СтраницаВяльцева Анастасия Дмитриевна

Вяльцева Анастасия Дмитриевна - певица

 

Покоряя сердца.
Зал рукоплескал ей дружно, горячо. А когда она спела последний романс, произошло невообразимое.
—    Браво!
—    Бис!
—    Просим!
—    Еще!.
—    «Тройку», «Ветерочек»!..
Публика бушевала. Снова на сцене появилась Анастасия Вяльцева. Стройная. Изящная. И звонким серебристым голосом запела:
Гей да тройка,
Снег пушистый,
Ночь морозная кругом.
Светит месяц серебристый,
Мчится парочка вдвоем...

Было в ее голосе что-то лихое, ухарское. Потом появилась щемящая тоска. Чарующие звуки завораживали, куда-то звали. По просьбе публики Анастасия Вяльцева пела один романс за другим. В тот день она удвоила свою программу. А бывали случаи, что и утраивала. Однажды в Петербурге она сверх программы спела более пятидесяти песен и романсов. На концерты популярной певицы трудно было достать билеты. В Петербурге и Москве, Рязани, Варшаве, Воронеже и Ташкенте, Киеве и Курске, Казани и Лодзи, Одессе и Ростове, Баку и Тифлисе, Калуге и Орле, Ярославле и Полтаве... — всюду она добивалась успеха. Грандиозного, ошеломляющего. Ее заставляли бисировать по десять — двадцать раз. И она не отказывалась. Щедро дарила людям радость, торжествующую любовь, светлую грусть и нежность. За период с 1902 по 1912 год артистка преодолела путь длиной более двухсот тысяч километров. Она посетила почти все крупнейшие города России.
Анастасия Дмитриевна Вяльцева родилась первого марта 1871 года в слободе Алтухово, что ныне на Брянщине в Навлинском районе. Отца лишилась рано. Ее матери пришлось переехать с детьми в Киев. Анастасия трудится ученицей в мастерской дамских нарядов, продавщицей минеральной воды, горничной одной из киевских гостиниц на Крещатике... Потом была опереточная труппа, в 1890 году Вяльцева поступила в хор Киевского товарищества опереточных артистов Здановича-Борейко. Здесь она впервые участвовала в гастрольной поездке...
Переехав в Петербург, выступая в оперетточной труппе в Малом театре, А.Д. Вяльцева много учится. Голос стал неузнаваем. Ей поручали ведущие партии. Успех молодой певице принес первый самостоятельный концерт в московском театре «Эрмитаж» в 1897 году. Критик Л. Пальмский тогда писал: «Вероятно, никто из русских артистов, за исключением разве только одного Ф. Шаляпина, не сделал такой феерической карьеры, не пользовался такой широкой популярностью и не имел такого головокружительного успеха, как... Анастасия Дмитриевна Вяльцева». Немало других современников писали о А.Д. Вяльцевой также восторженные отзывы. «На первых же порах публика провозгласила певицу своей любимицей. Такой Вяльцева осталась до конца своих дней», — писал театральный критик Ю. Беляев. «Я помню первые триумфы Вяльцевой в Харькове. Серьезный студенческий город, серьезная публика... Ибсен имел тут большой успех. К театру относились и вдумчиво и любовно: обожали Самойлова. Но приехала Вяльцева, запела свою мощную песнь торжествующей любви, улыбнулась своей улыбкой, и та же толпа, которая вчера спорила об Ибсене, сегодня бесновалась, требуя «Тройку» и «Под чарующей лаской»... В одно сливались студенческая молодежь и почтенные старцы...» — отмечал театральный критик Я. Львов. В иные романсы и песни Анастасия Дмитриевна умела внести столько искренности, глубокой тоски по счастью и свободе, что многие не могли слушать ее без слез. Она буквально покоряла публику. Ее красивый, мягкий, хорошо развитый голос содержал гамму оттенков. Но дело было не только в голосе. Неотразимы были ее внешность, улыбка, легкий и выразительный жест.
В исполнении Вяльцевой прекрасно звучали не только романсы «Признание», «Какая ночь», «Забыты нежные лобзания», «Зачем?», «Мой костер», «Уголок», «Дай, милый друг», но и русские песни «Гони, ямщик», «Тройка», «Чайка», «Мой хороший, мой пригожий», «Калинка», «Дудочка», «Уморилась»...
Я тебя бесконечно люблю,
За тебя я отдам мою душу.
Целый мир за тебя погублю,
Все обеты, и клятвы нарушу!.
. — пела Вяльцева, и зал замирал.
Или:
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт;
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и звенит...
Еду, еду, еду к ней,
Еду к любушке моей!
— зал восторженно ликовал. Репертуар у певицы был огромный. Многие музыканты посвятили романсы и вальсы самой певице. Их было около трехсот.
Во время Русско-японской войны А.Д. Вяльцева отправилась в Маньчжурию и стала сестрой милосердия в полевом госпитале. Она регулярно выступала с концертами для раненых. Анастасия Дмитриевна не забывала и отчий край.
Она бывала в Брянске и Карачеве. В родном Алтухове на свои средства построила родильный приют.
«Вяльцева Анастасия Дмитриевна, популярная русская певица, получившая широкую известность как исполнительница народных песен. Родилась в 1871 году в с. Алтухово. Умерла в 1913 году в гор. Петербурге», — гласит надпись на мемориальной доске, установленной в центре поселка на одном из зданий. Брянцы помнят и чтут великую певицу. Краевед Светлана Кизимова подготовила и издала о ней книги «Чайка русской эстрады» и «Несравненная Анастасия Вяльцева». Память о великой певице воплотилась в памятниках, в художественном фильме «Несравненная», в книге «Звезды русской эстрады» и межрегиональных фестивалях, проводимых в Брянске под названием «Гори, звезда приветная»...

Я. Соколов