СтраницаВЕХИ

ВЕХИ МНОГОВЕКОВОГО ПУТИ БРЯНСК

Первоначальное название города — Дебрянск — связывается с деб­рями, лесистыми оврагами, труднопроходимыми местами. В конце XV века за городом утвердилось название Брянск.

Долгое время точная дата его основания была неизвестна. Раскопки пос­ледних лет городища «Чашин курган» подтвердили предположения ученых о том, что Брянск основан задолго до первого упоминания о нем в Ипатьев­ской летописи под 1146 годом. Результаты исследований позволяют считать датой «рождения» города 985 год.

В 1246 году Брянск снова упоминается в летописи в связи с унаследова­нием черниговским князем Романом Михайловичем, который сделал его стольным городом самостоятельного Брянского княжества. В княжение Романа Михайловича княжество расширило свои границы и заняло видное место среди городов Юго-Западной Руси.

Княжеские междоусобицы и частые набеги крымских татар подрывали могущество Брянска. С 1356 по 1500 год ослабленное Брянское княжество находилось под литовским владычеством. Будучи порубежным городом, Брянск страдал с двух сторон — с литовской и московской, пока в 1503 году не перешел юридически под «власть Москвы». С тех пор он становится го­родом-крепостью с драматической судьбой пограничного стража — осады и сражения у его оборонительных валов происходят в течение многих деся­тилетий. Лишь в конце XVII века прекращаются нападения внешних врагов на Брянск, и в первой половине XVIII века, с удалением государственной границы, он теряет значение города-крепости.

Несмотря на неоднократные разорения, в Брянске развивались ремесла и торговля. Петром I было издано несколько указов, направленных на рост про­мышленности и торговли города. У стен Свенского монастыря проводилась ежегодная Свенская ярмарка — одна из крупнейших на Руси. Через Брянск шел оживленный товарообмен с Западом, и в городе была учреждена та­можня, здание которой сохранилось до наших дней. В 1709 году с закладкой «адмиралтейской верфи» для строительства гребного флота и с учреждени­ем «Арсенала» как места производства и хранения оружия Брянск становится базой снабжения русских войск во время Азовских походов Петра I и в войне со шведами, а также в русско-турецкой кампании.

В XVIII веке возникает и развивается целый ряд промышленных произ­водств: металлургические и металлообрабатывающие, арсенал с комплек­сом подсобных предприятий, канатные фабрики, пильни, мельницы и раз­личные мастерские.

В 1708 году Брянск был приписан к Белгородской провинции Киевской губернии. В 1727 году — к Севской провинции Белгородской губернии, а в

1778 году стал уездным городом Орловской губернии. В то время Брянску был утвержден герб — золотая мортира с двумя пирамидами ядер на крас­ном поле щита — в знак заслуг его в производстве оружия и участия в защите государства. Тогда же составлен и первый план города.

План запечатлел исторически сложившуюся планировку. Город раскинулся на правом берегу Десны. Он представлял собой живописную группу разнове­ликих, неправильной формы кварталов. Центр города планировочно не выделялся, он был определен крепостью на Покровской горе, господство­вавшей над городом. Улицы, спускавшиеся с верхнего плато, объединялись одной, следовавшей по берегу Десны. Город был почти полностью деревян­ным, исключение составляли лишь несколько каменных, главным образом культовых, зданий.

С XIII века в городе и по соседству с ним начали складываться оборонные и культовые центры: Петропавловский монастырь (1274 год) в северо-восточной части и Свенский монастырь (1288 год) за юго-западной окраиной города. Не­сколько позже возникают другие монастыри, от которых до нашего времени ничего не сохранилось.

Свенский монастырь слева и Петропавловский справа ограничивали на­горную панораму города, открывавшуюся с поймы противоположного бе­рега Десны. В средней части этой панорамы возвышается крутосклонная Покровская гора — историческое место города, его цитадель.

В сохранившихся памятниках архитектуры и теперь еще ощутим древний колорит города над Десной.

Свенский монастырь основан при княжении Романа Михайловича. До последней трети XVI века его постройки были деревянными. Церковь Анто­ния и Феодосия Печерских (сохранилась в руинах), построенная одновре­менно с соборной Успенской церковью (не сохранилась) на средства Ивана IV, и более поздняя колокольня (не сохранилась) являлись первыми каменны­ми монументальными зданиями монастырского ансамбля.

Церковь Антония и Феодосия, под которую «начать бысть ров копатись» 19 мая 1566 года, — бесстол пная, одноглавая, с одной апсидой, с теплой трапез­ной, с погребами и хлебной в подклети — построена артелью во главе с мас­тером «Гавриилом Дмитриевым сыном Маковым, тверитином». Суровый об­лик храма смягчался декором наличников окон второго яруса, закомарами, аркатурным поясом барабана и многоэлементными карнизами.

