Володарский. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ.
24 июня 1941 года Брянск перешел на военное положение. Жизнь города была подчинена требованиям войны. Вместо мирной продукции предприятия стали производить оружие, снаряжение, продукты питания для Красной Армии. В городе создавалось народись ополчение. В него записалось около трех тысяч челозек.
Володарский район Брянска им<зл важное стратегическое значение: здесь было много промышленных предприятий. Через узел Брянок-1 шли перевозки войск, боеприпасов, народнохозяйственных грузов, йвакуаяия раненых и беженцев из западных районов страны. Достаточно сказать, что через Брянск перебрасывались 19й, 20й, 21й, 28* и 5031 армий.
В окрестных лесах около Володарского района располагался штаб 269" стрелковой дивизии, 180й хирургический полевой госпиталь.
Учитывая значение Брянского желоз подорожного узла, гитлеровское командование уже в июне начало его регулярны" бомбардировки. Появились убитые, раненые.
Враг рвался в глубь страны, огненное дыхание фронта приближалось к брянской земле. Началось строительство трёх линий оборонительных сооружений. В их строительстве принимали активное участие рабочие Урицкого завода, всё мирное население района. Строителей оборонительных сооружений нередко бомбила вражеская авиация.
В середине июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление об эвакуации населения и ценностей из пятнадцати западных районов Орловской области, куда в то время входила Брянщина.
В то же время была поставлена задача, чтобы каждое предприятие наряду с эвакуацией продолжало, насколько это возможно, выпуск продукции, требуемой фронту. Коллектив вагоностроительного завода имени Урицкого решил не оставлять врагу оборудование и тем не менее обеспечить заводы Брянска и Бежицы подвижным составом для эвакуации. День и ночь трудились вагоностроители. Они создали задел деталей для сварщиков. Новые платформы этого завода подавались швейной фабрике, стальзаводу, железнодорожным узлам Брянск-I и Брянск-П для погрузки демонтированного оборудования. На своих последних платформах вагоностроители отправили в тыл свои станки. Завод перебазировался в город Энгельс, близ Саратова. Фосфоритный завод эвакуировался в село Синенькое Саратовской области, рембаза — в поволжский город Богородск.
Последними Володарский район покидали железнодорожники паровозного депо Брянск-I. Уезжая, они вывели из строя узел. Вёл состав машинист Д. А. Логутов.
Всего из Брянска было вывезено около ста сорока железнодорожных составов с демонтированным оборудованием и сырьем, или около трехсот тысяч тонн народнохозяйственных грузов.
События в это время на одном из главных направлений гитлеровского наступления на Москву — в полосе Брянского фронта — были напряженными, сложными.
Брянский фронт в составе трех армий и оперативной группы оборонялся на восточном берегу Десны. Перед ним была поставлена задача не допустить прорыва противника на Брянско-Орлов-ском направлении. Но мощный удар немецко-фашистских войск, нанесенный 30 сентября группой Гудериана по дивизиям 13й армии Брянского фронта, привел к тому, что оборона его была прорвана. Вэтот прорыв и устремились танковые соединения Гудериана: 24й танковый корпус — на Орёл, 47й — на Карачев— Брянск, а 29я моторизованная дивизия, усиленная пехотой и пулеметными подразделениями, развернула наступление на фланг 13й армии. 3 октября противник захватил Орёл.
Тревожным было положение и на правом фланге Брянского фронта. 1 октября враг перешел в наступление. Противнику удалось прорвать нашу оборону, захватить Жиздру и выйти во фланг и тыл 50н армии. Части Красной армии стали отходить на восток к Десне. Ударом подвижных танковых группировок, нанесенным одновременно с севера, востока и юга, враг захватил Брянск.
