СтраницаВЕЛИКАЯ

Володарский. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ.

24   июня   1941   года  Брянск  перешел  на  военное   положение.  Жизнь города была подчинена требованиям войны. Вместо мирной продукции предприятия стали производить оружие, снаряжение, продукты питания для Красной Армии. В городе создавалось на­родись ополчение. В него записалось около трех тысяч челозек.

Володарский район Брянска им<зл важное стратегическое зна­чение: здесь было много промышленных предприятий. Через узел Брянок-1 шли перевозки войск, боеприпасов, народнохозяйствен­ных грузов, йвакуаяия раненых и беженцев из западных районов страны. Достаточно сказать, что через Брянск перебрасывались 19й, 20й, 21й, 28* и 5031 армий.

В окрестных лесах около Володарско­го района располагался штаб 269" стрел­ковой дивизии, 180й хирургический по­левой госпиталь.

Учитывая значение Брянского желоз подорожного узла, гитлеровское командо­вание уже в июне начало его регулярны" бомбардировки. Появились убитые, ране­ные.

Враг рвался в глубь страны, огненное дыхание фронта прибли­жалось к брянской земле. Началось строительство трёх линий обо­ронительных сооружений. В их строительстве принимали актив­ное участие рабочие Урицкого завода, всё мирное население райо­на. Строителей оборонительных сооружений нередко бомбила вра­жеская авиация.

В середине июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление об эвакуации населения и ценностей из пятнадцати западных районов Орловской области, куда в то время входила Брянщина.

В то же время была поставлена задача, чтобы каждое предпри­ятие наряду с эвакуацией продолжало, насколько это возможно, выпуск продукции, требуемой фронту. Коллектив вагонострои­тельного завода имени Урицкого решил не оставлять врагу обору­дование и тем не менее обеспечить заводы Брянска и Бежицы по­движным составом для эвакуации. День и ночь трудились вагоно­строители. Они создали задел деталей для сварщиков. Новые плат­формы этого завода подавались швейной фабрике, стальзаводу, железнодорожным узлам Брянск-I и Брянск-П для погрузки де­монтированного оборудования. На своих последних платформах вагоностроители отправили в тыл свои станки. Завод перебазиро­вался в город Энгельс, близ Саратова. Фосфоритный завод эвакуи­ровался в село Синенькое Саратовской области, рембаза — в по­волжский город Богородск.

Последними Володарский район покидали железнодорожники паровозного депо Брянск-I. Уезжая, они вывели из строя узел. Вёл состав машинист Д. А. Логутов.

Всего из Брянска было вывезено около ста сорока железнодо­рожных составов с демонтированным оборудованием и сырьем, или около трехсот тысяч тонн народнохозяйственных грузов.

События в это время на одном из главных направлений гитле­ровского наступления на Москву — в полосе Брянского фронта — были напряженными, сложными.

Брянский фронт в составе трех армий и оперативной группы оборонялся на восточном берегу Десны. Перед ним была поставле­на задача не допустить прорыва противника на Брянско-Орлов-ском направлении. Но мощный удар немецко-фашистских войск, нанесенный 30 сентября группой Гудериана по дивизиям 13й армии Брянского фронта, привел к тому, что оборона его была прорвана. Вэтот прорыв и устремились танковые соединения Гу­дериана: 24й танковый корпус — на Орёл, 47й — на Карачев— Брянск, а 29я моторизованная дивизия, усиленная пехотой и пулеметными   подразделениями,   развернула   наступление   на   фланг 13й армии. 3 октября противник захватил Орёл.

Тревожным было положение и на правом фланге Брянского фронта. 1 октября враг перешел в наступление. Противнику уда­лось прорвать нашу оборону, захватить Жиздру и выйти во фланг и тыл 50н армии. Части Красной армии стали отходить на восток к Десне. Ударом подвижных танковых группировок, нанесенным одновременно с севера, востока и юга, враг захватил Брянск.

