СтраницаВЕЛИКОЕ

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ Брянский край

Во II веке нашей эры восточногерманские племена готов, высадившись в устье Вислы, двинулись на юг. Пройдя сквозь славянские земли современной Польши и Западной Украины, они в середине III века нашей эры вышли к северному побережью Черного моря, частично разрушив, частично покорив существовавшие там греческие города-государства. В созданную их вождем Германарихом державу вошли не только германцы, но и часть покоренных ими славян, а также еще кочевавшие в степях Крыма скифы и сармато-аланы Северного Причерноморья. На 100 лет позже тюркские кочевники гунны и болгары уничтожают Готскую державу и вторгаются в Европу. Начинается цепная реакция «великого переселения народов». Магистральные его пути не задели Брянской земли, но отраженные волны этой гигантской «перетряски народов» прошлись и по ее лесам.
Круты и неприступны на первый взгляд зеленые склоны древнего городища у села Случевска на реке Судость на юге Брянской области, у самой ее границы с Украиной.
Спокойная жизнь на поселении была прервана в первые века или в середине I тысячелетия нашей эры. В слое этого времени на глубине полутора-двух с половиной метров от современной «дневной поверхности» археологи обнаружили следы трагедии, произошедшей здесь полторы тысячи лет назад. На площади раскопа в 62 квадратных метра — останки одиннадцати набросанных друг на друга людей. Это не захоронение умерших естественной смертью — во-первых, в те времена господствовал обряд трупосожжения, во-вторых, могильники не устраивались на поселении. Кроме того, многие черепа раздроблены или пробиты, а один даже отделен от скелета и брошен в глиняный сосуд. Определения скелетов, проведенные в антропологической лаборатории Института археологии АН СССР Г.П. Романовой, позволили установить возраст, пол и расовый тип погибших. Самому младшему 3-4 года, самый старший был в преклонных годах. Всего восемь скелетов из одиннадцати принадлежали детям, подросткам, юношам и девушкам в возрасте от 6-ти до 18-ти лет. По одному из скелетов (мужчины зрелого возраста), кости которого сохранились в относительном анатомическом порядке, удалось определить рост одного из погибших жителей — он превышал два метра. Череп другого, принадлежавший мальчику 10-12 лет имеет четко выраженные признаки балтского расового типа.

В первые века нашей эры на основе местных племен — балтов-юхновцев и пришедших с юго-запада таинственных жителей зарубинецкой культуры формируется так называемая почепская археологическая культура, распространенная не только в Подесенье, но и в среднем Поднепровье под Киевом и на востоке, в Курском Посеймье. Отдельные предметы этой культуры, в носителях которой можно видеть разные индоевропейские народы, в том числе древнейших на Брянщине славян, встречены и на Случевском поселении. Возможно, они принадлежали тем жителям, восемь скелетов которых были обнаружены в нижнем «захоронении». Их гибель можно связать либо с продвижением во II веке нашей эры германского племени готов на юг, в Причерноморье, либо, наоборот, с набегом оттуда одного из кочевых сармато-аланских племен. Второе — более вероятно, ибо основной маршрут переселения готов проходил намного западнее. Кроме того, поголовное уничтожение жителей, в том числе безусловно «ценных» и не опасных для победителей молодых женщин, юношей и подростков не связано с характером планомерного переселения, когда можно прихватить с собой и рабов-военнопленных. Видимо это связано с быстрым и, возможно, скрытным конным рейдом (об этом говорит отсутствие следов обороны), или же для «освобождения» места для переселяющегося народа. Но готы сюда не переселялись. В одном из скелетов (взрослого мужчины) был найден небольшой, сильно заржавевший, железный предмет, напоминающий трехлопастной наконечник стрелы. Сам по себе этот кусок металла мог бы быть случайностью, если бы в 1988 году несколько таких же, но уже хорошо сохранившихся наконечников не было обнаружено металлоискателем на уничтоженном распашкой селище у села Бобрик Погарского района на притоке Судости — реке Вабле. Подобные стрелы в Европе были на вооружении лишь двух народов — ираноязычных кочевников — сарматов и более поздних (пришедших в степи Причерноморья в V-VII веках нашей эры) тюркских племенных союзов болгар и аваров. Болгары в 680 г. разбили византийского императора и основали первое славянское государство — Дунайскую Болгарию.

