СтраницаВоинам – водителям

Памятник воинам водителям

Памятник воинам – водителям

Памятник воинам – водителям

В ливень и пургу, по дорогам и бездорожью, на передовых позициях и в тылу свято выполняли свой долг перед Родиной советские воины – водители автомашин. Во время Великой Отечественной войны они перевезли миллионы тонн грузов.

памятник автомобилистов

В честь подвига воинов-водителей у шоссе Орел-Брянск недалеко от Брянска воздвигнут памятник: у подножия 30-метрового пилона – фигура солдата-водителя. Он стоит на подножке вздыбленного автомобиля. Правая рука воина лежит на руле, взгляд устремлен вперед, на дорогу.

памятник водителям

Место для памятника избрано не случайно. По этой дороге в Брянск пришли советские воины – освободители.
 

брянск памятник воинам водителям   памятник воинам водителям

брянск памятник воинам водителям

В ливень и пургу, по дорогам и бездорожью, на передовых позициях и в тылу свято выполняли свой долг воины-водители. Во время Великой Отечественной войны они перевозили миллионы тонн грузов.
В честь подвига воинов-водителей недалеко от Брянска на автомагистрали Орел—Брянск воздвигнут памятник: у подножия тридцатиметрового пилона фигура солдата-шофера. Он стоит на подножке автомобиля. Правая рука воина лежит на баранке, взгляд устремлен вперед, на дорогу.
Это первый сооруженный в Союзе памятник водителям, павшим на дорогах войны. Открыт он 12 сентября 1968 года, накануне освобождения области от гитлеровско-фашистских захватчиков. Авторы памятника — скульптор Г. Ф. Мовчун, архитектор А. А. Гайдученя. Сооружен памятник на средства брянских автотранспортных организаций и дорожных предприятий.
Спустя несколько лет он был реконструирован. Сохранив прежний вид, памятник одели в гранит. А на противоположной стороне дороги на постамент встали грузовые машины военных лет.

 

Подъезжая к памятнику, водители сигналят — дань уважения, дань памяти подвигу водителей фронтовых дорог.

Памятник водителям открыт 12 сентября 1968 года, накануне 25 – летия освобождения Брянской области от немецко – фашистских захватчиков.
Единственный в России монумент в честь воинов – водителей установлен на выезде из города Брянска в орловском направлении.

Место для памятника избрано не случайно. По этой дороге в Брянск пришли советские воины – освободители. По этой дороге, не страшась вражеских бомбёжек, водители доставляли на передний край боеприпасы, горючее, продовольствие, снаряжение.

А напротив монумента застыли на постаменте две полуторки, те, которые «тянули на себе» невероятно тяжёлый груз войны.
 

Воинам-водителям

В ливень и пургу, по дорогам и бездорожью, на передовых позициях и в тылу свято выполняли свой долг перед Родиной водители автомашин. Во время Ве­ликой Отечественной войны они перевезли миллионы тонн грузов.

В честь подвига воинов-водителей на 112-м километре автодороги Орел —Брянск — Витебск в живописном месте в урочище «Осиновая горка», что в шести километрах от областного центра, воздвигнут памятник: у подножия тридцатиметрового пилона фигура солдата-шофера. Он стоит на подножке вздыбленного автомобиля. Правая рука воина лежит на руле, взгляд устремлен вперед, на дорогу.

Место для памятника выбрано не случайно. Отсюда уходил на фронт сфор­мированный в первые месяцы автобатальон, укомплектованный водительским составом и автопарком предприятий Брянска. Он прошел боевой путь до Одера. По этой дороге в Брянск пришли советские воины-освободители.

Не страшась вражеских бомбежек, водители по этой дороге доставляли на передний край боеприпасы, горючее, продовольствие, снаряжение. А сейчас здесь по шоссе день и ночь одна за другой проносятся грузовые машины с мирными грузами, пассажирские автобусы, многочисленные легковые авто­мобили.

Этот монумент — первый в нашей стране памятник водителям, павшим на дорогах войны. Он открыт 12 сентября 1968 года, накануне 25-летия освобож­дения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков. Авторы памятника — скульптор, лауреат Государственной премии СССР П.Ф. Мовчун, архитек­тор А.А. Гайдученя — создали своеобразное и впечатляющее произведение. Памятник сооружен на средства автотранспортных предприятий и дорожных организаций области.

Прошло десять лет, и памятник обновился. В 1979 году его реконструирова­ли, сохранив прежний вид, одели в гранит. Благоустроили вокруг дорогу. А на противоположной стороне дороги на постаментах с двумя гвардейскими знака­ми встали две грузовые машины военных лет — ЗИС-5 и ГАЗ-АА. В 2005 году здесь снова были проведены ремонтные работы.

Идут и идут машины по асфальту. Подъезжая к памятнику, некоторые дают сигнал. По праздничным дням здесь многолюдно. К подножию памятника ло­жатся цветы. Их много. Это дань уважения, дань памяти водителям фронтовых дорог.

