на бульваре Гагарина. Брянское представительство международной ассоциации «Союз дизайнеров» превратило выставочный зал в настоящую зону творчества и свободы. Жаль, чиновники не нашли сюда дорогу.
Впрочем, и без них в выставочном зале собралось немало народу, в основном творческого. Поздравить друзей пришли художники Сергей Клещиков, Валентин Сидоров и Владимир Саможенов, архитектор Евгений Скачков
Три зала, 180 работ, представляющих срез творчества 18 авторов, которым удается "сочетать, не разделяя, искусство и коммерцию. В их дизайнерских проектах все не только функционально, но и эстетично, и каждый из них способен стать важным ингредиентом городского пространства, преобразить мир вокруг нас.
Новогоднее волшебство разлито в первом зале, где сказочные фантазии, воплощенные в батиках Натальи Климанцо-вой и Марины Азаровой и декоративных композициях Ирины Аникановой, сочетаются с таинственной вязью славянских буквиц и колтов (височных украшений), позаимствованных Мариной Свиридовой для своих расписных досок и концертных костюмов. Эти самые наряды, созданные дизайнером для ансамблей «Бабкины внуки» и «Красная горка» и стилизованные под старину, дополняют карнавальное настроение. Тончайшая, как морозный рисунок, книжная графика Людмилы Вальцыферовой зовора-живает своей изысканностью и красотой.
Очень уютные и теплые игрушки Аллы Кравченко, свалянные ею из шерсти. Декоративные композиции, выполненные в одной из самых древних техник, отлично вписались в современные интерьеры. Тепло души и рук Маржанат Га-мидовой хранят гобелены. Согревают в эти декабрьские дни ее необыкновенно жаркие маки с сочными пионами. Из самой обычной проволоки и бусин творит настоящие чудеса Татьяна Тиликина. Целые букеты и панно из изящных цветов созданы мастером в технике ганутель. Обычные предметы утилитарного назначения — блюда, салатницы, стаканы — превращает в произведения искусства Галина Королева, занимающаяся росписью по стеклу. Только ищут свой путь в искусстве Олеся Дьяченко и Влада Шадоба. Одна специализируется на декоративных кашпо, выполненных в технике плетения из газетных трубочек, вторая создает барельефы и панно на штукатурке.
Третий зал знакомит с про-ектно-графическим дизайном, творчески преобразующим окружающую среду.
Как всегда, невозможно пройти мимо зуенковских плакатов, в которых взяты на вог оружение такие выразительно-изобразительные средства, как коллаж, фотомонтаж, графика и живопись. Трогает до слез серия «Солдаты Победы» с портретами Ивана Лысенко и Павла Камозина. Словно путеводные, светят нам их Золотые Звезды Героев через годы и десятилетия. Но главным открытием, венцом выставки я считаю концептуальный проект памятника погибшим штрафникам на улице Сакко и Ван-цетти. Автор — Анатолий Зуенко — постарался метафорично отразить в камне героическую и трагическую судьбу штрафных рот, когда солдаты голыми руками прорывали вражескую оборону. Они не щадили врага, но и их не жалели. В атаке гибли целые роты, батальоны. Не случайно материалом для памятника выбран красный, цвета крови, гранит. Монумент представляет собой огромную ладонь, раздирающую колючую проволоку заграждения. Живая плоть пробита осколком в форме звезды. Что тоже символично: ведь зачастую жизнь штрафников была изломана своими же. Очень эмоциональная работа, даже эскиз пробирает до мурашек.
Городу как воздух нужны свежие идеи. Дизайнеры рвутся в бой с бескультурьем.