Война
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз.
В годы Великой Отечественной войны юноши и девушки района вписали славные страницы в боевую летопись Ленинского комсомола. Бессмертны подвиги воинов-комсомольцев.
«Мы — комсомольцы-десятиклассники школ гор. Брянска, поступающие по призыву ЦК ВЛКСМ работать на предприятия, в совхозы и колхозы, полны решимости трудиться упорно, много, самоотверженно, чтобы помочь родной стране ковать мечи победы», — показывали пример комсомольцы своим молодым сверстникам.
В летопись мужества и героизма вписаны многие имена. Брянская земля дала почти двести Героев Советского Союза. Среди них двое уроженцев Володарского района — Б. М. Афанасьев и Н. Ф. Корнюшкин.
Боевой путь летчика Афанасьева начался в апрельские дни 1943 года на Калининском фронте. К концу войны в летной книжке заместителя эскадрильи капитана Афанасьева была сделана запись: "Совершил 367 боевых вылетов, участвовал в 23 воздушных боях, лично сбил 8 и в группе один самолет противника".
Славный путь прошел в годы Великой Отечественной войны Николай Федорович Корнюшкин. За умелое руководство и организацию успешных боевых действий подразделений он удостоен звания Героя Советского Союза, награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, тремя орденами Красной Звезды, многими медалями, является почетным солдатом воинской части.
На здании школы гимназии №4, расположенной по улице, носящей имя Героя Советского Союза Афанасьева Б.М., на мемориальной доске написано: "В этой школе учились Афанасьев Борис Михайлович, Корнюшкин Николай Федорович. За мужество, храбрость и стойкость, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, удостоены звания Героя Советского Союза".
В Володарском районе долгие годы жил и похоронен Герой Советского Союза Иван Корнеевич Дьяченко.
Героически сражался комсомолец Евгений Гукалин. До войны он учился в железнодорожной школе Володарского района, окончил аэроклуб. В боях за Днепр он был тяжело ранен, потерял кисть левой руки. Однако после госпиталя возвратился в свой полк. Путем усиленных тренировок и огромной силы воли добился разрешения водить боевые самолеты. Боевой путь Евгения Гукалина отмечен 50 боевыми вылетами, 6 сбитыми самолетами противника.
Летчик Александр Петухов повторил подвиг Николая Гастелло. До войны Александр Петухов учился в ФЗУ на станции Брянск-I. 18 июля 1943 года старший лейтенант Александр Ильич Петухов, смертельно раненый, направил свой горящий самолет на скопление врага у села Адамовка Донецкой области
Машиниста Ивана Васильевича Баранова помнят в локомотивном депо Брянск I, где он трудился. Был избран депутатом Верховного Совета СССР. В войну днем и ночью водил железнодорожные составы на фронт. Работал напряженно. В октябре сорок третьего года погиб под Сталинградом. В локомотивном депо Брянск I о славном машинисте напоминает мемориальная доска.
15 августа 1941 года в Брянске городским комитетом партии под руководством секретаря горкома Д. Е. Кравцова был создан городской партизанский отряд. Костяк отряда составляли 35 рабочих Урицкого завода. Отважно сражалась и погибла в бою комсомолка Зина Голованова, выполнявшая обязанности медсестры и разведчицы, имевшая многочисленную агентуру на станции Брянск-I. В 1943 году она была схвачена гестаповцами, отправлена в Германию, но сумела совершить побег и вернуться в отряд. Погибла отважная комсомолка в одном из боев у аэродрома «Чухрай» в Суземском районе Брянской области. Награждена орденом Красной Звезды и медалями. На здании одной из школ Володарского района укреплена мемориальная доска. На ней надпись: "В этой школе училась партизанка-разведчица отряда имени Кравцова Зинаида Голованова, геройски погибшая в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в 1943 году".
Тыл и фронт в войну были едины. Без прочного тыла не было бы и Великой Победы. Медаль за бой, медаль за труд — отлиты из одного металла (Я. Соколов).
