Страницавыпускники

Брянщина. Выпускники Севской семинарии в истории русской общественной мысли, культуры и духовной жизни.

Выпускники Севской семинарии в истории русской общественной мысли, культуры и
духовной жизни первой половины Х1Хв.
При характеристике условий, благоприятствовавших развитию общественной мысли, науки»
литературы, в целом - духовной жизни русского общества первой половины XIX в., как правило,
отмечается важная роль университетов» лицеев и некоторых других учебных заведений.
Это абсолютно верно, если вести речь о дворянской интеллигенции, но недостаточно, если
учитывать значительное место, которое в жизни России занимало духовенство, а также выходцы
из его среды. Самая яркая фигура в этом плане - М.М. Сперанский. Поэтому жизнь духовных
семинарий как учебных заведений, судьбы семинаристов должны, по нашему мнению, привлекать
внимание не только историков русской православной церкви» но и историков русской
общественной мысли и культуры.
Попытаемся подкрепить правомерность такого вывода частным примером Севской духовной
семинарий, тем более интересным, что речь идет об учебном заведении, находившемся в типичной
российской "глубинке".
Город Севск, отмечающий в этом году свое 860-летие, в ХУП в был одним из важных
оборонительных центров на юго-западных рубежах Русского государства. В ХVШ в. он утратил
эту роль, но оставался еще довольно заметным, поскольку был до 1778 г. центром провинции и
лишь позже перешел в число уездных городов. Был он и довольно значительным религиозным
центром, став с 1764 г. главным городом Севской епархии (впрочем, с 1788 г., епископы Севские
начали именоваться Орловскими и Севскими, а их местопребыванием стал губернский город
Орел).
Семинария в Севске была открыта в 1778 г. по инициативе епископа Амвросия Подобедова.
В начале XIX в. она уже чаще называлась Орловско-Севской или просто Орловской, но до 1827 г.
оставалась в Севске.
Вскоре после перевода семинарии из Севска в Срел ее архив был, к сожаления, безвозвратно
утрачен, что крайне затрудняет возможности изучения ее истории. Но цель нашего краткого
сообщения значительно скромнее - познакомить с некоторыми из выпускников Севской
семинарии, чья деятельность оставила заметный след в развитии русской общественной мысли»
культуры, духовной жизни.
Зябловсхий Евдоким Филиппович (1764-1846), родом из д. Зябловки Севского уезда, как
один из лучших семинаристов был направлен на учебу в только что открывшуюся в Петербурге
учительскую семинарию, по окончании которой работал в Сибири» С 1805 г. профессор
географии Петербургского педагогического института, в 1819 г. преобразованного в
петербургский университет. В 1821— 1825 гг. - ректор этого университета. Автор многих работ, в
основном - по географии и статистике ("География Российской империи", "Российская
статистика" и т.д.), часть которых неоднократно переиздавалась. Заслуживает упоминания и
первый в России труд по лесному хозяйству — "Начальные основания лесоводства" (Спб., 1804).
Книгин (настоящая фамилия — Булгаков) Иван Дмитриевич (1773— 1830) по окончании
семинарии поступил в Московский университет, затем перешел в Московскую медико-
хирургическую академию. После защиты диссертации получил степень доктора медицины» С
1807 г. - профессор анатомии и физиологии Московского университета. В 1808 г. провел большую
работу по открытию первого в России ветеринарного училища» В 1811 г. перевелся в Харьковский
университет, где многие годы был деканом медицинского факультета» Одна из любопытных работ
И.Д. Книгина - "Краткое наставление, как предохранить себя от прилипчивых болезней простыми
средствами" (Харьков, 1814).
Амфитеатров Федор Егорович (1779-1857)., значительно более известный под монашеский
именем Филарет, Выходец из семьи священника с. Высокое Кромского уезда, после окончания
семинарии был оставлен в ней преподавателем, затем назначен ректором. Позднее был ректором
Московской духовной академии, епископом Калужским, архиепископом в Рязани, Казани,
Ярославле долгие годы был митрополитом Киевским. "Человек теплого благочестия, большой
сердечности и подлинной духовной жизни, человек праведный и святой" (по характеристике Г.
Фроловского), митрополит Филарет благодаря неустанной пастырской и богословской
