СтраницаВоспитание

Воспитание и образование. Брянск. 1902 год.

1902 год. В настоящее время при Брянской дороговизне жизни каждый обыватель старается приискать какое-либо дело, чтобы заработать лишних 20—30 рублей. Почудилось одному нашему (правда пришлому) обывателю, что в Брянске народ и не воспитан, и не образован. Вот он и открыл магазин под громким и многозначительным заглавием: «Воспитание и образование».

Вероятно, хозяин, открывая его, думал, что те обыватели, которые будут покупать в нем, станут гораздо образованнее и во всяком случае не хуже его. Но обыватели почитали вывеску, послушали всегда ноющие граммофоны из опереток с различными скабрезностями (они тоже относятся к воспитанию?!) и скоро разочаровались в ожидаемом. Разочаровалась в нем и учащаяся молодежь: в магазине не оказывалось учебников ни для одного учебного заведения — (вероятно хозяин думал образовать брянцев на детских куклах, и воспитывать на граммофонах).
Разочаровался в брянцах и сам хозяин! «Ах, неблагодарной народец, эти брянцы! Вот о них заботишься, тратишься, а в результате — себе убытки»,— говорить хозяин: «Не пошло дело воспитания таким порядком, так я их буду воспитывать иначе».
Задуманное надо же приводит и в исполнение. Через некоторое время по городу стали носиться слухи, что содержатель магазина «Воспитание и Образование» открывает винный погреб. Многие не верили и не верили потому, что дело-то это уж очень не вяжется с воспитанием и образованием: Одни говорили, что их теперь хотят воспитывать на вине, другие (больше из корысти) говорили, что обыватели, напившись вина-де, почаще будут заходить в магазин «Воспитание и Образование», и потому дела магазина пойдут лучше. Как никак, но слухи стали переходить в действительность.

На Московской улице появилась даже и вывеска во вновь отделанной лавке, и сам хозяин при встрече говорит, что здесь он будет торговать вином. Но не суждено было такому остроумному воспитателю и образователю воспитывать и образовывать брянцев вином. В то время, когда уже винцо приготовлялось к помещению в новый магазин, нагрянул судебный пристав и все описал, а чрез несколько времени вино продавалось с аукциона, но уже не образователем, а судебным приставом и для воспитания и образования брянцев, и на удовлетворение местного жителя Сахарова. »

(История взята из газеты «Орловский вестник» за 1902 год)

К ШКОЛЬНОМУ ВОПРОСУ
Насколько обширен и многолюден наш завод — говорить нечего. Где много рабочих, живущих часто с семьями, там много и детей. На заводе детей, вероятно, не меньше, чем в Брянске. Все дети получили бесплатное обучение в тех начальных училищах, которые завод открывал по мере нужды. Если вникнуть хорошенько в то бесплатное обучение, каким пользуются якобы заводские дети, то можно увидать, что обучение это платное. Правда, с детей не брали ежемесячно, или ежегодно определенных взносов, но зато брали с отцов небольшими грошовыми вычетами с каждого рабочего, и таким образом получился огромный капитал, далеко превосходивший сумму, тратившуюся заводом на школы. Теперь дела завода очень ослабели: он уж не загребает миллионные барыши и не награждает своих директоров десятками тысяч рублей. Много рабочих с завода было порасчитано. Перед Рождеством уже на заводе пустовали две школы, хотя преподавателям содержание платили. Теперь администрации завода пришла на ум мысль обложить и детей заводских повинностью: сделано распоряжение о том, чтобы с каждого учащегося в пользу завода брать 6 рублей. Результат такого распоряжения скоро сказался: теперь все школы почти пустуют. Нам известно правило, коим заводам, имеющим известное количество рабочих, вменяется в обязанность иметь фельдшера, если же рабочих больше — врача, а то так и больницу. Вероятно, существует подобное правило и относительно начального обучения. Кажется, для заводских детей обучение грамоте должно быть обязательным. Если это правило существует для всех заводов, то почему обложены ученики брянского завода 6-ти рублевым налогом?

Орловский вестник. – 1903. – 26 (13) фев. (№42)