В 1941 году немецкие оккупанты организовали лагерь № 142 для наших военнопленных на территории рембазы № 6 в Володарском районе. В период с 1941г. по 1943 г установлено, что в лагере уничтожено до 40 тысяч советских людей. Все они были захоронены в братских могилах на территории лагеря (теперь это в/ч 75100). Здесь в 1968 году был сооружен памятник "Жертвам фашизма". Автор памятника - Ф.С. Музылёв. Известны имена 1200 погибших и захороненных здесь наших военнопленных.
Почти тысяча володарцев погибла на фронтах в годы войны. Их имена занесены во Всероссийскую книгу памяти.
«Мы шли в атаку, не думая, что нас может сразить пулей. И рядом частенько приходилось слышать слова: «Мама!» и «За Родину!». Для нас это было едино. Мы были простыми смертными, не все из нас уцелели, но мы выполнили свой священный долг перед Отечеством. Верховный главнокомандующий товарищ Сталин откровенно сказал: противник находит всё новые силы, старается проникнуть к Волге. Мы потеряли Белоруссию, Украину, Прибалтику. У нас стало меньше хлеба, нефти. Отступить — значит потерять Родину. Ни шагу назад! Вот такой нам был дан приказ».
Фронтовик, член Володарского совета ветеранов, Борис Васильевич Шапошников.
На снимке Тамара и Борис Шапошниковы, 1957 г
В пепле и развалинах предстал Брянск перед воинами-освободителями. Гитлеровцы разграбили, разрушили и сожгли заводы, больницы, учебные заведения, культурные учреждения, жилые дома. Были почти полностью уничтожены поселки Володарского района. Из 2635 довоенных частных домов осталось только 244, а из 236 государственных и кооперативных уцелело лишь шесть. Разрушен железнодорожный узел Брянск-I. Паровозное и вагонное хозяйство, оборудование, мастерские, аппаратура связи и всё ценное увезено в Германию.
Уничтожены большие мосты через Десну из города на Брянск-1 и на Брянск-II Разрушен железнодорожный мост, соединяющий брянские железнодорожные узлы.
Брянск, война. Горе и радость рядом.
Возглавляемый А. В. Домашевичем исполком и узловой партком, руководимый Н. М. Комаровым, выступали организаторами послевоенного восстановления Володарки. Они вдохновляли людей, стремились облегчить их жизнь, труд. Требовалось невероятное напряжение — физическое, моральное, нравственное — чтобы буквально на пустом месте, когда ещё не закончилась война, организовать работу, наладить жизнь населения и оказывать помощь фронту. Но возвращались из эвакуации рабочие с семьями, железнодорожники — все, кто здесь когда-то жил. Ни домов, ни бараков не было: строили землянки и разные времянки, чтобы только укрыться от непогоды, и приступали к восстановительным работам. Вместо привычных для взгляда улиц — тропинки между воронками от бомб и развалин. Еще шла война, но Брянский железнодорожный узел должен был действовать.
По рекомендации горкома партии и горкома комсомола партийную организацию узла в сентябре 1943 года возглавил партизан Комаров Никита Митрофанович, а комсомольскую — партизан Хрусталев Владимир. И уже 20 сентября через железнодорожную станцию Брянск-1 смог пройти военный состав, а 5 октября железнодорожники принимали первый пассажирский поезд из Москвы. Руководил восстановительными работами Захарченко Михаил.
Росли ряды комсомольцев узла. Если 17 сентября 1943 года на узле было только 2 комсомольца, то на 5 октября уже 55 человек. А 12 октября на первом комсомольском собрании был избран узловой комитет комсомола. Секретарем комитета избрали Хрусталева Владимира, а его заместителем Зеленко Антона.
В это время создаются комсомольские организации в паровозном депо секретарь Валя Яковлева, вагонное депо - секретарь Мельникова, в резерве проводников—секретарь Волосатова Валя, на станции Брянск-1 — секретарь Лопатинский, в школе № 19—секретарь Игнатенок Елена.