Воины Брянского фронта, в рядах которого сражалось немало уроженцев Володарского района, мужественно обороняли свой город. В формуляре 47й гвардейской стрелковой дивизии об учас­тии в боях за город говорится:

" ...Дивизии поставлена задача повернуть фронт обороны на восток, по западному берегу р. Десны, прикрыть Брянск и тыл 50- армии.

Части дивизии начали ожесточенный бой за Брянск. Танко­вая группа Гудериана быстро продвигалась, стараясь с ходу за­хватить Брянск, переправиться на западный берег р. Десны и от­резать пути отхода 50шармии.

6-8 октября 437астрелковый полк вёл кровопролитные бои за город, которые разгорелись в основном за мост им. Фокина и пос. Володарского..."

В летопись мужества и героизма вписаны многие имена. Брян­ская земля дала почти двести Героев Советского Союза. Среди них двое уроженцев Володарского района — Б. М. Афанасьев и Н. Ф. Корнюшкин.

Героически сражался с врагом молодой воин Евгений Гукалин. Перед войной он учился в железнодорожной школе Воло­дарского района. В войну стал летчиком-истребителем. В боях за Днепр был тяже­ло ранен, потерял кисть левой руки. Од­нако после госпиталя возвратился в свой полк. Благодаря огромной воле, трениров­кам добился разрешения водить боевые самолеты. Пятьдесят боевых вылетов, шесть сбитых самолетов противника — та­ковы его боевые итоги. Погиб Евгений Ефимович Гукалин в воздушном бою над Венгрией.

Помнят володарцы и о подвиге воспи­танника ФЗУ Брянск-I летчика Александ­ра  Петухова.   Будучи  смертельно   ранен-Евгений Гукалин      ным,     старший     лейтенант     Александр

Ильич Петухов 18 июля 1943 года направил свой горящий само­лет на скопление врага у села Адамовна, что в Донецкой области на Украине.

Почти тысяча володарцев погибла на. фронтах в годы войны. Их имена занесены во Всероссийскую книгу памяти.

Самоотверженно трудились брянцы в тылу, на эвакуированных предприятиях. Они стремились как можно больше дать фронту не­обходимой продукции, обеспечивать бесперебойную работу на же­лезнодорожном транспорте.

В ноябре 1942 года газета "Большевик", выходящая в городе Энгельсе, куда был эвакуирован вагоностроительный завод,- писала о его людях: "Замечательных успехов добились токари тт. Ко-лисниченко и Карпу сова. На лицевой счет, т. Колисниченко за пять дней занесено 88 деталей и на лицевой счет т. Карпусовой

—  161 деталь, выпущенных сверх плана.

Открыты лицевые счета также токарям-стахановцам тт. Толкачевой, Васюриной и другим, в которых записано по 40-60 деталей. Все они стараются работать так, как фронтовики

—  защитники Сталинграда бьют ненавистного врага".

За успешное выполнение правительственного задания по про­изводству боеприпасов в декабре 1942 года правительство объяви­ло коллективу завода благодарность, перевело деньги для преми­рования особо отличившихся. В октябре сорок третьего коллекти­ву завода имени Урицкого было присуждено второе место во Все­союзном социалистическом соревновании среди заводов наркомата.

Машинист паровозного депо Брянск-1 Иван Васильевич Бара­нов был делегатом XVI съезда Советов в Москве. Здесь он был из­бран членом ВЦИК. В войну он водил днем и ночью железнодо­рожные составы на фронт. Работал напряженно. В октябре сорок третьего он погиб. Спустя много лет на брянских железнодорож­ных путях появился маневровый локомотив имени машиниста Ба­ранова.

В годы Отечественной войны Брянщииа была местом массового партизанского движения. Неугасимым народным гневом клокотал древний Брянский лес. В нём геройски действовали 139 партизан­ских отрядов, в которых насчитывалось шестьдесят тысяч народ­ных мстителей. Их боевая деятельность яркой стран-'"ей вписана в историю борьбы нашего народа против немецко-фашистских за­хватчиков.