Мы уже приводили описание славяно-аварских отношений в русской летописи. Правда, речь там идет о самом западном из восточнославянских племенных союзов — о дулебах, живших на Волыни, на р.Западный Буг. Но вот византийские авторы пишут о военных походах аваров в начале VII века на народ славянского корня — антов, проживавших именно в Среднем Поднепровье, в том числе и в Подесенье вплоть до Трубчевска (где был найден богатый клад антских украшений этого времени). Клад одновременен горизонту случевских скелетов и, возможно, оба этих факта имели одно объяснение — аварское вторжение в антские земли. Этим же фактам можно найти и иное объяснение, если вспомнить, что и сами антские древности появляются на Брянщине (да и то только на ее крайнем юге — в Трубчевском, Вара-Судостьском и отчасти Стародубском опольях) также в середине I тысячелетия нашей эры. Вспомним, что один из случевских скелетов имел ярко выраженные балтские антропологические признаки. И неудивительно — ведь вся Брянщина к этому времени была заселена балтскими племенами, родственными современным литовцам и латышам. Об этом свидетельствуют и многочисленные балтские топонимы, например, Вабля, Гостомля, Навля и даже … сама Десна. У виска одного из черепов верхнего яруса скелетов было обнаружено бронзовое спиралевидное височное кольцо, какие встречаются и у антов (т.н. пеньковская культура), и у балтов (у которых спираль — вообще самый любимый орнаментальный мотив в I тысячелетии нашей эры). Оружие же в эпоху раннего средневековья зачастую имело «интернациональный» характер, являясь объектом купли-продажи, и те же трехлопастные наконечники стрел «аварского типа» встречаются частенько и раннеславянских древностях Восточной Европы.
В этой связи несколько иное осмысление приобретают и случевские события полуторатысячелетней давности. Под давлением готов (для первого, нижнего яруса скелетов) или аваров (для верхнего, второго) поток славянских переселенцев мог двигаться с юга на север вверх по течению рек Десны и Судости. Здесь на их пути могло встать Случевское укрепление. Традиционно считается, что славянское расселение в балтские земли проходило мирно — в слабо заселенных лесных районах земли хватало на всех. Но плодородные ополья были более всего привлекательны для юго-восточного, знавшего пашенное земледелие, потока славянских переселенцев. Случевский пример, во всяком случае, показывает, что ответ на вопрос — всегда ли славянская «колонизация» проходила мирно — далеко не всегда должен быть положительным.
Учитывая военно-политическую обстановку на Востоке Европы в конце VI — начале VII веков нашей эры, союзнические отношения Византии и антов, противниками которых являлись авары и подчиненные им славянские племена, проникновение антских вещей на юг Брянщины (в Трубчевское и Вара-Судостьское ополье), следы военного разгрома Случевского городища и стрелы «аварского типа» можно связать или с походом Апсиха на антов в 601 году или, скорее, с его последствиями. На антскую территорию в начале VII века нашей эры могла вторгнуться не только собственно аварская тяжеловооруженная конница, но и многочисленная славянская легковооруженная пехота, т.к. славяне (в данном случае речь идет об их юго-западной, балканской ветви), хотя и находились с антами в родстве по языку и происхождению, чаще были их врагами. В таком случае, в Подесенье могли вторгнуться не только отступавшие анты, но и их преследователи — славяне, в том числе и из придунайского племени севериев. Аварам в далеком лесном краю после полного уничтожения антов (если оно имело место, по этому поводу есть сомнения) задерживаться надолго было незачем, а вот славяне — северы из их войска могли здесь и «осесть». Отдельные же группы антов могли бежать и дальше на север — их бронзовые фибулы (застежки для плаща) были найдены в лесной глухомани Клетнянского района и даже и верховьях Болвы, в Калужской области.
