СтраницаВЛАСТИТЕЛЬ

ВЛАСТИТЕЛЬ ПРОСТРАНСТВА БРЯНЩИНА

Успенский собор - крупнейшее и главное строение ансамбля Свенского монастыря, его архитектурный центр.

Собор заложен в 1749 году взамен пришед­шей в ветхость первой каменной, построен­ной по велению Ивана Грозного, Успенской церкви.

Успенский собор (1749-1758)

Еще в 1742 году наместник монастыря с братией били челом императрице Елизавете Петровне, прося о помощи в построении собо­ра. Их челобитная была заслушана в Сенате в присутствии самой царицы, после чего запро­шены сведения о размерах суммы, необходи­мой на постройку. Лишь через 6 лет - 5 апре­ля 1748 года - царица подписала указ об отпу­ске на постройку церкви 6000 рублей, «тогда же врученных наместнику Луке». К тому вре­мени наместник монастыря Лука Белоусо-вич развернул кипучую деятельность: устро­ил крупные кирпичные заводы по соседству с монастырем, заготовил большое количество извести из прибрежных залежей мела, рабо­ты велись «с усердием и быстро». Для ведения постройки из Петербурга был прислан «палат­ного дела мастер» Иван Битнер.

Успенский собор. План

Постройка собора велась по чертежам и моделям, присланным из Петербурга, из Кан­целярии строений. Имя автора проекта Успенского собора не установлено до сих пор. Иерофей, историограф монастыря, приписы­вает авторство «знаменитому архитектору, итальянцу, графу Растрелли», но не подтверж­дает это документально. Скорее всего, он, по существовавшей традиции приписывать все выдающиеся сооружения середины XVIII века Растрелли, приписал и этот проект «обер-архи-тектору». Действительно, архитектура собора не содержит черт, присущих яркому творче­ству Растрелли. Архитектурные формы носят совершенно иной характер, явно отличный от барочных форм, излюбленных этим великим зодчим.

Известный исследователь и историк рус­ского искусства академик ИЗ. Грабарь потра­тил много труда чтобы «утвердить» автором проекта выдающегося московского архитек­тора XVIII века И.Ф. Мичурина, автора первого плана Москвы и многих построек. Но убеди­тельных документальных подтверждений сво­его предположения не нашел. Таким образом, вопрос об авторе проекта Успенского собора пока остается открытым и ждет своего иссле­дователя.

После перевода Луки наместником в Кие-во-Печерскую Лавру, наместником Свенского монастыря назначили малоопытного Герва-сия. Этот «строитель» не считался с проектом. Совместно с богатым брянским купцом заду­мав поставить в новый собор иконостас старо­го храма, значительно большего размера, не нашел ничего лучшего, как сократить толщину несущих купол столбов.

Познавши про эту «вольность» Лука возбу­дил дело, доведя его до Петербургской Комис­сии от строений, из которой пришел приказ разобрать до основания столбы, возведенные уже на 10 аршин высоты, и возвести их вновь по чертежам проекта.

Вмешательство Гервасия в строительство дорого обошлось ему - он потерял свой высо­кий пост, но и для постройки это обернулось задержкой немалой. Строительство закончи­лось, и собор был освещен 16 декабря 1758 года.

Успенский собор. Вид на начало XX в.

Собор имел крестообразный план с приал-тарными помещениями им симметричными в углах между ветвями креста. Его зал читался как единое, внушительного вида простран­ство, устремленное в центре вверх, в подку-польный световой барабан.

По наружному виду собор представлял собой огромный (37 метров длина, 30 метров ширина и 42 метра высота) пятиглавый безап-сидный храм. Его объемное построение пре­исполнено величия и торжественности.

Восточный, северный и южный фасады были решены одинаково - прямостенными, с выде­ленным креповкой ризалита в средней части стены. Ризалит и боковые части этих фасадов, завершены самостоятельными крутыми русскими фронтонами-щипцами, поддержанны­ми по краям сдвоенными пилястрами. Угло­вые помещения, покрытые полусферическими куполами, несли высокие стройные барабаны с крупными луковичными главами и креста­ми. Эти барабаны-башни хороводом окружали центральный световой барабан, своим круп­ным объемом и возвышенным куполом с гла­вой на шее - восьмерике, господствовавшем в объемной композиции собора.