Сретенская надвратная церковь над северными — «Святыми» — ворота­ми монастыря (1670-е годы) ярусного построения: нижний ярус — проходы и проезды в монастырь, второй ярус — собственно церковь, выше которой фронтально развернута плотная группа трехъярусных граненых (два восьме­рика и один шестерик) световых барабанов, нарядно украшенных характер­ными для московского барокко наличниками окон и угловыми трехчетвер­тными колонками. Вместе с декором второго яруса и росписями стен внеш­него фасада (росписи не сохранились) это создавало нарядный, легкий и жизнерадостный строй архитектуры своеобразного памятника.

После утраты в 1920-х годах главной архитектурной доминанты ансамб­ля — Успенского собора — роль композиционной вертикали унаследовала Преображенская надвратная церковь. Многоярусная композиция, вознесен­ная над проездом, окаймлена с внешней стороны галереей гульбища с бо­ковыми входами-лестницами. Архитектура церкви выполнена в формах конца XVII века, хотя построена она в 1742 году. Завершения алтарного выступа и входов на гульбище сделано в виде древнерусских кокошников, декор ко­торых гармонирует с белокаменными колоннами и их резным раститель­ным узором. По чертежам архитектора А. Г. Азарова этот памятник, как и Сре­тенская церковь, отреставрирован брянской мастерской в 1980-х годах.

Монастырская стена (1735-1764 годы), свободно следуя рельефу мест­ности, обегает территорию, имеющую форму неправильного восьмиуголь­ника. Расчлененная пилястрами и амбразурами, с башнями, ограничиваю­щими прясла, раньше она опоясывала парящий над округой сложный и бо­гатый комплекс храмов и монастырских строений. Архитектурный масштаб стены вполне соответствовал и величественным храмам, и одноэтажной застройке прилегающей деревни. Белая лента стены, повторяя меловые обнажения берегового обрыва, и ныне подчеркивает нераздельность древ­ней архитектуры с природой.

Ансамбль Свенского монастыря, типично русский по планировке и объем­но-пространственной композиции, складывавшийся на протяжении несколь­ких веков, воплотил черты развития русской культуры в своих архитектур­ных сооружениях. Все его постройки, самобытные по композиции и декора­тивному убранству, обогащали арсенал архитектурно-художественных средств русского зодчестваXVII —XVIil веков, являлись вкладом местных ма­стеров в общерусскую сокровищницу строительного искусства.

В центре Брянска, на территории древней земляной крепости, возвыша­ется Покровский собор — историческая архитектурная доминанта города. Собор построен в 1699 году* на месте старой одноименной церкви, суще­ствовавшей еще в XVI веке и упоминаемой в документах 1603 и 1613 годов, брянским помещиком Евстафием Тимофеевичем Алымовым. Позже под­вергался частичным переделкам. В 1970-х годах произведена реставрация, и собору возвращен первоначальный облик. Авторы проекта реставрации — архитекторы Э. М. Кодисоваи Л. П. Бестужева.

При общей традиционной схеме объемного построения архитектура па­мятника обладает рядом интересных особенностей. Четыре главы его распо­ложены не по углам, как это обычно делалось в русских церквах, а ориентиро­ваны по сторонам света. Размещение окон, их пропорции и декор, ставни и ниши для них заимствованы из жилой архитектуры. Живописность внешней архитектуры, достигнутая простыми средствами, характерна для творчества брянских зодчих начала XVII века.

* Датировка строительства Покровского собора уточнена новыми исследованиями В. Алексеева, согласно которым брянский помещик Е. Алымов жил около 1660-1720 гг. и построил собор в 1699 г. на месте старого деревянного храма.

Введенская церковь Петропавловского монастыря построена в 1702 году местными помещиками Фотием и Петром Саповыми на месте древней дере­вянной церкви. За долгие годы своего существования здание неоднократно «поновлялось». В 1818 году орловским губернским архитектором Петонди был представлен проект полного изменения древнего облика храма на впол­не ампирный лад. Однако средств хватило лишь на пристройку в 1830 году аляповатого четырехколонного портика к боковому входу с северной сторо­ны, что и спасло от утраты первоначальную архитектуру памятника. В 1930-х годах была разобрана шатровая колокольня и четыре главы, уничтожена внут­ренняя отделка.