Так это было или нет, но северяне — действительно древнейшее из достоверно известных по названию славянских племенных союзов, заселивших Брянщину во второй половине I тысячелетия нашей эры. Их древности (так называемая «роменская культура») известны на юго-востоке области, по Судости и Десне вплоть до Брянска еще с VIII века нашей эры.
Их политическим и культурным центром стало Кветуньское городище под Трубчевском, где в плодородном ополье, поселения располагались особенно густо. Есть они и западнее и севернее — в Погарском, Почепском и Выгоничском районах (Посудичи, Юдиново, Случевск, Погар, Рогово, Почеп, Полужье). Немного позднее: северяне расселяются и восточнее, в пределах современных Суземского, Севского, Комаричского, Брасовского, возможно Навлинского районов Брянской области, а в целом их культура достигает Курска и Полтавы на востоке и юге, а отдельные поселения северян м родственных им витячей есть на Северском Донце и Дону. Здесь северяне вступали в активное культурное и военно-политическое взаимодействие с алано-болгарскими полукочевыми племенами, наложившими серьезный отпечаток на их культуру, в том числе военное искусство и вооружение (стремена, однолезвийный меч-палаш, затем сабля, топорик-чекан, наборные воинские пояса).
Карачевский, часть Брянского, Дятьковского и Навлинского районов представляют собой юго-западную окраину землей вятичей, лесистое верхнее Подесенье в пределах Рогнединского, Дятьковского, части Дубровского и Жуковского районов заселяется в IX-XI веках кривичами из Смоленского Поднепровья.
На западе области, в полесьях (Красногорский, Гордеевский, Злынковский, Новозыбковский, Суражский, Клетнянский, Клинцовский, часть Климовского, Мглинского, Унечского, Дубровского районов) в это же время появляются поселения радимичей, чьи земли занимают также Белорусское и Смоленское Посожье, где шел интенсивный процесс ассимиляции древнего балтского населения. С юга, вверх по реке Снов от Чернигова, в конце IX — начале X веков начали проникать дружины киевских князей, к середине X века закрепившиеся в южной части «нейтральной зоны» между северянами и балтами (позднее — радимичами) (Стародубский, частично Климовский, Унечский, Погарский, Почепский районы). Вслед за дружинниками двигался поток поляно-русских переселенцев-колонистов, осваивавших плодородные земли.
Древнерусские племена, обитавшие в пределах края, известны и на основании летописных данных. Как отмечает летописец, «и радимичи, и вятичи, и северяне один обычай имяху«.
Древнерусские поселения располагались обычно на высоких и удобных берегах рек. Жилые постройки представляли собою небольшие дома, углубленные в землю, в углу которых помещались глиняные печи — каменки. Рядом находились хозяйственные постройки и ямы-погреба. На некоторый селищах находили серебряные арабские деньги — дирхемы. Они свидетельствуют о межплеменном обмене и торговле. К началу X века некоторые такие поселения переросли в торгово-ремесленные центры, а затем в древнерусские города. Возле Стародуба, Брянска, Погара и Трубчевска и сейчас еще сохраняются остатки обширных древнерусских селищ.
Как считают ученые, радимичи, вятичи и северяне наряду с другими древнерусскими племенами в VII—VIII веках стояли на пути превращения в организации примитивно государственного характера и были «племенными княжениями».
Как бы не проходили конкретные процессы переселения народов на Брянщине в I тысячелетии нашей эры, в итоге, к концу этого тысячелетия ее территория была поделена между пятью (из двенадцати существовавших вообще) восточно-славянскими военно-племенными союзами, между которыми (и внутри которых) оставались островки балтского населения и незаселенные пространства. Уже сам этот факт говорит о многоэтапности и различных направлениях славянского заселения Брянщины.