Страницавойна

Война

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз.

В годы Великой Отечественной войны юноши и девушки района вписали славные страницы в боевую летопись Ленинского комсомола. Бессмертны подвиги вои­нов-комсомольцев.

                «Мы — комсомоль­цы-десятиклассники школ гор. Брянска, поступающие по призыву ЦК ВЛКСМ работать на предприятия, в совхозы и колхозы, полны решимости трудиться упорно, много, самоотверженно, чтобы помочь родной стране ковать мечи по­беды», — показывали пример комсомольцы своим молодым сверстникам.

                  В летопись мужества и героизма вписаны многие имена. Брян­ская земля дала почти двести Героев Советского Союза. Среди них двое уроженцев Володарского района — Б. М. Афанасьев и Н. Ф. Корнюшкин.

 

      

 Боевой путь летчика Афа­насьева начался в апрельские дни 1943 года на Калининском фронте. К концу войны в летной книжке заместителя эскадрильи капита­на Афанасьева была сделана запись: "Совершил 367 боевых вылетов, уча­ствовал в 23 воздушных боях, лично сбил 8 и в группе один самолет про­тивника".

Славный путь прошел в годы Великой Отечественной войны Ни­колай Федорович Корнюшкин. За умелое руководство и организацию ус­пешных боевых действий подразделений он удостоен звания Героя Совет­ского Союза, награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Крас­ного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, тремя орденами Красной Звезды, многими медалями, является почетным солдатом воинской части.

На здании школы гимназии №4,  расположенной по улице, носящей имя Героя Со­ветского Союза Афанасьева Б.М., на мемориальной доске написано: "В этой школе учились Афанасьев Борис Михайлович, Корнюшкин Николай Федорович. За мужество, храбрость и стойкость, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, удостоены звания Героя Советско­го Союза".

В Володарском районе долгие годы жил и похоронен Герой Советского Союза Иван Корнеевич Дьяченко.

Героически сра­жался комсомолец Евгений Гукалин. До войны он учился в железнодорожной школе Володарского района, окончил аэроклуб. В боях за Днепр он был тяжело ранен, поте­рял кисть левой ру­ки. Однако после госпиталя возвратил­ся в свой полк. Путем усиленных тре­нировок и огромной силы воли добился разрешения водить боевые самолеты. Боевой путь Евгения Гукалина отмечен 50 боевыми вылетами, 6 сбитыми самолетами противника.

Летчик Александр Петухов повторил подвиг Николая Гастелло. До войны Александр Петухов учился в ФЗУ на станции Брянск-I. 18 июля 1943 года старший лейтенант Александр Ильич Петухов, смертельно раненый, направил свой горящий самолет на скопление врага у села Адамовка Донецкой области

Машиниста Ивана Васильевича Баранова помнят в локомотивном депо Брянск I, где он трудился. Был избран депутатом Верховного Совета СССР. В войну днем и ночью водил железнодорожные составы на фронт. Работал напряженно. В октябре сорок третьего года погиб под Сталинградом. В локомотивном депо Брянск I о слав­ном машинисте напоминает мемориальная доска.

15 августа 1941 года в Брянске го­родским комитетом партии под руководством  секретаря горкома Д. Е. Кравцова был создан городской партизанский отряд. Костяк отряда составляли 35 рабочих Урицкого завода. Отважно сражалась и погибла в бою комсомолка Зина Голованова, вы­полнявшая обязанности медсестры и разведчицы, имевшая многочис­ленную агентуру на станции Брянск-I. В 1943 году она была схвачена гестаповцами, отправлена в Германию, но сумела совершить побег и вернуться в отряд. Погибла отважная комсомолка в одном из боев у аэродрома «Чухрай» в Суземском районе Брянской области. Награж­дена орденом Красной Звезды и медалями. На здании одной из школ Володарского района укреплена мемориальная доска. На ней надпись: "В этой школе училась партизанка-разведчица отряда имени Кравцова Зинаида Голованова, геройски погибшая в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в 1943 году".

Тыл и фронт в войну были едины. Без прочного тыла не было бы и Великой Победы. Медаль за бой, медаль за труд — отлиты из одного металла (Я. Соколов).