Исследования, проведенные в 1987-1988 годах автором этих строк и проекта реставрации храма, обнаружили скрытые под позднейшей кровлей остатки очень эффектного древнего завершения церкви, состоящего из трех рядов кокошников, о которых нет упоминания в документах. Такое за­вершение, вместе с другими архитектурными деталями, позволяет отнести здание к разряду памятников архитектуры Москвы последней четверти XVII века, которые и повлияли на создание архитектурного образа Брянской Вве­денской (ныне Петропавловской)церкви.

Середина XVIII века представлена в Брянске памятниками архитектуры в стиле русского барокко. На главный проспект города своим участком выхо­дит церковь Воскресения Христова. Это остаток бывшего Воскресенского женского монастыря, существовавшего здесь с XV века.

С начала XVIII века деревянные постройки монастыря заменяются ка­менными. В 1706 году закончена строительством каменная церковь Вос­кресения Христова на месте своей деревянной предшественницы. Но эта церковь не сохранилась. По указу Петра I от 10 марта 1706 года работавший по ремонту крепости капитан Преображенского полка Василий Дмитриевич Корчмин с целью расширения укреплений разобрал только что построен­ную церковь, а другие монастырские строения превратил в казармы и слу­жебные помещения крепости. В 1713году, когда необходимость в укрепле­ниях отпала, монастырем на пожертвования жителей города построена но­вая, третья, деревянная Воскресенская церковь, несколько келий и ограда. По монастырскому прошению царским указом 1718 года разрешалось вос­становить древний Воскресенский монастырь на посаде в Брянске.

Первая половина XVIII века — это период развития Брянска как одного из торговых городов России. Центральное положение монастыря, его истори­ческие связи с городом привлекают к нему пожертвования и вклады горо­жан различных сословий. На их средства в 1738 году начинается возведение каменной Воскресенской церкви — четвертой в истории монастыря.

Законченная постройкой в 1741 году церковь становится одним из важных сооружений города, интересным образцом архитектуры стиля русского ба­рокко. Ее объемное построение следует древней традиции, восходящей к ярусным храмам конца XVII века. Однако оно имеет редкое своеобразное построение — «четверик на четверике» вместо обычного «восьмерик на чет

верике». Черты архитектуры барокко видны также в пропорциях объемов, в их пластической и декоративной обработке. Особенно характерны полукруг­лые завершения стен обоих четвериков, которые эффектно умножают вы­разительность вознесенных над низкой трапезной четвериков храма.

В 1769 году к западной стене трапезной была пристроена колокольня, просуществовавшая почти до середины следующего столетия, когда она получила новое завершение. Облик ее характерен для архитектуры позднего классицизма первой трети XIX века. Во второй половине XIX века она частич­но перестроена, а в 1940 году утратила верхние ярусы, как и утративший свое завершение основной объем церкви. Со временем исчезли крупные фрагменты декоративной отделки фасадов, полностью утрачена отделка интерьеров.

Сложная строительная биография памятника была продолжена в наши дни*.

Воскресенская церковь — своеобразный памятник архитектуры русского барокко — занимает важное градостроительное положение в древнем ядре тысячелетнего города. Простояв почти полвека в обезображенном виде, храм при реставрации 1985-1986-х годов обрел тот вид, который сложился в течение 1741 -1840-х годов (автор проекта реставрации: архитектор-худож­ник В.Н. Городков, историк-искусствовед Е. И. Острова).

Вблизи от Воскресенской церкви расположен еще один памятник архи­тектуры в стиле русского барокко — Горне-Никольская церковь, или «Верх­ний Никола», как ее называли в просторечье. Она построена десятью годами позже Воскресенской, в 1751 году, на средства брянских купцов Кольцовых. Как и другие брянские церкви, Никольская имела свою предшественницу, упомянутую в документах 1310 года.

В храмовые праздники жители Брянска собирались возле церквей, где обсуждали и решали вопросы городской жизни, порой весьма важные: «Ме­сяца декабря 6 (то есть в Николин день 1340 года. — В. Г.)злыекорамольни-цы брянци, сшедеся вечем, убиша князя Глеба Святославича, выведше из церкви святого Николы». Так народное вече, возмущенное княжескими усо­бицами, восстало против князя, силою вытащило его из церкви, где он ук­рывался, и умертвило.

Каменная Горне-Никольская церковь, какую мы видим сегодня, сохрани­лась почти без изменений своего внешнего вида. Упомянутый выше ор­ловский губернский архитектор Петонди предложил в 1831 году привести хотя бы частично внешнюю архитектуру церкви в модную позднеклассици-стическую «веру» пристройкой четырехколонных портиков к боковым фа­садам храма. Они были построены, но постепенно исчезли. Сохранился лишь чертеж и фотоснимок как доказательства, что портики были. Жалеть утрату не приходится. После потери завершений и переделок недавнего прошло­го, исказивших ее стройный абрис, Никольская церковь дождалась возрож

дения своей былой красы. Отреставрирована в 1970-х годах по проекту ар­хитектора Л. А. Бестужевой.

