Страницавяльцева

«Чайка русской эстрады» ( Анастасия Дмитриевна Вяльцева ). Брянщина.

Несравненная обаятельнейшая рус­ская эстрадная певица, примадонна оперетты начала XX столетия Анаста­сия Дмитриевна Вальцева родилась в 1871 году в селе Алтухово ныне На-влинского района Брянской области в бедной крестьянской семье. Рядом с домом был сосновый бор, недалеко — речка. Отец, лесник на графских дачах, умер рано, и троих детей поднимала на ноги мать — Мария Тихоновна. Рабо­тала прачкой в алтуховском имении. Детей надо было учить, пристраивать к какому-либо делу — решили ехать в Киев. По бедности не могли поехать поездом, спустились до Киева по Десне и Днепру на плотах (общественный транспорт того времени).

В Киеве восьмилетняя Настя стала ученицей в вышивальной мастерской — мыла полы, подметала, разжигала утюги, доделывала какие-то мелочи за мастерицами, пела вместе с ними. Ее полюбили, называли «пташечкой». Практичная Мария Тихоновна опреде­лила одиннадцатилетнюю Настю под-горничьей в гостиницу на Крещатике: здесь часто останавливались музыкан­ты. И однажды, услышав пение девочки, довольно известная в те годы певица Серафима Вельская дала совет: «Вам, милая, петь надо. Учиться петь. Идите-ка в оперетку».

Артистическая карьера Анастасии Вяльцевой началась в 1884 году в теа­тральных труппах Я.И. Сетова. В первое время выступала в балетных массов­ках, затем ей стали доверять маленькие роли. С труппой Незлобина она поеха­ла в большое турне: Вильно-Минск-Витебск-Петербург. В Петербурге стала хористкой Малого театра.

Меломан, известный петербургский адвокат Н.В. Холева обратил внимание на молодую певицу, пригласил ее спеть на своих музыкальных вечерах, где она имела успех. По совету Холевы Вяльце-ва стала брать уроки пения у прекрас­ного педагога СМ. Сонки.

С 1893 года А.Д. Вяльцева начала ра­ботать в труппе С.А. Пальма. Блестящим исполнением песенки «Захочу — полю­блю» в оперетте-обозрении «Цыганские песни в лицах» А.Д. Вяльцева обратила на себя внимание публики, и ей стали поручать ведущие партии опереточного репертуара. С 1897 по 1909 год Анаста­сия Дмитриевна работала в московском театре «Эрмитаж». Затем вернулась в Петербург.

С громадным успехом она исполняла роли в опереттах: Елены в «Прекрас­ной Елене», Периколы в «Периколе» и Саффи в «Цыганском бароне» (Ж. Оф-фенбаха), Стеши в «Цыганских песнях в лицах» (Н. Куликов). Много концер­тировала. Только с 1897 по 1912 год она проехала с концертами по России 175 тысяч километров, для чего у неё был собственный вагон, удобно обу­строенный.

В конце XIX века в России намети­лось увлечение цыганскими песнями — цыганские мелодии из ресторанных кабинетов вышли на театральную сце­ну. А.Д. Вяльцева, с детства хорошо знакомая с русскими и украинскими народными песнями, как-то по-своему восприняла цыганские напевы, внесла в них свою утонченность, душевность.

Исполнение народных песен, роман­сов принесло ей всеобщее признание. Ее стали величать Несравненная, Не­превзойденная, Прекрасная Вяльцева, Звезда, Чайка российской эстрады.

Голос А.Д. Вяльцевой—сопрано, сво­еобразного, несколько носового тембра, густой, душевный, покорял всех, молодых и старых. Исполнение отличалось искрен­ностью, глубиной чувства, женственностью. В ее песнях звучала мечта о счастье, торжество любви, радость жизни...

Основу ее репертуара составляли рус­ские народные песни «Калинка», роман­сы «Тройка» П. Булахова, «Мой костер» на слова Я. Полонского, «Не уходи» Н. Зубова, «Чайка» Е. Журавского, «Гай-да, тройка» И. Штейнберга, итальянская песня «Пой, ласточка, пой».

Анастасия Дмитриевна всю свою сценическую жизнь совершенствовала голос. Специалисты отмечали поначалу у нее «скромные вокальные данные», а в конце творческого пути у нее был вполне профессиональный голос значительного диапазона, сильный и гибкий.

А.Д. Вяльцева мечтала выступать на оперной сцене, и в 1902 году она испол­нила партию Кармен, в 1903 году — Де­мона (!) — обе не очень успешно. Про­должая работать над партией Кармен, она через год исполнила ее с огромным успехом, как и партию Далилы в опере К. Сен-Санса «Самсон и Далила». Рабо­тала и над партией Татьяны в «Евгении Онегине», но публика продолжала вос­принимать Вяльцеву прежде всего как исполнительницу романсов. Бывало, в антрактах и после спектакля ее просили исполнить «Гайда, тройка»...

А.Д. Вяльцева была очень чутким и отзывчивым человеком. Она помогала бедствующим артистам, студентам. В Харькове на ее средства была постро­ена студенческая столовая. Вместе с Ф.И. Шаляпиным и Л.В. Собиновым организовала сбор средств на экспеди­цию лейтенанта Г. Седова к Северному полюсу. Во время русско-японской во­йны пыталась организовать санитарный поезд. Не встретив поддержки властей, сама отправилась в Манчжурию и стала сестрой милосердия в полевом госпи­тале. В свободное от дежурств время давала концерты в пользу раненых (на русско-японской войне был ранен и ее муж — полковник В.В. Бескупский). Она воспитывала двух приемных детей.

Находясь на гребне славы и будучи очень богатой, А.Д. Вяльцева не забыва­ла своей бедной малой родины: в родном Алтухово построила родильный при­ют, в соседней деревеньке — церковь. В 1911 году приехала в Брянск с концер­том, но в городе не нашлось подходящей сцены. Концерт состоялся в Карачеве, в синематографе «Молния».

Анастасия Дмитриевна «сгорела» на работе — бесчисленные концерты с бесконечными выходами на бис при неумении и нежелании отказать слуша­телям довели ее до нервного истощения. В 1911 году у нее обнаружили плеврит и аритмию сердца. В 1912 году — бело­кровие. А она пела и пела...

В ноябре 1912 года на концерте в Во­ронеже силы оставили Вяльцеву. Газе­ты публиковали бюллетени о здоровье певицы. 18 февраля 1913 года ее не ста­ло. В похоронах приняли участие около 150 тысяч человек. Ее могила находится на Староникольском кладбище Алексан-дро-Невской лавры в Петербурге.

Остались грамзаписи — слабое, несовершенное воспроизведение ча­рующего голоса. Остались исполни­тельские традиции — вторую жизнь многим ее песням дали певцы следу­ющих поколений: Н.А. Обухова («За­быты нежные лобзанья»), Т. Церетели («Мой костер»), С.Я. Лемешев («Трой­ка»), Л.А. Русланова («Уморилась»), П. Лещенко, В. Козин и др. Можно с уверенностью утверждать, что основу русской эстрады заложила именно эта хрупкая красивая женщина.

Она прожила цельную, прекрасную и устремленную к свету жизнь, девочка из далекого Алтухово.

На Брянщине проходит Всероссий­ский конкурс вокалистов им. А.Д. Вял-цевой «Гори, звезда приветная».