Я. Соколов

Единственный в стране памятник воинам-водителям, погибшим на полях сражений в годы Великой Отечественной Войны знаком не только брянцам, но и многим водителям, маршрут которых проходил через Брянск. В камне воссоздан выразительный образ фронтового шофёра, который «сквозь огонь, пургу и чёрный дым» бесстрашно вёл свою машину по дорогам войны.

Тысячи водителей удостоены боевых наград, многие награждены посмертно. Подсчитано, что водителями за годы войны перевезено более 100 миллионов тонн военных грузов. Колоссальную нагрузку и тяжёлые испытания наши водители и автомобили выдержали с честью.

Ежегодно, по доброй традиции, 9 мая и 17 сентября все транспортники области собираются в этом священном для жителей города месте, чтобы почтить память погибших воинов-водителей.

Вот как описывали это событие брянские журналисты:

«На митинге присутствовали официальные лица, члены бюро обкома и горкома партии, представители Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог, автомобильных предприятий и дорожных управлений, представители автохозяйств Смоленской, Гомельской, Черниговской, Орловской, Курской, Тульской, Калужской и Псковской областей. Среди гостей и авторы памятника – скульптор, лауреат Государственной премии П.Ф. Мовчун, он же и создатель проекта въезда в город со стороны Карачева, и архитектор А.А. Гайдученя.
Под бомбежками, под артиллерийским обстрелом, днем и ночью, в ливень и в пургу, по дорогам и бездорожью, на передовых позициях и в тылу свято выполнял свой долг перед Родиной советский воин-водитель.
Минутой молчания чтят собравшиеся память павших воинов. И, как будто слыша эту тишину, бесшумно притормаживают проходящие рядом по шоссе машины.
Скользит вниз белое покрывало. Право снять его предоставлено шоферам-фронтовикам. Звучит Гимн Советского Союза. Воздух сотрясают залпы салюта. Еще не растаял в высоте дымок последней ракеты, как начинает нарастать и повисает над головами единый пронзительный гудок всех стоящих здесь автомашин. Это салютуют своим павшим товарищам шоферы.
А на краю дороги стоит открытый всем взорам памятник: на подножке вздыбленного автомобиля – воин, его правая рука лежит на баранке, взгляд устремлен вперед, на дорогу».

Сегодня, как и в любой день, по шоссе одна за другой проносятся машины. У Осиновой Горки они чуть замедляют бег и салютуют памятнику длинным сигналом…

 

Памятник воинам водителям

Брянск. Памятник советским воинам-водителям

Брянский край на спичечных этикетках. Брянский Вестник.

ПАМЯТНИК ВОИНАМ-ВОДИТЕЛЯМ

В ливень и пургу, по дорогам и бездорожью, на передовых позициях и в тылу свято выполняли свой долг перед Родиной советские воины – водители автомашин. Во время Великой Отечественной войны они перевезли миллионы тонн грузов.

В честь подвига воинов-водителей у шоссе Орел-Брянск недалеко от Брянска воздвигнут памятник: у подножия 30-метрового пилона – фигура солдата-водителя. Он стоит на подножке вздыбленного автомобиля. Правая рука воина лежит на руле, взгляд устремлен вперед, на дорогу.

Это первый в нашей стране памятник водителям, павшим на дорогах войны. Открыт 12 сентября 1968 г.

Авторы памятника – скульптор П. Мовчун, архитектор Л. Гайдученя.

Ежегодно 9 мая и 17 сентября представители транспортной отрасли области собираются в этом священном для жителей города месте, чтобы почтить память погибших воинов-водителей.

 

 

************************

Салюты у памятника

Я был в Брянске, когда стояла жаркая погода. Автобусы один за другим везли людей купаться. В Белые Берега. Мимо леса. Мимо памятника. Когда у дороги на десятом километре от города появляется солдат за рулем военной машины, люди в автобусе замолкают. Тогда — слово водителю. И он сигналит, сигналит, сигналит. Трасса здесь очень оживленная. Поэтому тишины у памятника не бывает. Даже ночью.

Раздавшийся сзади сигнал заставил меня обернуться. Грузовик был с местным номером. Я хотел «проголосовать», но он остановился сам.

Из кабины вышел пожилой человек, прищурился от солнца и снял кепку. Он стоял седой и строгий. Я просто не мог в этот момент подойти к нему, спросить что-то…

Он отошел к своей машине. Закурил.

— Вот цветы положили, — сказал он мне, — вчера проезжал — не было.

Мы разговорились. Зовут его Евгений Федорович Бочаров. 1914 года рождения. За рулем с 79-го. В войну был шофером железнодорожного батальона.

— Я все места вокруг знаю. Воевал на Брянщине. Здесь был домик лесника. Так. Значит, один полевой госпиталь был в Хацуне. Другой — на речке Коренек. Мы туда продукты и медикаменты подвозили. А потом по специальному заданию снабжали партизан…

Бочаров не договорил. Раздались протяжные автомобильные гудки. Мы обернулись. Бежевый «Москвич» стоял у обочины и сигналил. Потом из него вышел мужчина и направился к нам.