Объемная композиция Горне-Никольской церкви следует общерусской традиции. Она выполнена «кораблем»: ярусная колокольня соединена низ­кой и короткой трапезной с четвериком собственно церкви. Четверик не­сет высокий восьмерик, купол которого поддерживают еще два последо­вательно убывающих в размерах восьмерика, и главку с крестом. Объем трапезной продолжен алтарным приделом, отличающимся красивой пла­стикой трех апсид. Особую выразительность храму придают пропорцио­нальные соотношения его объемов и членений. Стиль архитектуры здания следует более древним образцам конца XVII века. Облик памятника помо­гает нам представить исторические черты старого Брянска. Отреставриро­ванному зданию было найдено новое современное применение: в нем разместился планетарий*.

Несколько далее Никольской церкви, на полусклоне прибрежного хол­ма, стоит Тихвинская церковь. Это третий представитель эпохи русского ба­рокко в архитектуре города. Церковь возведена на территории древней Но­вой слободы. Ее начали строить «иждивением прихожан при попечитель­стве и усердном жертвовании брянских купцов Бухтеевых» в 1755 году, за­кончили в 1769 году.

Типичный для XVIII века храм представляет собой композицию из двух возвышающихся объемов — трехъярусной церкви и колокольни, соеди­ненных одноэтажным корпусом трапезной. С востока к зданию примыкает пятигранная алтарная часть, гармонирующая с восьмериком церкви. Коло­кольня четырехъярусная, с двумя верхними ярусами звонов, увенчана пи­рамидальным десятиметровым шпилем с круглой главкой. Глава над церко­вью — восьмигранная. В 1863 году низкая трапезная, превращенная ранее в церковные приделы, расширяется устройством Тихоновского придела. Фасады украшены наличниками окон, следующими рисунком более ста­рым образцам. Относительная бедность архитектуры искупается интерес­ным силуэтом и гармоничным соотношением масс, возвращенных зданию трудом реставраторов в середине 1970-х годов, осуществивших проект ар­хитектора Э.М. Кодисовой. Памятник вновь обрел свое градостроительное значение в нагорной панораме Брянска.

Так выглядит в наше время в исторических архитектурных акцентах оста­ток «короны» древнего города — от Свенского монастыря до Тихвинской церкви.

*    В конце 1990-х гг. храм возвращен Русской Православной Церкви.

В XVII веке, после Смутного времени, на прибрежной полосе у подножия Брянской крепости расстраивается посадская Затинная слобода, а на верх­нем плато, между Верхним Судком и Белым Колодезем (Нижним Судком), — Стрелецкая слобода. Несколько раньше за посадом (территорией между кре­постью и Петропавловским монастырем), после присоединения Брянска к

Московскому государству и организации Ямской службы в 1503 году, возни­кает Ямская слобода. Затинная слобода расположилась на месте древнего Житного города — укрепленной территории продовольственных складов и соляных хранилищ. Позже слобода уступила место пушечному двору, на ме­сте которого в XVIII веке расположился «Арсенал».

Памятников гражданской архитектуры XVII века в городе не сохранилось. Это объясняется тем, что застройка города, за исключением некоторых куль­товых зданий, была деревянной. Брянск в XVI—XVII вв. являлся пограничным сторожевым городом Московского государства, не раз подвергался почти пол­ному уничтожению с опустошением окрестностей. Документы Разрядного приказа свидетельствуют, что в 1682 и 1701 годах Брянская крепость была повреждена пожарами. Крепость в это время представляла собой дубовый рубленый город, крытый тесом, защищенный высокой круговой оградой, над которой возвышались девять башен высотой от 12 до 22 метров. Через Ни­кольскую и Судковскую башни были проезды на территорию крепости. Здесь находились воеводский двор и канцелярия, колодец с тайным выходом к Дес­не; оружейные и продовольственные склады, караульня, пороховые погреба.

К этой древней крепости с северо-западной стороны примыкала новая крепость с земляным валом, рвом и деревянными стенами с семью башня­ми. Кольцо стен длиной 850 метров заключало вторую линию укреплений напольной стороны, старинный посад с Горне-Никольской и Троицкой церква­ми. Вблизи последней, ныне не существующей, находился торг с гостиным двором; Все это представляло общественный центр древнего Брянска.

