Водные пути. Брянская земля.
Снег и лёд сокращали и облегчали пути зимой, поскольку зимние дороги зачастую проходили через замерзшие болота. Летом же речные перевозки приходили на помощь сухопутным сообщениям. Главной водной артерией края являлась река Десна. Она была судоходна с места, где в неё впадала река Болва. Всего её длина составляла около 1 тысячи верст (верста = 1066,8 метра). Она несла и несёт свои воды от Брянска через Трубчев-ский уезд, где в неё впадает река Нерусса, входит на территорию Черниговской губернии и затем вливается выше Киева в реку Днепр. Большая часть судов в XIX столетии спускалась по Десне весной, поскольку в условиях жаркого лета на реке было много отмелей.
На почтовых дорогах через Десну существовали паромы и переправы. В Брянском уезде паромные переправы находились в селе Бежичах, на Жиз-дринской большой дороге, ниже города Брянска на большой Орловской дороге. В Трубчевском уезде переправы содержались на казенный счет при селе Острая Лука, на дороге в Севск и непосредственно около Трубчевска.
Сергей Виноградов. Починка барки. 1898 год
Каждая барка перевозила до 9 тысяч пудов или от 800 до 1 тысячи кулей хлеба. Один куль вмещал в себе приблизительно 9 пудов муки. Плоты в основном загружались до 3 тысяч пудов каждый.
На других территориях Брянского края водные пути также играли заметную роль в экономике городов и сельской местности. Река Ипуть, берущая начало в Могилевскои губернии, проходила через Мглинский, Суражский и Новозыбковский уезды. Судоходной она была только на короткое время после весеннего разлива.
В период царствования Екатерины II была создана специальная комиссия для рассмотрения возможности очищения реки от упавшего в неё леса, но начавшиеся работы не принесли значительных результатов. Из Су-ражского и Новозыбковского уездов по Ипути сплавлялись барки и лес до реки Сож, которая впадает в Днепр.
Ещё типы судов, использовавшихся здесь - байдаки, которые строились в Брянске. Для их управления требовалось 9 человек. Их объём перевозок был несколько ниже, в сравнении с барками - 400 кулей хлеба. На построенные байдаки на пристани, находившейся в ведении городничего, ставилось специальное клеймо. Оно являлось фактом регистрации судна и доказательством того, что построено из купленного, а не украденного леса. Если такого доказательства не было -байдак подлежал аресту.
С созданием Мальцевым своих предприятий по реке переправлялись стеклянные и чугунные изделия с его заводов. Был изготовлен специальный пароход, который следовал с караваном судов.