Успенский собор. Портал главного входа

Центральная глава была заметно меньше угловых, что подчеркивало величину главно­го купола и усиливало перспективный эффект его возвышения.

Западный фасад отличался от остальных выступающим в средней части полукружием, в нижнем ярусе, окруженным десятиколонным портиком весьма своеобразной формы.

Архитектура собора, хотя и принадлежав­шая к времени господства стиля русского барокко, имела, однако, самобытные русские элементы. Они придавали зданию много свое­образия и «вводили» его в ранее созданный русскими зодчими архитектурный ансамбль монастыря.

Пышно, по-барочному решенный портик главного (западного) входа наряду с применен­ными классическими ионическими колоннами имел совершенно своеобразное завершение, напоминающие древнерусские кокошники. Это завершение не только придавало индивиду­альное лицо зданию, но и сближало его архи­тектуру с архитектурой напротив стоящей Преображенской надвратной церкви «переклика­ющимися» родственными формами.

Ионические капители колонн получили также своеобразное дополнение в виде гир­лянды из роз, окружающей шейку колонны.

Высокие щипцовые завершения остальных фасадов вызывали в памяти образы древне­русской архитектуры.

По граням восьмерика главы центрально­го купола были помещены живописные изо­бражения апостолов. Это небольшое цветовое пятно как эхо отражало росписи стен Сретен­ской церкви.

Так несколькими яркими штрихами, выра­зительными акцентами архитектура собора роднилась с остальными постройками ком­плекса.

Но значительно более богатое объемное построение, большие размеры, расчленен­ность объемов креповками и пилястрами, украшавшими поверхности стен тенями, более богатый архитектурный и декоративный убор фасадов выделяли собор, как композицион­ный центр всего монастырского ансамбля из окружающего ландшафта. Пространствен­но-пирамидальное построение завершения собора (высокий центральный барабан с купо­лом, окруженный меньшими четырьмя бара­банами) являлось органическим продолжени­ем и увенчанием пирамидальности построе­ния всего ансамбля.

Успенский собор. Игуменское место

Из архитектурных элементов Успенско­го собора большой интерес представляют древние железные двери мастерской работы середины XVI века. Эти двери, как упомина­лось выше, были пожертвованы в 1565 году во время строения первой каменной Успенской церкви, князем Иваном Федоровичем Мстис­лавским. Три двери при строительстве собо­ра были установлены в северном, западном и южном входах. Правда, их установка серьезно нарушала проект, так как высота дверей была несколько ниже проектируемых. Но размеще­ние над входами живописных изображений в какой-то мере смягчило этот недостаток. Во всяком случае древние двери таким образом были сохранены. Все двери двухстворчатые.

Иконостас Успенского собора. Фрагмент

Особенно интересны северные и западные двери. Северные двери имеют прямоугольные створки, расчлененные полосами на двадцать близких по величине друг другу прямоуголь­ников (почти квадратов). В середине поля каж­дой части помещена квадратная накладка с просеченным изображением листьев и гроз­дей винограда и птицей на них.

Полосы, делящие полотна, сплошь укра­шены просеченным растительным орнамен­том. Западные двери - двери главного входа в собор - имеют сверху срезанные углы. Каждая створка расчленена полосами на десять частей. Девяти из них угловыми накладка­ми придана шестиугольная форма, одна в верхнем углу, оставлена трапецеидальной. В середине шестиугольников помещены кру­глые рельефные накладки. В угловых трапе­цеидальных - четырехлистники. Все полосы и накладки украшены геометрически - расти­тельным просеченным орнаментом очень тон­кой работы. Южные двери убраны несколь­ко проще. Каждая створка из них расчленена орнаментированными полосами одинаковой ширины на десять частей - шесть вертикаль­но прямоугольных и четыре квадратных. Поля этих частей украшения не имеют.

