Страницавокзал

Брянск. Железнодорожный вокзал.

Брянск. Орловский вокзал.
В 1868 г. построена Орловско-Витебская железная дорога, и Брянск включен в транспортную сеть России. Летом 1900 года вокзал перенесли на западную сторону путей (где он и стоит до сих пор) и построили мостовой переход через железнодорожные пути.
Здание железнодорожного вокзала Брянск-Орловский.
Ул. Речная, 1. 1952 г. Архитектор Скаржинский.
Современное использование: вокзал станции Брянск-Орловский.

железнодорожная станция «Брянск-Орловский» в 1981 году получила новое современное здание вокзала (автор – московский архитектор Я.В. Шамрай).

*******************************

В поисках «первого вокзала» в Брянске: краеведческие метаморфозы

Многим жителям города и исследователям истории Брянска хорошо знакомы эти открытки. В краеведческой литературе прочно устоялась точка зрения, что так выглядело первое здание вокзала Брянск-I и располагалось оно с другой стороны путей – там, где сегодня находится рынок Володарского района[1]. За последние десятилетия дореволюционные виды станции были широко растиражированы. Всевозможные открытки, стенды, банеры и сегодня продолжают транслировать эту информацию. Мы задались рядом вопросов: в каком конкретном месте стояло здание; почему в объектив фотографа попало именно оно, а не «большой вокзал»; почему вокзал перенесли на другую сторону путей и др.? Изучив ряд источников, мы сделали вывод: на этих открытках изображена совершенно другая часть города. Какая? Обо всём по порядку.

Как известно, история железных дорог в Брянском крае началась в 1863 году, когда ходатайство Орловского губернатора генерал-майора Николая Левашова дошло до Главноуправляющего путями сообщения Российской империи Павла Петровича Мельникова. Высочайшим изволением начались изыскания по строительству дороги между Орлом и Витебском. Из пяти проектов, присланных на конкурс, подряд выиграл англичанин Мортон Пито. Однако к концу лета 1866 г., когда дорожная трасса уже была освобождена от леса, англичанин не появился и договор с ним на постройку Орловско-Витебской дороги был расторгнут. Нельзя здесь не упомянуть фамилию предприимчивого московского купца Петра Ионовича Губонина, который, узнав, что будущая ветка должна была пройти через брянские леса, ещё в 1865 г. выкупил обширные лесные угодья у разорившегося помещика Астахова и близ реки Болвы основал распилочный шпальный завод. Создав акционерное общество, Губонин принял участие в повторном конкурсе и выиграл подряд, по которому он обязывался построить дорогу на 2 года быстрее и на 6 миллионов рублей дешевле.

Теперь о вокзале в Брянске, строительство которого началось в 1867 году [2] и окончено в черновом виде в ноябре 1868 г., – в канун начала движения поездов на этом участке Орловско-Витебской железной дороги [3]. Надо сказать, что на стадии планировки все пассажирские здания были разбиты на четыре класса. Каждая постройка была типовой, за исключением станций Орёл и Витебск, которые уже имели свои собственные вокзалы. Пассажирские здания на станциях Брянск и Рославль отнесли ко 2-му классу. Оба здания были возведены по одному и тому же проекту [4] – каменные постройки с двумя боковыми мезонинами и помещением для буфета. В длину они составляли 26,7 саженей (около 57 м) и в ширину 8,22 саженей (около 17,5 м).

До наших дней сохранились альбомы с чертежами и цветными рисунками (или раскрашенными фотографиями?), благодаря которым мы имеем возможность видеть, как выглядело первое здание вокзала в Брянске [5].

Для уточнения местонахождения пассажирского здания вокзала мы обратились к ежегодным «Отчётам правления общества земской Орловско-Витебской железной дороги» за разные годы, а также к схемам и планам Орловско-Витебской (будущей Риго-Орловской) железной дороги. В «Отчётах» за 1869-1894 гг. публиковалась сводная таблица зданий и сооружений на каждой станции. Во всех этих таблицах указано, что в Брянске имелось одно (!) пассажирское здание [6]. На планах расположения зданий станции Брянск-Орловский вокзал всегда находился на той стороне путей, где находится и сегодня, в том же самом месте [7]. Со стороны нынешнего Володарского рынка не было ни вокзала, ни какой-либо иной постройки, похожей на то деревянно-каменное здание станции, которое брянские краеведы приняли за первое здание вокзала.

В 1871 году в пассажирском здании вокзала произошёл пожар, в результате которого сильно пострадала его центральная часть. Правлению дороги ремонт обошёлся в 14 166 р. 59 к. Часть затрат покрыла страховка в размере 6 865 р. 13 к.[8]. Однако, техническо-инспекторский комитет при Департаменте железных дорог вынес резолюцию перестроить вокзал. В 1873 году был утверждён проект, из которого видно, что фасад претерпел сильные изменения [9]. Вскоре по этому чертежу здание восстановили, а затем, в 1900-1902 гг. и начале 1910-х гг., к центральной части были сделаны пристройки[10].

