Был Брянский вокзал в столице
Когда пассажиры отправляются в столицу брянским фирменным поездом или транзитными поездами, идущими через Брянск в Москву, они прибывают на Киевский вокзал. И мало кому сегодня известно, что поначалу он именовался Брянским.
В октябре 1891 года заместитель министра внутренних дел направил докладную записку на имя министра путей сообщения, в которой говорилось: «Калужский губернатор представил министру внутренних дел поддерживаемое им ходатайство местного губернского земства об открытии работ по продолжению Брянско-Гомельской железной дороги через пределы Калужской губернии, а в направлении от Брянска через Жиздру и Калугу в Москву». Но существовала и другая идея прокладки железной дороги. «Высочайшее не обязывает изыскания Московско-Брянской железной дороги следовать через Жиздру и станцию Шахту (Мальцовской ж. д.). Поэтому изыскания следовали по той местности, которая представляла больше удобств и дешевизны постройки, и оставили Жиздру в восьми верстах, а Шахту в двенадцати верстах. Линия эта действительно выбрана безупречно и, по-видимому, составляет наикратчайшее расстояние между Сухи-ничами и Брянском», — гласила запись, сделанная в марте 1896 года в журнале Инженерного совета об изыскании Московско-Брянской железной дороги. Лишь много лет спустя к Жиздре была проложена соединительная ветка.
Вопрос о том, где разместить в столице вокзал сооружаемой дороги Москва — Брянск, Московская дума, правление Московско-Киево-Воронежской дороги и департамент железных дорог обсуждали бурно. Наконец решение было принято, и в 1897-1899 годах пустынный когда-то Красный луг, что раскинулся к югу от Большой Дорогомиловской, Бережковские огороды и прилегающие к ним дворы стали большой строительной площадкой. Здесь довольно быстро вырос солидный кирпичный пакгауз, появились крытые железом навесы для складирования грузов, товарная контора.
Сам Брянский вокзал и платформа, как писали тогда, «не производили впечатления столичной станции». Однако, несмотря на невзрачность одноэтажного деревянного здания, ни один вокзал в Москве не открывали так торжественно, как этот. На открытие движения по Московско-Брянской дороге 1 августа 1899 года собралось много знатных людей. Поначалу было только два пассажирских поезда Москва — Брянск, товарные же поезда стали ходить весьма активно.
«Временное пассажирское помещение» простояло добрых полтора десятка лет. В 1912 году были выделены средства на постройку нового вокзала. Заказ на проектирование получил архитектор И. Рерберг. Официальная закладка состоялась в мае 1914 года. Начавшаяся война замедлила темпы строительства. И все же к концу 1917 года вокзал был готов, хотя недоделки устранялись еще долго.
Зданию вокзала были приданы выразительные формы, украшенные белым камнем, мозаикой, декоративными скульптурами в стиле классической символики. Главная особенность вокзала — огромная прозрачная стеклянная крыша, что взметнулась над четырьмя подъездными путями. Общая площадь застекления составляла 3500 квадратных метров. Перекрытие над дебаркадером, расположенное между боковыми крыльями здания, было сделано выдающимся инженером В.Г. Шуховым. Металлоконструкции вокзала были изготовлены на Брянском заводе в Бежице (ныне ОАО «Брянский машиностроительный завод»). В 1934 году Брянский вокзал в столице стал именоваться Киевским.
Осенью 2003 года началась реконструкция здания. Одновременно ремонтировались платформы и туннель. Исторический облик дебаркадера сохранен. Прибывая в Москву, брянцы и другие гости столицы вновь могут любоваться памятником архитектуры. И вспоминать, что вокзал когда-то именовался Брянским. Рядом есть и улица Брянская.
Я. Соколов