ОгнаЧалаХУШ века счастливо дошло до наших дней единственное камен­ное здание— бывшая Петровская таможня. Она построена по указу Петра I от 1700 года и сохранила первозданное убранство фасадов, присущее рацио­нальной петровской архитектуре. Окна первого этажа позже были растесаны, что внесло досадные нарушения в исторический архитектурный образ «ка­зенного» здания. Этот уникальный памятник, как островок древности среди современной застройки, пленяет своей скромной, удивительно человечной архитектурой, напоминает о возрасте города.

В 1780 году императрица Екатерина II «высочайше утвердила» генераль­ный план городу Брянску. Этот план, выполненный в духе своего времени, заложил основы развития города в регулярной системе, призванной заме­нить веками сложившуюся застройку, ограничить стихийный рост города, создать новый общественный центр. На чертеже территория верхнего пла­то накрылась геометрической сеткой кварталов, образованной улицами, спускающимися к Десне, и им перпендикулярными. На две из них были «нанизаны» три площади: Соборная — на прибрежной Московской улице, Красная городская (современная площадь К. Маркса) — в центре плато и рыночная Щепная —на западной границе города (ныне здесь вход на стади­он «Динамо»).

Уличная сеть включала все значительные по тому времени здания. Цент­ральные кварталы назначались под постройку каменных общественных, тор

говых и жилых домов. Красная площадь должна была украситься зданиями присутственных мест, магистрата и торговых учреждений; рыночная площадь — обстроиться ремесленными предприятиями, кузницами и лавками.

Уточненный в 1802 году план значительно увеличивает территорию города и включает в регулярную систему не только прибрежный район и участок между Судками, но также район Петровской горы и Ямскую слободу с Лесными сараями на севере и северо-востоке, район между оврагом Белый Колодезь и речкой Подарь на юге; увеличивает территорию цент­ральной части на северо-западе за рыночной площадью. Кварталы укрупня­ются, улицы классифицируются, и более масштабно к территории города размещаются площади.

Главной магистралью, связывающей нагорную часть с прибрежной, в цен­тре города назначается Смоленская улица — в просторечии Рождествен­ская гора (ныне улица Советская — бульвар Гагарина). Она соединяет три площади: Соборную, Красную и Сенную (б. Щепную). Две другие магистрали идут в продольном направлении: Большая Московская (теперь улица Кали­нина) в прибрежной части и улица Петропавловская-Воскресенская (ныне проспект Ленина), объединяющая город в нагорной части. Петропавлов­ская и продолжающая ее Воскресенская улицы, пересекая весь город, на перекрестке с улицей Трубчевской (ныне Красноармейской) заканчивались новой, четвертой площадью — Хлебной (на месте современной площади Партизан). Отсюда шли дороги наТрубчевск и Карачев. Все площади имели квадратную форму.

В начале XIX века из 867 домов города лишь 25 было каменных, из 17 церквей каменных было 10. До наших дней сохранилось чуть больше де­сятка зданий, построенных во второй половине XVIII века. Безусловно, что все они должны оберегаться с особым тщанием.

Генплан 1802 года в течение XIX века был воплощен в жизнь почти пол­ностью, за исключением Хлебной площади. Об этом свидетельствует план города Брянска 1872 года, хранящийся в Центральном государственном историческом архиве в Ленинграде.

На территории бывшей крепости на Покровской горе, после учреждения Екатериной II Брянского арсенала, построены два каменных здания: жилой дом начальника и офицеров арсенала и казарма Дорогобужского полка. Это новая страница архитектурной истории города. Оба здания построены в сти­ле классицизма, к тому времени бурно развивавшегося в России. Правда, здесь, в Брянске, ставшем уездным городом Орловской губернии, первен­цы классицизма не имеют величия и блеска своих собратьев, воздвигнутых в губернских городах, не говоря уже о столицах. Декор их фасадов сдержан­ный и простой: рустованные углы, несложные, но четкие профили карнизов, рельефные рамки наличников. Характерные для стиля выкрепованные сред­ние части (в доме по ширине мезонина) фасадов завершены пологими фрон­тонами. Стилевая общность этих двух памятников создает небольшой, но колоритный ансамбль, подчиненный Покровскому собору.

Главной улицей исторического Брянска была Большая Московская (ныне улица Калинина), сложившаяся в XV! —XV!! веках вдоль дороги на Москву. Расположенная на ней каменная застройка, формировавшая образ города, принадлежит второй половине XVIII — началу XX веков и является градост­роительной средой, представляющей историческое подспорье памятникам архитектуры. Здесь еще жив облик уездного Брянска, сохраненный в от­дельных зданиях и группах построек, собранных в небольшие ансамбли.