деятельности был одним из столпов русского православия середины XIX в.
Семен Егорович (1792-1855), в отличие от старшего брата - митрополита Филарета,
предпочел религиозной жизни общественную и литературную деятельность. Педагог (в частности,
наставник Ф.И. Тютчева), преподаватель словесности в ряде учебных заведений, поэт»
переводчик, журналист» С.Е. Раич в 1823-1825 гг. был руководителем литературного кружка с
участием многих известных позже деятелей русской культуры, а несколько раньше - членом
Союза Благоденствия, но наказания по делу декабристов не понес, его стихотворение "Друзьям"
"облетело всю Россию", став популярной в XIX в. песней.
Галич (Говоров) Александр Иванович (1783-1848), сын бедного трубчевского дьячка, после
окончания семинарии (1803 г.) обучался в Петербургском педагогическом, институте и за
границей, В 1813-1821 гг. вел курс философии в Петербургском пединституте (позже
университете), одновременно некоторое время преподавал в Царскосельском лицее, оставив
добрую память у А.С. Пушкина,- В.К. Кюхельбекера и др. Его труд "История философских,
систем" в 2-х книгах первоначально получил высочайшую благодарность» но в 1821 г. в нем
усмотрели "безбожное и вредное направление, лишив А.И. Галича права преподавания в
университете. Из других его работ следует отметить первый русский трактат по эстетике "Опыт
науки изящного" (Спб., 1825), а также важную для истории русской психологии книгу "Картина
человека. Опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных
сословий" (Спб., 1834).
Солнцев Гавриил Ильич (1786-1866), сын священника из с. Радогощ Серекого уезда, после
окончания семинарии служил чиновником (в частности - в московской канцелярии Сената),
совмещая службу со слушанием лекций в Московском университете. В 1812 г. переехал в Казань,
где в 1814т. в Казанском университете стал магистром юридических наук, а позже защитил
диссертацию на соискание, степени доктора права, С 1815 г. - профессор Казанского университета
(читал лекции по истории и теории права), с 1819 Г. - ректор университета. Однако, уже в 1820 г.
Г.И. Солнцев был обвинен в том, что его лекции "основаны на разрушительных началах", а в 1823
г. "навсегда" лишен права преподавания "во всех учебных заведениях", позже он более 20 лет
работал казанским губернским прокурором.
Семенов Степан Михайлович (1789-1852) после семинарии закончил Московский
университет и затем служил в Москве в разных ведомствах. Один из основателей Союза
Благоденствия, его секретарь и член Коренного совета. Член Северного общества декабристов.
Был арестован по делу декабристов и с января по октябрь 1826 г. содержался в Петропавловской
крепости, в том числе более полумесяца - закованным в ручные кандалы на хлебе и воде. Сослан в
Сибирь с правом служить, где и скончался. Декабристы и другие знавшие СМ. Семенова люди
очень высоко отзывались о его уме и нравственных качествах.
Заслуживают хотя бы краткого упоминания такие выпускники семинарии, как Иван
Алексеевич Борисов (Иннокентий) (1800-1857), Родион Иванович Соловьев (Иеремия) (1799-
1884), Яков Кузьмич Амфитеатров (1802-1848).
Иннокентий был в 1830-1836 гг. ректором Киевской духовной академии, возглавлял ряд
епископских кафедр, был действительным членом Российской Академии, его сочинения (наиболее
известное "Последние дни земной жизни Иисуса Христа") составили 11 томов. Н.М. Барсов назвал
Иннокентия "одним из замечательных русских людей XIX в.", имевшим "огромное значение не
только как богослов, церковный историк и проповедник", но оставившим "заметный след в
истории умственного русского общества вообще".
Иеремия, близкий друг и сподвижник Иннокентия, также был ректором Киевской духовной
академии (1839-1841 гг.), епископом в ряде епархий, наиболее долго - в Нижнем Новгороде, где и
умер в монастыре.
Я.К. Амфитеатров был самобытным и талантливым профессором Киевской духовной
академии, где преподавал русскую словесность и гомолетику. Автор многих религиозных
сочинений, а также нескольких художественных произведений.
В целом несомненно, что Севская духовная семинария оказала положительное влияние на
формирование многих своих воспитанников, ставших затем полезными членами (а порой и
наставниками) русского общества в ХП в.

Крашенинников, Владимир Викторович.