Уникальные северные и западные двери сохранились и участвуют в экспозиции музея-заповедника русской архитектуры «Коломен­ское» в Москве. Одна из створок южных дверей недавно найдена и находится в реставрации.

Интерьер собора, по свидетельству акаде­мика ИЗ. Грабаря, дважды обследовавшего его, производил необыкновенное впечатле­ние. Вся его внутренность была залита светом, лившимся из огромных окон храма, главного купола и световых глав.

Западная дверь Успенского собора

Алтарная преграда представляла собой величественный семиярусный иконостас работы русских мастеров XVII века (ранее он находился в древней Успенской церкви). Этот иконостас был весьма сложной и тонкой рез­ной по дереву работой. Среди блеска позо­лоты его барочных обрамлений размещались десятки живописных икон. По величине своей это был «можно сказать единственным в мире» иконостас.

Успенский собор. Резной фриз — «Иона с китом»

Наиболее выдающимся произведением живописи Свенского монастыря была глав­ная икона «Свенской богоматери», которая раньше приписывалась знаменитому Алим-пию-живописцу Киевской Руси, работавшему при Печерской лавре.

Северная дверь Успенского собора

Исследованиями советских ученых установлено, что Свенская икона написана не ранее второй половины XIII века и является не много старше монастыря. На иконе изображена восседающая на высоком троне богоматерь. Она держит перед собой благо­словляющего Христа - младенца. По сторонам ее стоят основатели Печерской лавры - святые Антоний и Феодосии с длинными свитками в руках. В изображении персонажей, наряду с традициями греческого канона, обнаружива­ются черты свободной и реалистической трак­товки образов, с индивидуализацией и оттен­ком портретности лиц. Живопись иконы с пре­обладанием «звучных» голубых тонов в общей изысканной гармонии красок ставит это про­изведение на видное место среди памятников древней русской живописи.

Икона «Свенской богоматери» хранится в Государственной Третьяковской галерее, открывая экспозицию древней Руси.

Русские резчики с глубокой древности славились высоким мастерством резьбы по дереву. Кроме иконостасов, произведениями их искусства были «царские столы» (престо­лы), скамьи, кресла и многое другое. История русского искусства знает немало примеров скульптуры, вырезанной из дерева. Местные самобытные мастера оставили образцы свое­го творчества в Свенском монастыре в виде так называемого «игуменского места», богато убранного орнаментальной резьбой. Время изготовления этого места для стояния игу­мена - конец XVI века начало XVII века. Это был один из лучших образцов древнерусской резьбы. «Место» представляло собой нечто вроде деревянного кресла без сидения. Боко­вые ограждения его были выполнены в виде точеных, покрытых орнаментальной резьбой балясин с нарядными капителями. Они увен­чивались «кувшинами» с ажурными деревян­ными цветами. Задняя спинка - стенка глухая, сплошь покрытая сложным резным узором с виноградными гроздьями. Мотивы украшения и их исполнение, характерные для аналогич­ных мотивов в архитектурной обработке зда­ний того времени.

Тематическая скульптура в Успенском собо­ре была представлена гигантским декоратив­ным панно, вырезанным из дерева. Оно раз­мещалось на передней стенке хоров, распо­ложенных над западным входом. С большим искусством и техническим мастерством на нем была изображена библейская сцена извер­жения из чрева кита пророка Ионы. В изо­бражении органично сочетаются элементы фантастики и реализма, условность трактов­ки формы с живостью изображения компози­ции в целом и ее отдельных элементов - таких как движение хвоста кита, бурных струй воды, захлестнувших Иону. Оригинальность замыс­ла композиции и искусное ее воплощение в сильном деревянном рельефе в сочетании с яркой раскраской, делало это большое панно (1 м высотой и свыше 6 м длиной) значитель­ным изобразительным акцентом, уравновеши­вавшим живописно - декоративное богатство иконостаса противоположной стены.

Такой был внутри этот крупный памятник архитектуры, венчавший ансамбль Свенского монастыря, придавший ему масштаб и выра­зительность на фоне широкого пейзажа. Раз­рушение Успенского собора - большая потеря для истории русского искусства.