Для организации политико-массовой работы нужен клуб. И комсомольцы в свободное от работы время, своими силами, отыскивая строительный материал на развалинах, используя единственную уцелевшую кирпичную коробку, построили клуб. На первое комсомольское собрание в клубе каждая комсомольская организация несла свои скамейки.
В 1945—-1947 г. г. узловую комсомольскую организацию возглавляет Кулик Иван.
В 1948 году секретарем узлового комитета ВЛКСМ был избран фронтовик Барков Андрей. На узле было уже 12 первичных комсомольских организаций, насчитывавших около 400 членов.
Молодежь активно участвует в расчистке развалин, строительстве клуба им. Фокина (ныне кукольный театр), подготовке площадки для строительства нового железнодорожного вокзала.
"Весь железнодорожный узел — сплошные груды развалин. Вокзала нет. На месте вагонного депо — пустырь. Основные подъездные пути разворочены, исковерканы. Вместо рельсов — куски. Ни одного уцелевшего административного здания..." — вспоминал о тех днях возвратившийся из партизанской бригады имени Кравцова В. М. Хрусталев, ставший одним из первых секретарей узлового комитета комсомола.
В единственном уцелевшем здании — бывшем жилом бараке сухарного завода — открыли школу. По обе стороны темного коридора, за тонкими дощатыми перегородками — небольшие классные комнаты. В них, тесно прижимаясь друг к другу, на сколоченных из досок скамейках за самодельными столами сидят ученики. Тесно, сыро, холодно. Школа работала в три смены. Вечером — ещё занятия школы рабочей молодежи. У директора школы Леонида Александровича Никольского, прибывшего из эвакуации, забот было невпроворот.
Одну из уцелевших каменных коробок Володарская молодежь оборудует под клуб. На первое комсомольское собрание сюда принесли свои самодельные скамейки. Первым директором этого клуба стала Е. А. Булло.
В заметке, опубликованной в газете "Брянский рабочий" за 6 июля 1945 года, председатель Володарского райсовета депутатов трудящихся А. Домашевич отмечал, что на месте пустырей и развалин построено 427 домов. "Проводя жилищное строительство, — сообщал автор, — население активно участвует и в восстановлении общественных зданий, предприятий, благоустройстве улиц. За полгода домашние хозяйки отработали на станции Брянск-I и на поселке 35 тысяч часов. От завалов и мусора очищены большой двухэтажный жилой дом, здание школы, паровозное депо, многие улицы и площади".
Петра Клыпу, защитника Брестской крепости, хорошо знают на Брянщине, долгие годы после войны он работал на заводе «Строммашина».
Уже в 1946 году район полностью переходит к мирной жизни. Общее население составлявших его поселков превысило 17 тыс. человек, что было больше, чем весь дореволюционный Брянск. Работали пять школ (в том числе первая послевоенная типовая двухэтажная школа), детский сад. Имелся железнодорожный клуб на 530 мест, две парикмахерские, отделение связи, 6 магазинов, две бани, сапожная и пошивная мастерские.
Буквально со дня освобождения ведомственными организациями и предприятиями велось строительство жилых домов.
Учащиеся школы ФЗО №6 ст. Брянск I, включившись в предмайское соревнование, ведут строительство 12-ти квартирного жилого дома.
С 1947 г. начинается восстановление фосфоритного завода, на что выделяется 20 млн. рублей.
"Год от года хорошеет и все больше благоустраивается наш родной город..." — сообщала газета "Брянский рабочий" в феврале пятьдесят третьего. Рассказывая о городе в целом, автор — председатель постоянной жилищно-коммунальной комиссии горсовета В. Комлач — указывает, что неузнаваемо преображается и Володарский район. На месте бывшего болота протянулась новая улица из индивидуальных каменных домов машинистов железнодорожников узла Брянск-I. Построен дом кондукторских бригад. Гордость города — новое здание пассажирского вокзала Брянск-I — одного из лучших вокзалов страны... Вступил в строй клуб им. Максима Горького.
Совет ветеранов Володарского района города Брянска. На митинге в сквере В.И. Ленина.