Воины Брянского фронта, в рядах которого сражалось немало уроженцев Володарского района, мужественно обороняли свой город. В формуляре 47й гвардейской стрелковой дивизии об участии в боях за город говорится:
" ...Дивизии поставлена задача — повернуть фронт обороны на восток, по западному берегу р. Десны, прикрыть Брянск и тыл 50- армии.
Части дивизии начали ожесточенный бой за Брянск. Танковая группа Гудериана быстро продвигалась, стараясь с ходу захватить Брянск, переправиться на западный берег р. Десны и отрезать пути отхода 50шармии.
6-8 октября 437астрелковый полк вёл кровопролитные бои за город, которые разгорелись в основном за мост им. Фокина и пос. Володарского..."
В летопись мужества и героизма вписаны многие имена. Брянская земля дала почти двести Героев Советского Союза. Среди них двое уроженцев Володарского района — Б. М. Афанасьев и Н. Ф. Корнюшкин.
Героически сражался с врагом молодой воин Евгений Гукалин. Перед войной он учился в железнодорожной школе Володарского района. В войну стал летчиком-истребителем. В боях за Днепр был тяжело ранен, потерял кисть левой руки. Однако после госпиталя возвратился в свой полк. Благодаря огромной воле, тренировкам добился разрешения водить боевые самолеты. Пятьдесят боевых вылетов, шесть сбитых самолетов противника — таковы его боевые итоги. Погиб Евгений Ефимович Гукалин в воздушном бою над Венгрией.
Помнят володарцы и о подвиге воспитанника ФЗУ Брянск-I летчика Александра Петухова. Будучи смертельно ранен-Евгений Гукалин ным, старший лейтенант Александр
Ильич Петухов 18 июля 1943 года направил свой горящий самолет на скопление врага у села Адамовна, что в Донецкой области на Украине.
Почти тысяча володарцев погибла на. фронтах в годы войны. Их имена занесены во Всероссийскую книгу памяти.
Самоотверженно трудились брянцы в тылу, на эвакуированных предприятиях. Они стремились как можно больше дать фронту необходимой продукции, обеспечивать бесперебойную работу на железнодорожном транспорте.
В ноябре 1942 года газета "Большевик", выходящая в городе Энгельсе, куда был эвакуирован вагоностроительный завод,- писала о его людях: "Замечательных успехов добились токари тт. Ко-лисниченко и Карпу сова. На лицевой счет, т. Колисниченко за пять дней занесено 88 деталей и на лицевой счет т. Карпусовой
— 161 деталь, выпущенных сверх плана.
Открыты лицевые счета также токарям-стахановцам тт. Толкачевой, Васюриной и другим, в которых записано по 40-60 деталей. Все они стараются работать так, как фронтовики
— защитники Сталинграда бьют ненавистного врага".
За успешное выполнение правительственного задания по производству боеприпасов в декабре 1942 года правительство объявило коллективу завода благодарность, перевело деньги для премирования особо отличившихся. В октябре сорок третьего коллективу завода имени Урицкого было присуждено второе место во Всесоюзном социалистическом соревновании среди заводов наркомата.
Машинист паровозного депо Брянск-1 Иван Васильевич Баранов был делегатом XVI съезда Советов в Москве. Здесь он был избран членом ВЦИК. В войну он водил днем и ночью железнодорожные составы на фронт. Работал напряженно. В октябре сорок третьего он погиб. Спустя много лет на брянских железнодорожных путях появился маневровый локомотив имени машиниста Баранова.
В годы Отечественной войны Брянщииа была местом массового партизанского движения. Неугасимым народным гневом клокотал древний Брянский лес. В нём геройски действовали 139 партизанских отрядов, в которых насчитывалось шестьдесят тысяч народных мстителей. Их боевая деятельность яркой стран-'"ей вписана в историю борьбы нашего народа против немецко-фашистских захватчиков.