— Хороший памятник соорудили, молодцы, — произнес он, поздоровавшись. Познакомились. Капитан запаса бывший авиатор Анатолий Владимирович Шева- рев, участник войны. Как и Е. Ф. Бочаров, сказал, что никогда не проезжает этого места без салюта, без того, чтобы отдать честь гранитному солдату, сжимающему гранитный руль…

Постояли, поговорили. Водители поехали дальше, а мимо меня проносились ЗИЛы, МАЗы, «волги», «москвичи», «жигули», «запорожцы». То и дело над лесом раздавались гудки — высокие и низкие, минорные и мажорные, они сливались в один торжественный аккорд.

К нему присоединились сигналы целой колонны учебных автомобилей. Это прибыли курсанты Брянского автомотоклуба ДОСААФ. По установившейся доброй традиции у памятника на десятом километре будущим воинам-водителям вручаются «права», даются напутствия свято выполнять долг, так, как выполняли его люди старших поколений — герои фронтовых дорог, в чью честь и воздвигнут этот монумент.

Торжественный момент вручения водительских удостоверений выпускникам клуба и запечатлел фотообъектив.

А. ШУМСКИЙ, г. Брянск

За рулем. 1974. №3.

СОЗДАТЕЛИ МОНУМЕНТА.
В канун празднования 30-й годовщины освобождения Брянщины от гитлеровских захватчиков на шоссе у Осиновой Горки состоялся торжественный митинг у памятника воинам-водителям. В новом облике предстал перед нами этот памятник, выполненный теперь в бронзе и мраморе.

Публикуем письмо из Ленинграда, где был изготовлен памятник.

Тысячи водителей в годы Великой Отечественной войны днем и ночью вели автомашины по тяжелым фронтовым дорогам. Многие из них пали смертью героев. В память о воинах-водителях и создана эта скульптурная композиция. Модель памятника (автор — киевский скульптор, лауреат Государственной премии, заслуженный ваятель Украинской ССР П. Ф. Мовчун) была доставлена на ленинградский завод «Монументскульптура», где лучшие мастера бронзолитейного дела взялись воплотить замысел скульптора. Сотни крупных и мелких деталей были отлиты бригадой формовщиков-литейщиков, возглавляемой К. И. Хабаровым, недавно награжденные орденом Октябрьской Революции. После того, как все детали были сведены воедино, к работе приступили чеканщики во главе с руководителем группы Б. С. Комиссаровым. Пользуясь арсеналом разных размеров чеканов, они устраняли все неточности, возникающие при отливке, добиваясь портретного сходства композиции с авторским оригиналом. С опережением на семь дней опытные мастера и их молодые помощники отчеканили скульптурную группу.

Выполненная коллективом завода «Монументскульптура» работа, запечатлена на кино- и фотопленке. Изображения семиметровой композиции, работы над памятником в цехе и установки его возле брянской дороги, займут место на фотостенде в заводском музее, где сохраняются документы по истории создания памятников.

Водитель-орденоносец запечатлен за рулем автомобиля ЗИС-5. Глядя на баранку, которую крепко сжимает правая рука война, на расплывчатый силуэт колеса и капота, мы как бы чувствуем ветер от стремящегося вперед автомобиля. Жесткий ветер войны, ветер тревог и надежд, весенний ветер Победы...

Работа над памятником проводилась в присутствии автора. Скульптор П. Ф. Мовчун отметил полное сходство отчеканенной композиции с моделью.

В. КРИВОШЕИН».

Брянский рабочий. – 1979. – 5 окт. С. 4.

Торжественный митинг посвященный открытию после реконструкции памятника воинам-водителям к дню работников автомобильного и городского пассажирского транспорта. 2019 год.

К 17 сентября благоустроят

мемориал воинам-водителям

Любой автомобилист, въезжаю-

щий в Брянск со стороны Орла, обя-

зательно протяжно салютует громки-

ми гудками, отдавая дань уважения

шоферам Великой Отечественной

войны. Памятник водителям – пер-

вый и единственный в России – был

открыт в 1968 году.

В 1968-м Брянска я област ь

праздновала 25-летие со дня осво-

бождения от немецко-фашистских

захватчиков. И место для мемори-

ала выбирали с высоким смыслом:

именно по этой дороге шли бойцы

Красной Армии, освобождавшие

наш край, на фронт доставлялись

продовольствие и боеприпасы. Здесь

сформировали 18-ю автомобильную

бригаду, получившую впоследствии

за боевые подвиги орден Кутузова.

Авторы памятника — скульптор

П.Ф. Мовчун и архитектор А.А. Гай-

дученя.

Первый ремонт провели в 1978-м.

Мемориал «одели» в гранит, благоу-

строили территорию вокруг. На про-

тивоположной стороне появились

легендарные фронтовые полуторки

– ЗИС-5 и ГАЗ-АА. Второй ремонт

прошел в 2005 году. И теперь, нака-

нуне Дня освобождения Брянщины,

снова благоустроят территорию. По

словам сотрудников подрядной ор-

ганизации, работы предстоят объем-

ные, хочется качественно обновить

знаменитый мемориал, но они будут

выполнены в срок.

Памятник открыт 12 сентября 1968 г. Авторы: скульптор П. Мовчун, архитектор Л. Гайдученя.