Брянский край. Все для фронта, все для победы!
Известие об эвакуации было воспринято тяжело. Многие понимали, что родной завод нужно вывезти, но все представляли, какие тяготы, сложности их ждали впереди.
«Стрелки часов словно завертелись в обратную сторону. Вчера трудовая доблесть измерялась количеством изготовленных деталей локомотива, степенью готовности очередного паровоза, сегодня — числом разобранных станков, — вспоминал бывший в то время директором завода «Красный Профинтерн» Г.Д. Гогиберидзе.
За трое суток был сформирован первый эшелон из 34 вагонов, подвижной состав и локомотив были собственного производства. 6 июля состав из предосторожности поздно вечером двинулся к седьмым проходным. Проводить его собралось множество народа. В Красноярск он прибыл через месяц. Развернуть производство предстояло на новом месте, на базе «Сибтяжмаша». А что он представлял собой? Пустырь. Конопляное поле. Склады «Заготзерно». Четыре барака. Здесь и должен был вырасти завод-гигант, столь нужный для обеспечения победы над врагом. Первая забота — о людях. Их удалось разместить в Кировском районе Красноярска, на первых порах в свободных пока школах, клубах. Потеснились кое-где красноярцы в жилых домах.
Эшелоны с людьми и оборудованием продолжали прибывать. Всего профин-терновцами было отправлено свыше семи с половиной тысяч вагонов. Часть ушла в Горький, Свердловск, Нижний Тагил, но основная масса — более шести тысяч вагонов — в Красноярск. На новое место прибыло свыше пятнадцати тысяч человек — целый город!
Новый завод на Енисее рождался трудно, несмотря на то, что был подключен трест № 26 Наркомстроя, эвакуированный в Красноярск из Харькова. Он стал генподрядчиком.
Неотложной задачей стало строительство жилья. До конца года надо было построить хозяйственным способом пятьдесят бараков. Возглавил эту работу бывший в Бежице начальником управления капитального строительства завода Н.Н. Каминский. Все эвакуированные заводчане стали строителями: каменщиками, штукатурами, плотниками, бетонщиками, землекопами. Кто сооружал жилье, кто поднимал корпуса цехов, возводил фундаменты для станков.
Страна находилась в тяжелом положении. Фронт нуждался в вооружении. Враг рвался к столице. Не ожидая окончания строительства, под одной крышей или без крыши с одними стенами, в приспособленной конюшне совхоза «Удачный», в здании ремесленного училища начали производство минометов и ручных гранат...
Станки стояли прямо на снегу,
К морозной стали руки примерзали,
И задыхалась вьюга на бегу,
И в белых вихрях затерялись дали.
Еще не воздвигались корпуса,
И котлованы только намечали,
Но мы творили, нет, fie чудеса,
Мы просто фронту честно помогали.
Это строки красноярского поэта Игнатия Рождественского о тех суровых и трудных днях военного времени.
«Монтажники и электротехники не успели еще закончить свои работы, а мы, производственники, примеривались, готовились. В цех были назначены самые квалифицированные токари и слесари-сборщики, которые должны были с ходу показать класс работы, обеспечить качество изделий, не загубить важный почин, — вспоминал технолог П.И. Иовенко. — Токари Александр Володкевич, Григорий Сенин, Николай Нецветаев запустили станки, погнали стружку. На сборку стали слесари Сергей Евдешин, Григорий Богомолов, Алексей Петров. Им помогали мы с мастером Львом Беззаботновым и начальником цеха Николаем Потаповым». Сборка минометов долго не ладилась. Почему? «Цех» отапливался жаровнями — эмульсия замерзала. Руки прилипали к металлу. Температура колебалась. Менялись и размеры деталей. И все же технологический процесс был налажен...
К маю сорок второго года действовало шесть цехов — механический, механосборочный, литейный с тремя вагранками, кузнечно-штамповальный с 15 прессами и тремя молотами... Была запущена временная электростанция мощностью в три тысячи киловатт. Проектом не было предусмотрено строительство прокатного цеха, но без него не получалось завершенного цикла производства. Цех был возведен своими силами.
Программа сорок второго года была выполнена досрочно. Коллектив завода изготовил свыше 22 тысяч головок снарядов М-30, почти две тысячи пятидесятимиллиметровых минометов, более 336 тысяч ручных гранат Ф-1...
Большая группа работников предприятия в июле была награждена значком «Отличник соревнования Н-аркомтяжмаша» за досрочное выполнение заказов для фронта. Среди них: Н.С. Чумичев, М.Н. Раздобаркин, В.А. Лучук, А.В. Шувалов, Н.З. Потапов, П.П. Касаткин, В.Н. Каблуков, В.Ф. Гаврилов, Ф.И Буха-ненко, И.М. Прашиков, И.Т. Балакин... Завод не раз занимал классные места в социалистическом соревновании.