В энциклопедии "Великая Отечественная война 1941-1945", изданной в Москве в 1985 году, отмечается, что в 1941-1943 . брянские и прилегающие к ним дятьковскпе. клетнянские и другие леса стали "одним из крупнейших районов партизанского движения". В них сражалось до 60 тысяч партизан
Ещё перед оккупацией в Брянском краю были созданы партизанские отряды, подполье. Костяком городского Брянского партизанского отряда стали тридцать шесть рабочих вагоностроительного завода имени Урицкого. Это сварщики П. Матюхин, П. Степанов, токари В. Хрусталев, И. Богдановский, слесари В. Мерц, Ф. Костин* служащая 3. Голованова, мастер Т. Леонов, молодые работники предприятия С. Желубенков, К. Зикеев, С. Козлов, братья Быковы... В отряд влились брянские железнодорожники и работники других заводов. Возглавил Брянский городской партизанский отряд бывший работник вагоностроительного завода, секретарь городского комитета партии Д. Е.Кравцов.
Боевое крещение партизаны прошли накануне захвата города врагом, совершив рейд во вражеский тыл. Отряд находился в лесу возле Белобережской турбазы, потом базировался в урочище Медвежьи Печи.
Особенность Брянского городского партизанского отряда в том,
что действовал он вокруг крупного города и в самом городе, кото
рый был средоточением важных коммуникаций и органов управ
ления оккупантов^ в непосредственном тылу фашистской группы
армий "Центр". Диверсии, засады и нападения на врага в самом
городе, и особенно на железнодорожных линиях, расходящихся от
Брянска во многих направлениях, наносили врагу чувствительный
урон.
В книге "О друзьях-товарищах" бывший партизан Брянского городского отряда Ф. Костин вспоминает об одной из операций: "Брянские подпольщики через Валю Сафронову сообщили, что специальная, фашистская часть направляется на Полпинскую железнодорожную ветку для восстановления взорванного партизанами моста. Ветка эта нужна была немцам для переброски подкреплений, а также для вывозки больших запасов древесины. Штаб фронта приказал нашему отряду воспрепятствовать намерениям гитлеровцев.
Из лагеря вышли на рассвете. Дука сам организовал засаду, выбрав для этого удачную позицию. А партизан соседнего Брянского районного отряда он расположил на пути вероятного отступления гитлеровцев.
На назначенном месте мы залегли вдоль железной дороги. Вскоре показался поезд. Он полз медленно, будто слепой, осторожно нащупывающий себе путь. Впереди двигались платформы с инструментами и бутовым камнем, в случае наезда на партизанскую мину — взорвутся они. На платформах были замаскированы пулеметы. Затем двигались вагоны-теплушки и уже потом — паровоз.
И тут взорвалась мина, заложенная партизанами Оскретко-вым. и Лапшиным; она повредила лишь платформу, да с рельсов сошел один, вагон. Паровоз же остался невредимым и мог дать задний ход. увести вагоны из-под обстрела. Гитлеровцами так и было задумано на случай схватки с партизанами. Но мы учли а это. По котлам паровоза ударил крупнокалиберный пулемет Коли Горелова и Миши Нарскина. Плотный огонь двенадцати станковых и ручных пулеметов обрушился на вагоны".
Как показали пленные, их выехало 248 человека. От нашего возмездия не ушёл ни один оккупант, говорит автор.
С декабря 1941 года, после гибели Д. Е. Кравцова, Брянский городской отряд возглавил М. И. Дука. Отряд тесно взаимодействовал с Брянским районным партизанским отрядом, которым командовал М. П. Ромашин.
В одном из московских архивов хранится донесение Брянского штаба партизанского движения при военном совете Брянского фронта центральному штабу партизанского движения. В документе сообщается об итогах боевой деятельности партизан за июнь-июль 1942 года. Приведем из него лишь некоторые данные.
"...Партизанские отряды тт. Дуки и Ромашина.
13 июня... отряды вели бой с немцами в районе лагеря. Отбито 6 атак фашистов. Убито 293 немца, разбито 2 пушки. Пар тизаны потеряли убитыми 11 и ра)1еными 8 человек.