Таков, например, ансамбль, состоящий из дома № 150 с флигелем конца XVIII века, дома № 219 второй половины XIX века и других зданий (№ 221 и 223) конца XIX — начала XX веков.

В разрыве между двумя последними зданиями, как в каменной раме, интересен вид доминанты ансамбля — Тихвинской церкви, окруженной зе­ленью на полусклоне горы. Несмотря на разновременность постройки и раз­ную стилевую характеристику этих зданий, они составляют содержательный фрагмент градостроительства Брянска.

Дом № 150 — одно из старейших каменных сооружений города, и нет ничего удивительного в том, что его строительная история осложнена над­стройками и перестройками. Сначала это было казенное здание — таким оно фигурирует на городском плане 1808 года. Затем оказывается в част­ном владении брянского купца Баженова. Вероятно, этим объясняется над­стройка второго этажа и значительное изменение фасадного убора, в кото­ром появились декоративные мотивы второй половины XIX века. Еще не­давно существовала старинная ограда этого дома, а сам он был завершен лоджией, придававшей его облику уют и интимность городского особняка. К сожалению, сегодняшние хозяева дома (кожвендиспансер) нарушили в его старинном облике эти и другие характерные черты прошлого.

Стоящий напротив баженовского дома двухэтажный каменный жилой дом № 219 в разное время был удлинен натри окна пристройками к торцам. Он построен по образцовому проекту середины XIX века и имеет черты, общие с фасадом дома Баженова. Так создавалось единство застройки, в которое довольно естественно вошли и два здания новорусского стиля кон­ца XIX - начала XX веков — бывшее торговое училище (№ 221 и № 223, ныне занимаемые медицинским училищем). Хотя архитектуру таких зданий по давней традиции принято ругательно называть «эклектикой», тем не ме­нее эти два дома вносят веселую праздничную улыбку в унылую рядовую застройку значительного участка улицы.

Следующим историческим архитектурным ансамблем Большой Москов­ской улицы является ансамбль промышленной архитектуры — бывший за­вод «Арсенал». Сегодня он составляет часть крупнейшего предприятия Брян­ска — завода дорожных машин имени 50-летия Великого Октября*.

Под сенью Покровской горы, на территории Затинной слободы, с петров­ского времени существовал артиллерийский арсенал. Указ Екатерины II от 12

января 1783 года повелевал генерал-поручику артиллерии И.И. Меллеру на­чать на этом месте строительство литейного двора «с потребною машиною и могазеинами на литье орудия...» Два месяца спустя из Петербурга пришло требование: «сняв план и несколько профилей означенного места... прило­жить старание чтобы отыскать ныне готовых кирпичей, извести да бутовову камню и купить кирпича... пяти сот тысяч, до двух сот тысяч самого лутчаго... да извести принадлежащее число и всего оное перевести в Брянск нынеш­нем зимним путем на казенных лошадях и по перевоски кирпича положить на вышеозначенное по артиллерии принадлежащее место в таком расстоянии от строений, чтобы весною вода до него дойти не могла».

Вскоре в Брянске получают «план назначенным строениям и фасады. Под № 1, показанном на оном плане, литейный дом построен будет лицом к горе, а сверленная машина к реке... и посему нижеследующее вам для ис­полнения рекомендую 1-е на плане под № 1 назначенные строения... в ны­нешнем году выстроены быть должны. Стены строения под литерами АС и Д в два кирпича, а строение В в полтора. Полы во всех строениях выслать кирпичами. Окны в строении под литерой В, которым быть невеликими без стекол с железными решетками и внутри с затворами расположить вам по вашему разсмотрению. А дыбы фундамент на тех местах кои ниже водою поднять бы немог, то возвышать его в такой мере, чтоб самое ниское место было бы одним футом выше показанного на плане под № 3 под литерами ДС профили ретранжамента. 2-е для точного положения от которого места и в каком разстоянии от улицы, которая положение имеет возле горы, оныя строения разпологать можно изволите ко мне доставить профили показан­ных на плане под № 2 линей под литерами HI и Кд, такоже как вам будучи там наместе обо всем том расположение делать удобнее, то изволите на оном же плане под № 2 линеями назначить то место которое вы к построение удобнее полагаете, я ненахожу в том надобности, чтобы строении по одной линии ватерпасной бы были, а смотря по горизонту одно строение против другого превышать можете...»

