Страницавокзал

Был Брянский вокзал в столице

Когда пассажиры отправляются в столицу брянским фирменным поездом или транзитными поездами, идущими через Брянск в Москву, они прибывают на Киевский вокзал. И мало кому сегодня известно, что поначалу он именовал­ся Брянским.

В октябре 1891 года заместитель министра внутренних дел направил доклад­ную записку на имя министра путей сообщения, в которой говорилось: «Калуж­ский губернатор представил министру внутренних дел поддерживаемое им хо­датайство местного губернского земства об открытии работ по продолжению Брянско-Гомельской железной дороги через пределы Калужской губернии, а в направлении от Брянска через Жиздру и Калугу в Москву». Но существовала и другая идея прокладки железной дороги. «Высочайшее не обязывает изыскания Московско-Брянской железной дороги следовать через Жиздру и станцию Шах­ту (Мальцовской ж. д.). Поэтому изыскания следовали по той местности, кото­рая представляла больше удобств и дешевизны постройки, и оставили Жиздру в восьми верстах, а Шахту в двенадцати верстах. Линия эта действительно выбрана безупречно и, по-видимому, составляет наикратчайшее расстояние между Сухи-ничами и Брянском», — гласила запись, сделанная в марте 1896 года в журнале Инженерного совета об изыскании Московско-Брянской железной дороги. Лишь много лет спустя к Жиздре была проложена соединительная ветка.

Вопрос о том, где разместить в столице вокзал сооружаемой дороги Москва — Брянск, Московская дума, правление Московско-Киево-Воронежской доро­ги и департамент железных дорог обсуждали бурно. Наконец решение было принято, и в 1897-1899 годах пустынный когда-то Красный луг, что раскинулся к югу от Большой Дорогомиловской, Бережковские огороды и прилегающие к ним дворы стали большой строительной площадкой. Здесь довольно быстро вырос солидный кирпичный пакгауз, появились крытые железом навесы для складирования грузов, товарная контора.

Сам Брянский вокзал и платформа, как писали тогда, «не производили впе­чатления столичной станции». Однако, несмотря на невзрачность одноэтажного деревянного здания, ни один вокзал в Москве не открывали так торжественно, как этот. На открытие движения по Московско-Брянской дороге 1 августа 1899 года собралось много знатных людей. Поначалу было только два пассажирских поезда Москва — Брянск, товарные же поезда стали ходить весьма активно.

«Временное пассажирское помещение» простояло добрых полтора десятка лет. В 1912 году были выделены средства на постройку нового вокзала. Заказ на проектирование получил архитектор И. Рерберг. Официальная закладка состо­ялась в мае 1914 года. Начавшаяся война замедлила темпы строительства. И все же к концу 1917 года вокзал был готов, хотя недоделки устранялись еще долго.

Зданию вокзала были приданы выразительные формы, украшенные белым камнем, мозаикой, декоративными скульптурами в стиле классической симво­лики. Главная особенность вокзала — огромная прозрачная стеклянная кры­ша, что взметнулась над четырьмя подъездными путями. Общая площадь за­стекления составляла 3500 квадратных метров. Перекрытие над дебаркадером, расположенное между боковыми крыльями здания, было сделано выдающимся инженером В.Г. Шуховым. Металлоконструкции вокзала были изготовлены на Брянском заводе в Бежице (ныне ОАО «Брянский машиностроительный за­вод»). В 1934 году Брянский вокзал в столице стал именоваться Киевским.

Осенью 2003 года началась реконструкция здания. Одновременно ремон­тировались платформы и туннель. Исторический облик дебаркадера сохранен. Прибывая в Москву, брянцы и другие гости столицы вновь могут любоваться памятником архитектуры. И вспоминать, что вокзал когда-то именовался Брян­ским. Рядом есть и улица Брянская.

Я. Соколов