17 июня... отряды а течение 8 часов вели бой с регулярной час тью. Немцы предприняли две психические атаки, но, потеряв на поле боя 200 человек убитыми, отошли в исходное положение. Партизаны потеряли убитыми 6 человек и ранеными 16.
25 июня... при смене дислокации в направлении Жуковского и Клетнянского районов отряды вели многочисленные бои с преследовавшими их немецкими войсками. Убито 740 немцев. Партизаны имели убитыми и ранеными 20 человек.
В ночь на. 9 июля 1942 года на Орловской железной дороге в районе Белые Берега взорван и уничтожен воинский эшелон из 28 платформ с танками, 10 платформ с артиллерией, 4 вагонов с живой силой.
В ночь на 14 июля... по железной дороге Брянск—Москва на перегоне Козелкино пущен под откос эшелон, состоявший из 40 вагонов с 500 солдатами.
15 июля... в 3.00 на железной дороге Брянск—Орёл на перегоне Белобережская пустынь взорван воинский эшелон, шедший из Брянска на Карачев. Эшелон состоял из 45 вагонов с боеприпаса ми. От детонации взрывы продолжались в течение 40 минут.
22 июля... на участке железной дороги Брянск—Зикеево пущен под откос воинский эшелон, состоящий из 40 платформ-вагонов с танками, автомашинами, тракторами и живой силой.
24 июля... на железной дороге Брянск—Орёл взорваны паровоз
и два вагона с живой силой..."
Сам враг свидетельствовал о нарастающей мощи партизан. В журнале боевых действий коменданта тылового района второй танковой армии записано: "Брянск. 17.02.42. Большие леса на севере и юге от Брянска сильно засорены партизанами. Снабжение армии действиями партизан подвергается все большей опасности".
Обер-квартирмейстер Фюндрих 20 февраля 1942 года сообщил в группу войск "Центр": "Командование и организация партизан в тыловом районе 2Ж танковой армии приняли в последнее время такой размах, что они должны рассматриваться как постоянно растущая опасность для снабжения армии..."
Сурово шумели для гитлеровских оккупантов брянские леса. Более ста тысяч фашистов уничтожили народные мстители. Брянский городской партизанский отряд, переросший в партизанскую бригаду имени Кравцова, уничтожил свыше двадцати тысяч гитлеровцев, пустил под откос более ста эшелонов с живой силон и техникой, взорвал двадцать железнодорожных и тридцать семь шоссейных мостов, почти двадцать километров железнодорожных рельсов.
За доблесть и мужество многие командиры и бойцы награждены орденами и медалями. Командир бригады М. И. Дука и разведчица В. И. Сафронова удостоены звания Героя Советского Союза
На здании одной из школ Володарского района укреплена мемориальная доска. На ней надпись: "В этой школе училась пар тизанка-разведчица отряда имени Кравцо ва Зинаида Голованова, геройски погибшая в борьбе с немецко-фашистскими захват чиками в 1943 году".
Родилась Голованова в 1922 году в Урицком поселке. После окончания семилетки трудилась на вагоностроительном заводе имени Урицкого. Добровольно вступила в партизанский отряд, стала разведчицей. Много раз она пробиралась в город, не раз шла через Большое Полпино. В Володарском районе организовывала побеги военнопленных, добывала в городе ценные разведданные. На одной из явочных квартир Брянска ее схватили фашисты. Пытали. Ничего не добившись и не доказав ее связи с партизанами, гитлеровцы отправили ее в феврале сорок третьего года на каторгу в Германию. По дороге отважная девушка бежала. Добралась до своего отряда. И снова сражалась с врагом. В одном из боев в Су-земском районе она погибла. За героизм, проявленный в борьбе с захватчиками, Голованова награждена орденом Красной Звезды. Мужество в партизанской борьбе проявили многие володарцы.