Василий Кандинский Брянск
«Музыку сфер» услыша-
ли посетители выставочно-
го зала на бульваре Гага-
рина в Брянске 13 июля.
Автор необычной симфо-
нии цвета и света – царь
абстракционизма Василий
Кандинский. Каждая его
работа «звучит», покоряя
своим ритмом, динамикой
и импрессией.
Встречу в стиле клуба
«Аподион» провела извест-
ный брянский журналист
Татьяна Ривкинд. Ей по-
могали искусствовед Оль-
га Симанкова, пианист
Елена Козловская, актри-
са БТД Юлия Филиппова,
художник и фотограф Вла-
димир Хроменков. О слав-
ных традициях русского
авангарда на Брянщине
напомнил видеожурнал,
посвященный фестивалю
имени Рославца и Габо.
Впечатления дополнили
современные музыкаль-
ные пьесы и верлибры, а
также рассказ Евгении Ча-
лиян о необычном «Поле-
те на Солярис» в Новой
Третьяковке. Мероприятие
прошло в полном соответ-
ствии с теорией Кандин-
ского о синтезе искусств,
когда при внешних разли-
чиях налицо «внутренняя
тож дественность звука,
цвета, слова».
Живший в революци-
онную эпоху, Кандинский
принял непосредственное
участие в создании ново-
го искусства. В реалисти-
ческих картинах он ви-
дел лишь холодное фото,
оставлявшее публику рав-
нодушной. Художник ре-
шил: долой предмет и саму
«предметность»! И ушел от
понятного всем изобрази-
тельного языка к условно-
му. Свои композиции он
наполнил энергией.
«Живопись есть гро-
хоч ущее столк новение
различных миров, при-
званных путем борьбы
создать новый мир, кото-
рый зовется произведени-
ем. Каждое произведение
технически возникает, как
возник космос, путем ка-
тастроф, подобных хао-
тическому реву оркестра,
выливающемуся в конце
концов в симфонию, имя
которой – музыка сфер!» –
отмечал Кандинский.
В своих импровизаци-
ях он, подобно композито-
ру Г. Свиридову, большое
внимание уделял цвету,
отмечая его эмоциональ-
ное воздействие на чело-
века. «Цвет – это клавиш;
глаз – молоточек; душа –
многострунный рояль. Ху-
дожник есть рука, которая
посредством того или ино-
го клавиша целесообразно
приводит в вибрацию че-
ловеческую душу», – пи-
сал он. В его трактовке
черный цвет символизи-
рова л конечную точк у,
финал, красный – силу,
движение, синий – тайну,
мистику, белый – безмол-
вие. Желтый обозначал
земное. А зеленый – рав-
нодушие. Но оставать-
ся равнодушным рядом с
композициями Кандин-
ского невозможно... Его
искусство требует работы
мысли, философского ос-
мысления, сотворчества.
Подобного эффекта до-
бивается и фотограф Ма-
рина Свиридова. Серия
работ «Знаки на мокром
снегу» выполнена в духе
русского авангардизма.
Это городские зарисовки,
наполненные поэтикой
романтизма и модерниз-
ма. На фото – завитуш-
ки старой решетки в снегу,
граффити на стенах домов,
линии и круги, оставлен-
ные шинами машин, слов-
но эскизы и вариации су-
прематистов. В убогом и
повседневном мы ищем
и находим красивое, во
многом благодаря таким
художникам, как Марина
Свиридова.
И. НИКОЛЬСКАЯ