В энциклопедии "Великая Отечественная война 1941-1945", изданной в Москве в 1985 году, отмечается, что в 1941-1943 . брянские и прилегающие к ним дятьковскпе. клетнянские и дру­гие леса стали "одним из крупнейших районов партизанского дви­жения". В них сражалось до 60 тысяч партизан

Ещё перед оккупацией в Брянском краю были созданы парти­занские отряды, подполье. Костяком городского Брянского парти­занского отряда стали тридцать шесть рабочих вагоностроительно­го завода имени Урицкого. Это сварщики П. Матюхин, П. Степа­нов, токари В. Хрусталев, И. Богдановский, слесари В. Мерц, Ф. Костин* служащая 3. Голованова, мастер Т. Леонов, молодые работники предприятия С. Желубенков, К. Зикеев, С. Козлов, бра­тья Быковы... В отряд влились брянские железнодорожники и ра­ботники других заводов. Возглавил Брянский городской партизан­ский отряд бывший работник вагоностроительного завода, секре­тарь городского комитета партии Д. Е.Кравцов.

Боевое крещение партизаны прошли накануне захвата города врагом, совершив рейд во вражеский тыл. Отряд находился в лесу возле Белобережской турбазы, потом базировался в урочище Мед­вежьи Печи.

Особенность Брянского городского партизанского отряда в том,
что действовал он вокруг крупного города и в самом городе, кото­
рый был средоточением важных коммуникаций и органов управ­
ления оккупантов^ в непосредственном тылу фашистской группы
армий "Центр". Диверсии, засады и нападения на врага в самом
городе, и особенно на железнодорожных линиях, расходящихся от
Брянска во многих направлениях, наносили врагу чувствительный
урон.                                                                                                           

В книге "О друзьях-товарищах" бывший партизан Брянского городского отряда Ф. Костин вспоминает об одной из операций: "Брянские подпольщики через Валю Сафронову сообщили, что спе­циальная, фашистская часть направляется на Полпинскую же­лезнодорожную ветку для восстановления взорванного партиза­нами моста. Ветка эта нужна была немцам для переброски под­креплений, а также для вывозки больших запасов древесины. Штаб фронта приказал нашему отряду воспрепятствовать на­мерениям гитлеровцев.

Из лагеря вышли на рассвете. Дука сам организовал засаду, выбрав для этого удачную позицию. А партизан соседнего Брян­ского районного отряда он расположил на пути вероятного от­ступления гитлеровцев.

На назначенном месте мы залегли вдоль железной дороги. Вскоре показался поезд. Он полз медленно, будто слепой, осто­рожно нащупывающий себе путь. Впереди двигались платформы с инструментами и бутовым камнем, в случае наезда на парти­занскую мину взорвутся они. На платформах были замаскиро­ваны пулеметы. Затем двигались вагоны-теплушки и уже по­том паровоз.

И тут взорвалась мина, заложенная партизанами Оскретко-вым. и Лапшиным; она повредила лишь платформу, да с рельсов сошел один, вагон. Паровоз же остался невредимым и мог дать задний ход. увести вагоны из-под обстрела. Гитлеровцами так и было задумано на случай схватки с партизанами. Но мы учли а это. По котлам паровоза ударил крупнокалиберный пулемет Коли Горелова и Миши Нарскина. Плотный огонь двенадцати станковых и ручных пулеметов обрушился на вагоны".

Как показали пленные, их выехало 248 человека. От нашего возмездия не ушёл ни один оккупант, говорит автор.

С декабря 1941 года, после гибели Д. Е. Кравцова, Брянский городской отряд возглавил М. И. Дука. Отряд тесно взаимодейст­вовал с Брянским районным партизанским отрядом, которым ко­мандовал М. П. Ромашин.

В одном из московских архивов хранится донесение Брянского штаба партизанского движения при военном совете Брянского фронта центральному штабу партизанского движения. В докумен­те сообщается об итогах боевой деятельности партизан за июнь-июль 1942 года. Приведем из него лишь некоторые данные.

"...Партизанские отряды тт. Дуки и Ромашина.