По решению Государственного Комитета Обороны завод стал выпускать мостовые краны и паровозы серии «СО». Предприятие расширялось, наращивало производство продукции. «Сибтяжмаш» — это ныне один из гигантских заводов Сибири. А первую жизнь ему дали бежичане и брянцы».
Самоотверженно трудились брянцы и на других эвакуированных предприятиях. В ноябре 1942 года газета «Большевик», выходившая в городе Энгельсе, куда был эвакуирован вагоностроительный завод имени Урицкого, писала о его людях: «Замечательных успехов добились токари т.т. Колисниченко и Карпу-сова. На лицевой счет т. Колисниченко за пять дней занесено 88 деталей и на лицевой счет т. Карпусовой — 161 деталь, выпущенная сверх плана.
Открыты лицевые счета также токарям-стахановцам т.т. Толкачевой, Ва-сюриной и другим, в которых записано по 40 — 60 деталей. Все они стараются работать так, как фронтовики-защитники Сталинграда бьют ненавистного врага».
За успешное выполнение правительственного задания по производству боеприпасов в декабре 1942 года правительство объявило коллективу завода благодарность, перевело деньги для премирования особо отличившихся. В октябре сорок третьего коллективу завода имени Урицкого было присуждено второе место во Всесоюзном социалистическом соревновании.
До войны «Брянский арсенал» именовался механическим артиллерийским заводом имени СМ. Кирова или сокращенно — Мехартзавод. Предприятие было эвакуировано на Урал. Первый эшелон ушел 18 июля сорок первого, последний — 12 августа. Наряду с оборудованием эвакуировалось около десяти тысяч заводских специалистов и рабочих с семьями.
В суровых условиях в короткий срок на новом месте стали выпускать мощные танковые пушки, платформы для зенитных установок... Завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
«Трудились, не считаясь со временем, взрослые и подростки», — вспоминает уроженец Бежицы Станислав Васильевич Фомин. Четырнадцатилетним парнишкой он пришел на военный завод в Новосибирске и делал снаряды. Таких примеров множество.
Находясь в тылу, многие брянские железнодорожники героически помогали фронту.
... У рук машиниста
Особый закал.
На крутых перегонах
Их ветер хлестал,
И порой, перепутав и ночи, и дни,
Паровозы на фронт возвращали они.
И вели эшелоны, рискуя собой,
По истерзанным рельсам к передовой.
«Для обеспечения воинских перевозок в прифронтовых районах по решению Государственного Комитета Обороны были созданы специальные железнодорожные формирования — паровозные коллективы особого резерва НКПС — Наркомата путей сообщения. Ряд брянских машинистов: Р.Г. Лохматов, Н.Г. Лохматов, А.Ф Коленко, A.M. Федоров, Н.И. Зубов, А.Н. Волохов, Н.А. Горбачев, И.С. Киреев, А.А. Батраков, М.М. Иванов, Г.И. Николаев, В.Ф. Цикунов, отец и сын Карпенко, жена и муж Яцковы вошли в состав колонн. Что они представляли собой? Колонна имела свои ремонтные средства, комплекты боепитания, продовольствия. К каждому паровозу был прицеплен вагон, в котором жили локомотивные и кондукторские бригады. Под огнем противника они подвозили к фронту все необходимое: живую силу, вооружение, боеприпасы, продовольствие, горючее...
«На днях старший машинист колонны № 27 почетный железнодорожник Иван Семенович Устенко со своим помощником Казновским, кочегаром Рай-щиго и его напарником, машинистом Тарщиковым с помощником Турченко и кочегаром Грибановым за сутки сделали пять фронтовых рейсов. Два из них были совершены на всем тяговом плече без остановок для дополнительного набора воды и топлива.
Выполнена норма технической скорости. Сделан небывалый за время войны на этом участке среднесуточный пробег. Локомотив пробежал вдвое больше против взятых колонной обязательств», — сообщалось в «Боевом листке», озаглавленном «Трудовые подвиги». Эта своеобразная листовка была выпущена выездной редакцией газеты «Гудок».
Машиниста Ивана Васильевича Баранова помнят в локомотивном депо Брянск II и Брянск I. В обоих он трудился. Был избран депутатом Верховного Совета СССР. В войну днем и ночью водил железнодорожные составы на фронт. Работал напряженно. В октябре сорок третьего года погиб под Сталинградом. О нем рассказано в музее депо Брянск II, а в локомотивном депо Брянск I о славном машинисте напоминает мемориальная доска.
Тыл и фронт в войну были едины. Без прочного тыла не было бы и Великой Победы. Медаль за бой, медаль за труд — отлиты из одного металла.
Я. Соколов