В  1941 году немецкие оккупанты организовали лагерь № 142 для наших военнопленных на территории рембазы № 6 в Володарском районе. В период с 1941г. по 1943 г  уста­новлено, что в лагере уничтожено до 40 ты­сяч советских людей. Все они были захоронены в братских могилах на тер­ритории лагеря (теперь это в/ч 75100). Здесь в 1968 году был сооружен па­мятник "Жертвам фашизма". Автор памятника - Ф.С. Музылёв. Известны имена 1200 погибших и захороненных здесь наших военнопленных.

Почти тысяча володарцев погибла на фронтах в годы войны. Их имена занесены во Всероссийскую книгу памяти.

 

 

 «Мы шли в атаку, не думая, что нас может сразить пулей. И рядом частенько приходилось слышать слова: «Мама!» и «За Родину!». Для нас это было едино. Мы были простыми смертными, не все из нас уцелели, но мы выполнили свой священный долг перед Отечеством. Верховный главнокомандующий товарищ Сталин откровенно сказал: противник находит всё новые силы, старается проникнуть к Волге. Мы потеряли Белоруссию, Украину, Прибалтику. У нас стало меньше хлеба, нефти. Отступить — значит потерять Родину. Ни шагу назад! Вот такой нам был дан приказ».

Фронтовик, член Володарского совета ветеранов, Борис Васильевич Шапошников.

На снимке Тамара и Борис Шапошниковы, 1957  г  

В пепле и развалинах предстал Брянск перед воинами-освобо­дителями. Гитлеровцы разграбили, разрушили и сожгли заводы, больницы, учебные заведения, культурные учреждения, жилые дома. Были почти полностью уничтожены поселки Володарского района. Из 2635 довоенных частных домов осталось только 244, а из 236 государственных и кооперативных уцелело лишь шесть. Разрушен железнодорожный узел Брянск-I. Паровозное и вагонное хозяйство, оборудование, мастерские, аппаратура связи и всё цен­ное увезено в Германию.

Уничтожены большие мосты через Десну из города на Брянск-1 и на Брянск-II  Разрушен железнодорожный мост, соединяющий брянские железнодорожные узлы.

   


Брянск, война. Горе и радость рядом.

 

Возглавляемый А. В. Домашевичем исполком и узловой парт­ком, руководимый Н. М. Комаровым, выступали организаторами послевоенного восстановления Володарки. Они вдохновляли людей, стремились облегчить их жизнь, труд. Требовалось невероятное напряжение — физическое, мораль­ное, нравственное — чтобы буквально на пустом месте, когда ещё не закончилась война, организовать работу, наладить жизнь насе­ления и оказывать помощь фронту. Но возвращались из эвакуа­ции рабочие с семьями, железнодорожники — все, кто здесь когда-то жил. Ни домов, ни бараков не было: строили землянки и разные времянки, чтобы только укрыться от непогоды, и присту­пали к восстановительным работам. Вместо привычных для взгляда улиц — тропинки между ворон­ками от бомб и развалин. Еще шла война, но Брянский железнодорож­ный узел должен был действовать.

По рекомендации горкома партии и горкома комсомола партийную организацию узла в сентябре 1943 года возглавил партизан Комаров Никита Митрофанович, а комсомольскую — партизан Хрусталев Влади­мир. И уже 20 сентября через железнодорожную станцию Брянск-1 смог пройти военный состав, а 5 октября железнодорожники принимали первый пассажирский поезд из Москвы. Руководил восстановительными работами Захарченко Михаил.

Росли ряды комсомольцев узла. Если 17 сентября 1943 года на узле было только 2 комсомольца, то на 5 октября уже 55 человек. А 12 ок­тября на первом комсомольском собрании был избран узловой комитет комсомола. Секретарем комитета избрали Хрусталева Владимира, а его заместителем Зеленко Антона.

В это время создаются комсомольские организации в паровозном депо секретарь Валя Яковлева, вагонное депо - секретарь Мельникова, в резерве проводников—секретарь Волосатова Валя, на станции Брянск-1 — секретарь Лопатинский, в школе № 19—секретарь Игнатенок Елена.