13 июня... отряды вели бой с немцами в районе лагеря. Отби­то 6 атак фашистов. Убито 293 немца, разбито 2 пушки. Пар тизаны потеряли убитыми 11 и ра)1еными 8 человек.

17 июня... отряды а течение 8 часов вели бой с регулярной час тью. Немцы предприняли две психические атаки, но, потеряв на поле боя 200 человек убитыми, отошли в исходное положение. Партизаны потеряли убитыми 6 человек и ранеными 16.

25 июня... при смене дислокации в направлении Жуковского и Клетнянского районов отряды вели многочисленные бои с пресле­довавшими их немецкими войсками. Убито 740 немцев. Партиза­ны имели убитыми и ранеными 20 человек.

В ночь на. 9 июля 1942 года на Орловской железной дороге в районе Белые Берега взорван и уничтожен воинский эшелон из 28 платформ с танками, 10 платформ с артиллерией, 4 вагонов с живой силой.

В ночь на 14 июля... по железной дороге Брянск—Москва на перегоне Козелкино пущен под откос эшелон, состоявший из 40 вагонов с 500 солдатами.

15 июля... в 3.00 на железной дороге БрянскОрёл на перегоне Белобережская   пустынь   взорван  воинский  эшелон,   шедший   из Брянска на Карачев. Эшелон состоял из 45 вагонов с боеприпаса ми. От детонации взрывы продолжались в течение 40 минут.

22 июля... на участке железной дороги Брянск—Зикеево пущен под откос воинский эшелон, состоящий из 40 платформ-вагонов с танками, автомашинами, тракторами и живой силой.

24 июля... на железной дороге Брянск—Орёл взорваны паровоз
и два вагона с живой силой..."
                

Сам враг свидетельствовал о нарастающей мощи партизан. В журнале боевых действий коменданта тылового района второй тан­ковой армии записано: "Брянск. 17.02.42. Большие леса на севере и юге от Брянска сильно засорены партизанами. Снабжение армии действиями партизан подвергается все большей опасности".

Обер-квартирмейстер Фюндрих 20 февраля 1942 года сообщил в группу войск "Центр": "Командование и организация партизан в тыловом районе 2Ж танковой армии приняли в последнее время такой размах, что они должны рассматриваться как постоянно растущая опасность для снабжения армии..."

Сурово шумели для гитлеровских оккупантов брянские леса. Более ста тысяч фашистов уничтожили народные мстители. Брян­ский городской партизанский отряд, переросший в партизанскую бригаду имени Кравцова, уничтожил свыше двадцати тысяч гитле­ровцев, пустил под откос более ста эшелонов с живой силон и тех­никой, взорвал двадцать железнодорожных и тридцать семь шос­сейных мостов, почти двадцать километров железнодорожных рельсов.

За доблесть и мужество многие командиры и бойцы награжде­ны орденами и медалями. Командир бригады М. И. Дука и развед­чица В. И. Сафронова удостоены звания Героя Советского Союза

На здании одной из школ Володарского района укреплена мемориальная доска. На ней надпись: "В этой школе училась пар тизанка-разведчица отряда имени Кравцо ва Зинаида Голованова, геройски погибшая в борьбе с немецко-фашистскими захват чиками в 1943 году".

Родилась Голованова в 1922 году в Урицком поселке. После окончания семи­летки трудилась на вагоностроительном за­воде имени Урицкого. Добровольно всту­пила в партизанский отряд, стала развед­чицей. Много раз она пробиралась в город, не раз шла через Большое Полпино. В Во­лодарском районе организовывала побеги военнопленных, добывала в городе ценные разведданные. На одной из явочных квар­тир Брянска ее схватили фашисты. Пытали. Ничего не добившись и не доказав ее связи с партизанами, гитлеровцы отправили ее в феврале сорок третьего года на каторгу в Германию. По дороге отважная девушка бежала. Добралась до своего отряда. И снова сражалась с врагом. В одном из боев в Су-земском районе она погибла. За героизм, проявленный в борьбе с захватчиками, Голованова награждена орденом Красной Звезды. Мужество в партизанской борьбе проявили многие володарцы.