Эти документы показывают ход проектирования и строительства в дале­кое от нас время. Изумляет ускоренный темп строительства и оборудова­ния завода, состоящего из четырех корпусов, окружающих литейный двор. Менее чем через два года — 26 января 1785 года — майор артиллерии Иван Иванов рапортует главнокомандующему артиллерийскими инженерными корпусами И.И. Меллеру об успешном начале пушечного производства на Брянском литейном дворе: «О произведении работ вашему высокопревос­ходительству имею честь донесть прошедшаго литья пушки из ямы вынуты и снаружи оказались довольно глаткими...» Так начал свою жизнь один из крупных арсеналов государства.

Как видно из вышеприведенных документов, архитектурно-планировоч­ное построение промышленного комплекса было точно определено. Завод своим лицом смотрел на Покровскую гору. Фронт застройки определил на будущее положение участка. Большой Московской улицы. В центре этого

фронта располагался «Литейный дом» — главное здание промышленного ансамбля.

Уличный и дворовый фасады Литейного дома по излюбленным канонам классицизма разделены натри части: широкую, среднюю и более узкие край­ние, выделенные небольшими креповками из поля стены. Средняя часть возвышалась на уличном фасаде треугольным фронтоном с прорезанным в его тимпане полукруглым окном. Арка высотой в два этажа подчеркивала центр фасада. С каждой ее стороны размещались по три меньших арочных окна, свободно и красиво расчленяя среднюю часть фасада. Более частый ритм прямоугольных, в три яруса расположенных окон охватывал стены ризалитов и боковых фасадов здания, усиливая мощь средней части уличного и дворо­вого фасадов. Со двора центр здания отмечался двумя массивными контр­форсами по высоте цокольного и первого этажей.

На улицу, симметрично с обеих сторон здания, на малом расстоянии от него, торцами выходили полутораэтажные постройки: слева — столярный цех, справа — заводоуправление. Они играли важную архитектурную роль: своими небольшими объемами выделять значительность и монументаль­ность центрального ядра ансамбля. Их простая и ясная архитектура гармо­нично вторила ему. Позже вставками-переходами строения были соедине­ны с главным зданием.

Архитектором «Арсенала» Лебедевым Николаем Андреевичем за этими зданиями, в глубине территории завода, построены крупные цеха: слева в конце XIX века — орудийный, справа в начале XX века — сборочный. Вне­шняя архитектура новых зданий следовала сложившимся в русском завод­ском строительстве классицистическим принципам обработки фасадов плос­костными элементами — лопатками, архивольтами и импостами больших арочных окон, крупными членениями плоскостей стен, простыми, строгих профилей карнизами.

Классицистический архитектурный облик построек старого «Арсенала» перекликается с расположенными на верхнем плато Покровской горы домом офицеров и казармой Дорогобужского полка. Так в эпоху зрелого классицизма и позже — в начале XX века — создавался интересный про-мышленно-гражданский архитектурный ансамбль в городе.

В 1949-1952 годах здание бывшего Литейного дома, а затем медепла­вильного цеха, сильно пострадавшего во время Великой Отечественной вой­ны, было восстановлено в качестве клуба завода дорожных машин (архитек­тор А.А. Саломахин, инженер Л. А. Соколов). Фасад по улице Калинина был переделан и обогащен формами ретроспективной классики, которые, одна­ко, оказались уместными в сочетании с сохраненной первоначальной архи­тектурой боковых и дворового фасадов.

Черты уездного Брянска, запечатленные в камне, можно увидеть на со­седнем с заводом отрезке улицы Калинина. Здесь, между этой улицей и ули­цей Энергетической (старое название — Мясные ряды), сохранился неболь­шой квартал старинной застройки.

Во многих городах существуют любовно сохраняемые горожанами «ста­рые места» — уцелевшие элементы древней застройки. Здания, улицы, пло­щади, скверы этих мест реставрируются, приводятся в изначальный вид. С их помощью создается обстановка, способствующая возникновению историчес­ких воспоминаний, любви к старине своего города, своей «малой родине». Почему бы в Брянске не превратить небольшой квартал Мясные ряды в такое «старое место»? Архитектурная среда здесь вполне позволяет сохранить фрагмент древнего города с дальнейшим современным историко-культур­ным использованием его. Одновременно город мог бы несколько приот­крыться к Десне, от которой он почти полностью изолирован бездумной зас­тройкой набережной. Характерный узел городской исторической застройки еще более украсил бы архитектурный ландшафт нижней части города, кото­рым любуются с площадки памятника 1000-летию Брянска.

Располагаясь у подножия Покровской горы совместно с ансамблем «Ар­сенала», этот узел увеличивает историческое и эстетическое значение цен­трального ядра древнего Брянска, хорошо просматривается и с дальних подступов к Набережной площади по улице Калинина. Приближение к архитектурно-исторической доминанте города отмечено каменными ве­хами — старинными зданиями, которые заслуживают не только упомина­ния, но и сохранения их в тысячелетнем городе.

