СтраницаВодные

Водные пути. Брянская земля.

Снег и лёд сокращали и облегчали пути зимой, поскольку зимние до­роги зачастую проходили через замерзшие болота. Летом же речные пе­ревозки приходили на помощь сухопутным сообщениям. Главной водной артерией края являлась река Десна. Она была судоходна с места, где в неё впадала река Болва. Всего её длина составляла около 1 тысячи верст (вер­ста = 1066,8 метра). Она несла и несёт свои воды от Брянска через Трубчев-ский уезд, где в неё впадает река Нерусса, входит на территорию Чернигов­ской губернии и затем вливается выше Киева в реку Днепр. Большая часть судов в XIX столетии спускалась по Десне весной, поскольку в условиях жаркого лета на реке было много отмелей.

На почтовых дорогах через Десну существовали паромы и переправы. В Брянском уезде паромные переправы находились в селе Бежичах, на Жиз-дринской большой дороге, ниже города Брянска на большой Орловской дороге. В Трубчевском уезде переправы содержались на казенный счет при селе Острая Лука, на дороге в Севск и непосредственно около Трубчевска.

Сергей Виноградов. Починка барки. 1898 год

Каждая барка перевозила до 9 тысяч пудов или от 800 до 1 тысячи кулей хлеба. Один куль вмещал в себе приблизительно 9 пудов муки. Плоты в основном загружались до 3 тысяч пудов каждый.                                        

На   других   территориях   Брянского края водные пути также играли заметную роль в экономике городов и сельской местности. Река Ипуть, берущая на­чало в Могилевскои губернии, проходила через Мглинский, Суражский и Новозыбковский уезды. Судоходной она была только на короткое время после весеннего разлива.

В период царствования Екатерины II была создана специальная ко­миссия для рассмотрения возможности очищения реки от упавшего в неё леса, но начавшиеся работы не принесли значительных результатов. Из Су-ражского и Новозыбковского уездов по Ипути сплавлялись барки и лес до реки Сож, которая впадает в Днепр.

Ещё типы судов, использовавшихся здесь - байдаки, которые строи­лись в Брянске. Для их управления требовалось 9 человек. Их объём пере­возок был несколько ниже, в сравнении с барками - 400 кулей хлеба. На построенные байдаки на пристани, находившейся в ведении городничего, ставилось специальное клеймо. Оно являлось фактом регистрации судна и доказательством того, что построено из купленного, а не украденного леса. Если такого доказательства не было -байдак подлежал аресту.

С созданием Мальцевым своих пред­приятий по реке переправлялись стеклян­ные и чугунные изделия с его заводов. Был изготовлен специальный пароход, который следовал с караваном судов.