Страницавозникновение

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ БРЯНЩИНЫ ДО 1861 г.

Географическое положение Брянского края сыграло заметную роль в становлении промышленной деятельности.

Десна - приток Днепра с древних времен была хозяйственным стержнем для территории региона. Реки связывали Брянщину с бассейнами Западной Двины и Вислы - на юго-западе, и с бассейнами Волги и Дона - на севере-востоке. Регион, таким образом, связан с Каспийским, Азовским, Черным и Балтийским морями.

Леса покрывали все пространство по рекам Десне и Оке. Они являлись также важнейшим объектом хозяйственной деятельности.

Мелкотоварное производство, связанное главным образом, с обработкой сельскохозяйственного сырья (пеньки, масла, кожи), и развитие товарно-денежных отношений содействовали возрастанию роли Свенской ярмарки под Брянском.

Ярмарка, проходившая у стен Свенского монастыря, была одной из крупнейших в России. Она сыграла заметную роль в образовании всероссийского рынка. На ярмарку везли свои товары русские, украинские, белорусские, литовские, польские, греческие купцы. Она давала государству ежегодный доход до 50 тыс. руб. и свыше 15 тыс. руб. таможенных сборов.

Важная геополитическая задача Петра I - превращение России в морскую державу и борьба с турками за морское побережье, привели к тому, что он распорядился соорудить в Брянске запасной магазин (склад) для оборудования флотилии и разработал проект брянской судоверфи.

В     Брянск     из     Адмиралтейства Петербурга были присланы корабельные I специалисты. Плотников и других рабочих | подбирали на месте.

В 1696 году началось строительство! судов для казацкой флотилии.

До мая 1697 года было изготовлено около 200 судов. Но потом они погибли во| время зимних штормов на море.

Было принято решение строить более! крупные суда - 4-х пушечные бригантины.} Весной 1738 года, более сотни бригантин, были спущены в днепровский лиман.

А с 1739 года брянская верфь стала] обслуживать   нужды   речного   торгового флота.

Таким, образом, Брянск, став базой! снабжения    русских    войск    во    время азовских походов Петра I, а потом и во время войны   со   шведами,   получил   условия   для появления здесь первых предприятий военной промышленности.

Здесь возникает судоверфь по изготовлению военных речных судов (с 1696 г.), арсенал

по изготовлению    холодного оружия   (с   1708 г.),  мануфактуры по выработке канатов   для русского флота (с 1712 г.), а много позднее литейный двор или арсенал по производству пушек и ядер.