Для организации политико-массовой работы нужен клуб. И комсо­мольцы в свободное от работы время, своими силами, отыскивая стро­ительный материал на развалинах, используя единственную уцелевшую кирпичную коробку, построили клуб. На первое комсомольское собрание в клубе каждая комсомольская организация несла свои скамейки.

В 1945—-1947 г. г. узловую комсомольскую организацию возглавляет Кулик Иван.

В 1948 году секретарем узлового комитета ВЛКСМ был избран фрон­товик Барков Андрей. На узле было уже 12 первичных комсомольских организаций, насчитывавших около 400 членов.

Молодежь активно участвует в расчистке развалин, строительстве клуба им. Фокина (ныне кукольный театр), подготовке площадки для строительства нового железнодорожного вокзала.

"Весь железно­дорожный узел сплошные груды развалин. Вокзала нет. На месте вагонного депо пустырь. Основ­ные подъездные пути разворочены, исковерканы. Вместо рельсов куски. Ни одного уцелевшего адми­нистративного здания..." — вспоми­нал о тех днях возвратившийся из партизанской бригады имени Крав­цова В. М. Хрусталев, ставший одним из первых секретарей узлово­го комитета комсомола.

В единственном уцелевшем здании — бывшем жилом бараке сухарного завода — открыли школу. По обе стороны темного ко­ридора, за тонкими дощатыми перегородками — небольшие класс­ные комнаты. В них, тесно прижимаясь друг к другу, на сколо­ченных из досок скамейках за самодельными столами сидят уче­ники. Тесно, сыро, холодно. Школа работала в три смены. Вече­ром — ещё занятия школы рабочей молодежи. У директора школы Леонида Александровича Никольского, прибывшего из эва­куации, забот было невпроворот.

Одну из уцелевших каменных коробок Володарская молодежь оборудует под клуб. На первое комсомольское собрание сюда при­несли свои самодельные скамейки. Первым директором этого клуба стала Е. А. Булло.

В заметке, опубликованной в газете "Брянский рабочий" за 6 июля 1945 года, председатель Володарского райсовета депутатов трудящихся А. Домашевич отмечал, что на месте пустырей и раз­валин построено 427 домов. "Проводя жилищное строительство, — сообщал автор, — население активно участвует и в восста­новлении общественных зданий, предприятий, благоустройстве улиц. За полгода домашние хозяйки отработали на станции Брянск-I и на поселке 35 тысяч часов. От завалов и мусора очи­щены большой двухэтажный жилой дом, здание школы, паровоз­ное депо, многие улицы и площади".

 

 


Петра Клыпу, защитника Брестской крепости, хорошо знают на Брянщине, долгие годы после войны он работал на заводе «Строммашина».

Уже в 1946 году район полностью переходит к мирной жизни. Общее население составлявших его поселков превысило 17 тыс. человек, что было больше, чем весь дореволюционный Брянск. Ра­ботали пять школ (в том числе первая послевоенная типовая двух­этажная школа), детский сад. Имелся железнодорожный клуб на 530 мест, две парикмахерские, отделение связи, 6 магазинов, две бани, сапожная и пошивная мастерские.

Буквально со дня освобождения ведомственными организация­ми и предприятиями велось строительство жилых домов.

 Учащиеся школы ФЗО №6 ст. Брянск I, включившись в предмайское соревнование, ведут строительство 12-ти квартирного жилого дома.

С 1947 г. начинается восстановление фосфоритного завода, на что выделяется 20 млн. рублей.

"Год от года хорошеет и все больше благоустраивается наш родной город..." — сообщала газета "Брянский рабочий" в феврале пятьдесят третьего. Рассказывая о городе в целом, автор — предсе­датель постоянной жилищно-коммунальной комиссии горсовета В. Комлач — указывает, что неузнаваемо преображается и Воло­дарский район. На месте бывшего болота протянулась новая улица из индивидуальных каменных домов машинистов железнодорож­ников узла Брянск-I. Построен дом кондукторских бригад. Гор­дость города — новое здание пассажирского вокзала Брянск-I — одного из лучших вокзалов страны... Вступил в строй клуб им. Максима Горького.

Совет ветеранов Володарского района города Брянска. На митинге в сквере В.И. Ленина.