Продолжая двигаться по бывшей Большой Московской в сторону Черного моста, посмотрим некоторые из них. Обратим внимание на трехэтажный жи­лой дом концаXIX века (№ 99), находящийся рядом со зданием облпотребсо-юза. Его архитектура перекликается с архитектурой первого корпуса город­ского училища, которое мы уже осмотрели: она выполнена в том же духе неоренессанса и, может быть, «рукой» одного архитектора. Совместно с не­сколькими утраченными в годы войны зданиями эти два дома создавали це­лостный образ бывшей Соборной площади.

На вышеупомянутом плане 1802 года показан дом № 95 (ныне кафе «Пель­менная»). Он отделяет от улицы тесный живописный дворик с постройкой второй половины XVIII века (№ 93а). Более внимательное изучение сохранив­шихся элементов — сводчатые палатные перекрытия, остатки старинного декора — наводит на мысль о том, что, возможно, перед нами один из древ-нейшихдомов города...

На склоне Петровской горы, ниже Горне-Никольской церкви, стоит особ­няк лесопромышленника Авраамова, построенный во второй половине XIX века. В настоящее время он занят детскими яслями*. Романтическая архи­тектура особняка говорит о том, что уездный Брянск не был лишен связей с модными течениями архитектурной мысли века. Здание построено доволь­но мастерски, с художественной последовательностью в применении псев­доготических мотивов: в композиции фасадов, их деталей и в малых архи­тектурных формах — воротах и ограде. В этом особняке в 1918—1919 годах размещался городской Совет рабочих и солдатских депутатов, которым ру­ководил видный брянский революционер И.И. Фокин.

Другой пример поиска новых образов при общем классицистическом характере архитектуры — небольшое здание лесопилки, построенное в 1890-е годы. На нем архитектор применил уже иной декоративный прием, взятый из древнерусского зодчества. Он украсил подкарнизные части стен поребриком — на башенке двумя рядами и одним рядом на корпусе. Это скромное начало в применении древнерусских мотивов явилось своеоб­разным предисловием к появлению на территории завода ряда построек в новорусском стиле. К сожалению, часть из них утрачена, часть перестроена, как, например, санчасть завода.

Архитектор Н.А. Лебедев одновременно с работой на «Арсенале» прини­мает участие в проектировании и строительстве общественных зданий не только для Брянска и уезда, но и для губернского города Орла.

Постройки в новорусском стиле требовали высочайшего мастерства ка­менщиков. Брянский край славился такими умельцами. Новозыбков и осо­бенно Злынка посылали своих мастеров во многие города державы. Каче­ство их работы говорит само за себя с увиденных нами памятников Брянска.

Мы познакомились с историей градостроительства и архитектурным об­ликом Брянска XVIII, XIX и начала XX веков. Этот облик определяют наибо­лее интересные капитальные здания, оставшиеся нам в наследство на тер­ритории древнего города — современного Советского района большого Брянска.

Во второй половине XIX века в связи со строительством железных дорог на обособленных Десной участках возникли новые рабочие поселки — бу­дущие Володарский и Фокинский районы города. Долгое время они были застроены индивидуальными жилыми домами, почти полностью сгоревши­ми в годы Великой Отечественной войны. Архитектурных памятников в этих районах нет.

Четвертый из районов современного Брянска начал свое существова­ние от сельца Губонино, получившего название Бежица после 1874 года, когда здесь начал действовать «Брянский завод Акционерного общества рельсопрокатного, железоделательного, сталелитейного и механического заводов». В первые годы существования завода образовался поселок из землянок, затем строились бараки-казармы. В предреволюционные годы поселок Бежица располагался по обе стороны железнодорожной линии Орел — Витебск — основные улицы шли параллельно этой линии. Непромыш­ленная территория — с плоским рельефом и маловыразительная по заст­ройке — включала 42 жилых барака, 34 казармы для рабочих, 15 жилых домов для мастеров, 80 домов и коттеджей для служащих, две церкви, боль­ницу на восемьдесят коек, аптеку, женскую гимназию, городское училище, ремесленное училище, пять начальных школ, парк с летним театром, кине­матограф...

КонецXIX и первые десятилетия XX веков — время активного строитель­ства завода и поселка. От этого периода сохранился ряд зданий, характери­зующих разностильный архитектурный облик Бежицы.

Значительное по размерам здание женской гимназии, ныне занимаемое БИТМом, построено в новорусском стиле с элементами позднеклассицис-тической архитектуры в объемном построении и в декоре фасадов, а также с элементами модерна.