СтраницаВасилий Кандинский

Василий Кандинский Брянск

«Музыку сфер» услыша-

ли посетители выставочно-

го зала на бульваре Гага-

рина в Брянске 13 июля.

Автор необычной симфо-

нии цвета и света – царь

абстракционизма Василий

Кандинский. Каждая его

работа «звучит», покоряя

своим ритмом, динамикой

и импрессией.

 

Встречу в стиле клуба

«Аподион» провела извест-

ный брянский журналист

Татьяна Ривкинд. Ей по-

могали искусствовед Оль-

га Симанкова, пианист

Елена Козловская, актри-

са БТД Юлия Филиппова,

художник и фотограф Вла-

димир Хроменков. О слав-

ных традициях русского

авангарда на Брянщине

напомнил видеожурнал,

посвященный фестивалю

имени Рославца и Габо.

Впечатления дополнили

современные музыкаль-

ные пьесы и верлибры, а

также рассказ Евгении Ча-

лиян о необычном «Поле-

те на Солярис» в Новой

Третьяковке. Мероприятие

прошло в полном соответ-

ствии с теорией Кандин-

ского о синтезе искусств,

когда при внешних разли-

чиях налицо «внутренняя

тож дественность звука,

цвета, слова».

Живший в революци-

онную эпоху, Кандинский

принял непосредственное

участие в создании ново-

го искусства. В реалисти-

ческих картинах он ви-

дел лишь холодное фото,

оставлявшее публику рав-

нодушной. Художник ре-

шил: долой предмет и саму

«предметность»! И ушел от

понятного всем изобрази-

тельного языка к условно-

му. Свои композиции он

наполнил энергией.

«Живопись есть гро-

хоч ущее столк новение

различных миров, при-

званных путем борьбы

создать новый мир, кото-

рый зовется произведени-

ем. Каждое произведение

технически возникает, как

возник космос, путем ка-

тастроф, подобных хао-

тическому реву оркестра,

выливающемуся в конце

концов в симфонию, имя

которой – музыка сфер!» –

отмечал Кандинский.

В своих импровизаци-

ях он, подобно композито-

ру Г. Свиридову, большое

внимание уделял цвету,

отмечая его эмоциональ-

ное воздействие на чело-

века. «Цвет – это клавиш;

глаз – молоточек; душа –

многострунный рояль. Ху-

дожник есть рука, которая

посредством того или ино-

го клавиша целесообразно

приводит в вибрацию че-

ловеческую душу», – пи-

сал он. В его трактовке

черный цвет символизи-

рова л конечную точк у,

финал, красный – силу,

движение, синий – тайну,

мистику, белый – безмол-

вие. Желтый обозначал

земное. А зеленый – рав-

нодушие. Но оставать-

ся равнодушным рядом с

композициями Кандин-

ского невозможно... Его

искусство требует работы

мысли, философского ос-

мысления, сотворчества.

Подобного эффекта до-

бивается и фотограф Ма-

рина Свиридова. Серия

работ «Знаки на мокром

снегу» выполнена в духе

русского авангардизма.

Это городские зарисовки,

наполненные поэтикой

романтизма и модерниз-

ма. На фото – завитуш-

ки старой решетки в снегу,

граффити на стенах домов,

линии и круги, оставлен-

ные шинами машин, слов-

но эскизы и вариации су-

прематистов. В убогом и

повседневном мы ищем

и находим красивое, во

многом благодаря таким

художникам, как Марина

Свиридова.

И. НИКОЛЬСКАЯ