Страницавыставка

Брянск. ПРОСТРАНСТВО ТВОРЧЕСТВА (выставка)

Недавно на Театральной пло­щади с помпой открыли памят­ник пропавшим детям, похва­став, что Брянск вторым после Москвы удостоился такой че­сти. Но как приткнули этот арт-объект?! Его, словно ведро на кухне, задвинули в угол. Такое впечатление, что в городе ни архитекторов, ни дизайнеров просто-напросто нет. Впечатле­ние обманчивое. Специалисты есть, и прекрасные. Доказатель­ство тому — новая экспозиция на бульваре Гагарина. Брянское представительство международ­ной ассоциации «Союз дизайне­ров» превратило выставочный зал в настоящую зону творче­ства и свободы. Жаль, чиновни­ки не нашли сюда дорогу.

Впрочем, и без них в выста­вочном зале собралось немало народу, в основном творческо­го. Поздравить друзей пришли художники Сергей Клещиков, Валентин Сидоров и Владимир Саможенов, архитектор Евгений Скачков

Три зала, 180 работ, пред­ставляющих срез творчества 18 авторов, которым удается "со­четать, не разделяя, искусство и коммерцию. В их дизайнер­ских проектах все не только функционально, но и эстетич­но, и каждый из них способен стать важным ингредиентом го­родского пространства, преоб­разить мир вокруг нас.

Новогоднее волшебство раз­лито в первом зале, где сказоч­ные фантазии, воплощенные в батиках Натальи Климанцо-вой и Марины Азаровой и деко­ративных композициях Ирины Аникановой, сочетаются с та­инственной вязью славянских буквиц и колтов (височных украшений),  позаимствован­ных Мариной Свиридовой для своих расписных досок и кон­цертных костюмов. Эти самые наряды, созданные дизайнером для ансамблей «Бабкины вну­ки» и «Красная горка» и стили­зованные под старину, допол­няют карнавальное настроение. Тончайшая, как морозный ри­сунок, книжная графика Люд­милы Вальцыферовой зовора-живает своей изысканностью и красотой.

Очень уютные и теплые игрушки Аллы Крав­ченко, свалянные ею из шер­сти. Декоративные композиции, выполненные в одной из самых древних техник, отлично вписа­лись в современные интерьеры. Тепло души и рук Маржанат Га-мидовой хранят гобелены. Со­гревают в эти декабрьские дни ее необыкновенно жаркие маки с сочными пионами. Из самой обычной проволоки и бусин тво­рит настоящие чудеса Татьяна Тиликина. Целые букеты и пан­но из изящных цветов созданы мастером в технике ганутель. Обычные предметы утилитар­ного назначения — блюда, са­латницы, стаканы — превращает в произведения искусства Гали­на Королева, занимающаяся ро­списью по стеклу. Только ищут свой путь в искусстве Олеся Дьяченко и Влада Шадоба. Одна специализируется на декоратив­ных кашпо, выполненных в тех­нике плетения из газетных тру­бочек, вторая создает барельефы и панно на штукатурке.

Третий зал знакомит с про-ектно-графическим дизайном, творчески преобразующим окружающую среду.

Как   всегда,   невозможно пройти мимо зуенковских пла­катов, в которых взяты на вог оружение такие  выразитель­но-изобразительные средства, как коллаж, фотомонтаж, гра­фика и живопись. Трогает до слез серия «Солдаты Победы» с портретами Ивана Лысенко и Павла Камозина. Словно пу­теводные, светят нам их Золотые Звезды Героев через годы и де­сятилетия. Но главным откры­тием, венцом выставки я счи­таю концептуальный проект памятника погибшим штраф­никам на улице Сакко и Ван-цетти. Автор — Анатолий Зуен­ко — постарался метафорично отразить в камне героическую и трагическую судьбу штрафных рот, когда солдаты голыми рука­ми прорывали вражескую обо­рону. Они не щадили врага, но и их не жалели. В атаке гибли целые роты, батальоны. Не слу­чайно материалом для памятни­ка выбран красный, цвета крови, гранит. Монумент представляет собой огромную ладонь, разди­рающую колючую проволоку за­граждения. Живая плоть проби­та осколком в форме звезды. Что тоже символично: ведь зачастую жизнь штрафников была изло­мана своими же. Очень эмоцио­нальная работа, даже эскиз про­бирает до мурашек.

Городу как воздух нужны свежие идеи. Дизайнеры рвутся в бой с бескультурьем.