При освобождении Брянска вокзал Брянск-I был разрушен. В 1949 г. началось строительство нового вокзала (арх. В. Ф. Скаржинский, при участии А. Н. Душкина), который торжественно открыли в 1952 году[11].

А теперь расскажем о том, где были сделаны снимки, которые мы приводили в самом начале статьи.

В 1887 году через Брянск на запад протянулась ещё одна ветка – Полесских железных дорог, соединившая наш город с Гомелем. Пассажирская станция была общей с Орловско-Витебской железной дорогой (станция Брянск-Орловский). Товарную станцию расположили на расстоянии 1,64 версты (1,75 км) от вокзала. Сегодня это место известно как платформа «Брянск-Ремонтный»[12]. На схеме расположения путей, зданий и водоснабжения на ст. Брянск-Полесский также нет ни одной похожей, постройки на ту, которую историки города посчитали первым вокзалом станции Брянск [13].

Оставался последний шанс отыскать «Пассажирское здание I и II класса» со старой открытки 1912 года выпуска[14] – в чертежах и планах Льгово-Брянской линии железных дорог (позднее вошла в состав Московско-Киево-Воронежской железной дороги). Как известно, станция Брянск-Льговский была открыта в 1897 году. По сообщению газеты «Орловский Вестник» от 26 февраля 1899 г. (по старому стилю), станция Брянск-Льговский на момент публикации была товарной, а не пассажирской: «…все три наших станции – пассажирская Риго-Орлов<ской> жел<езной> дор<оги>, товарная Полесских и товарная Льговской – носят одно и то же название «Брянск», вследствие чего бывает масса недоразумений с пассажирами и их багажом. <...> Почему бы не прибавить на вывесках к слову «Брянск» ещё и «Полесский» и «Льговский», тогда бы ничего подобного, конечно, быть не могло»[15]. Вероятно, при открытии участка Москва-Брянск по линии Московско-Киево-Воронежской железной дороги возникла необходимость в отдельном пассажирском здании – предшественнике известного по военным снимкам вокзала 1910-х годов.

На планах путей и зданий ст. Брянск, составленных в 1905 и 1915 гг., мы обнаружили постройку, которая по описанию, планировке и размерам полностью совпадает с пассажирским зданием, на открытках издания А. С. Суворина [16]. На плане 1905 г. оно обозначено как смешанное здание; на плане 1915 г. – «пассажирское здание деревянно-каменное» с габаритами: 4,66 × 5,21 сажени (каменная часть в центре здания); 5,85 × 5,13 (каждая из двух деревянных частей по бокам от каменной) и 2,2 × 4,84 (деревянная часть, выходящая на перрон). Позади здания на открытках мы видим забор, за которым чётко выделяется высокое здание локомотивного депо с поворотным кругом, частично сохранившееся и до наших дней. Въезд на станцию был один, со стороны нынешнего Московского проспекта. Для понимания, где располагалась станция, мы перенесли объекты с планов начала XX века на современную карту.

С постройкой и введением в эксплуатацию в 1914 году нового каменного вокзала на станции Брянск-Льговский, в старом пассажирском здании разместили штат конторщиков и отметчиков вагонов [17]. Как эту постройку использовали в дальнейшем – неизвестно, было ли оно разрушено вместе со зданием большого вокзала на Фокинском посёлке – пока остаётся загадкой. Сегодня на месте некогда бывшего здания первого пассажирского здания станции Брянск-Льговский находится одна из служб железнодорожного узла Брянск-II, но размещается она уже в постройке послевоенного времени.

Таким образом, следует признать, что брянские краеведы конца XX века – вероятно, за неимением источников – неверно установили локацию видов станции Брянск со старых открыток, приписав их к нынешнему Брянску-I, а не Брянску-II. В дальнейшем эта ошибка, переходя из книги в книгу, получила широкое распространение.

О. Вязьмитин, К. Гришин, О. Ширшов

Брянск. Перрон и пассажирское здание I и II класса. Изд. контрагентства А.С. Суворина и Ко. 1912 г

Брянск. Подъезд станции. Изд. контрагентства А.С. Суворина и Ко. 1912 г.

Вокзал Брянск-Орловский. Предположительно фото было сделано в дни свадьбы Великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Фёдоровны (июнь 1884 г.). Фото из коллекции В. Игнатова.

г. Брянск. Орловский вокзал. Нач. XX в.

г. Брянск. Вокзал Риго-Орловской железной дороги. 1910-е гг.

Железнодорожный вокзал «Брянск-I» в годы оккупации.

Вокзал «Брянск-I». 1950-е годы.

Телеграф и контора станции Брянск Полесских железных дорог. Конец 1880-х гг.

Железнодорожный вокзал "Брянск-II". 20 апреля 1942 г.