Страница В СУПОНЕВЕ

ЦЕРКОВЬ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В СУПОНЕВЕ БРЯНЩИНА

СУПОНЕВО. Церковь Георгия Победоносца, нач. XIX

На всхолмье правого берега Десны ниже Брянска стражем древнего села стоит церковь. Историограф Свенского монастыря архиманд­рит Иерофей в своей книге «Брянский Свенский монастырь», из­данной более века назад, упоминает о существовании монастырского села Супонева с храмом во имя великомученика Победоносца Георгия уже вско­ре после основания монастыря в 1288 году.

Разумеется, ныне существующий каменный храм не первый на этом ме­сте. История не сохранила перечня его соименных предшественников.

В 1825 году, видя ветхость своего деревянного храма, жители Супонева просили разрешения на постройку новой каменной церкви, но, получив это разрешение, почему-то не спешили приступать к строительству. Поэтому в 1828 году по распоряжению епископа Орловского Гавриила церковь за ветхостью была опечатана. Это обстоятельство побудило прихожан начать постройку но­вого храма, который и был окончен в 1831 году.

По какому проекту (или просто по сообра­жениям артели наня­тых строителей) воз­веден этот храм — данных не найдено. Схема его — это упро­щенный бесстолпный прямоугольный с не­большими выступами храм, все помещения которого расположе­ны традиционно по продольной оси.

Украшением храма являются самобыт­ные портики в виде четырех приставлен­ных к стене западного фасада колонн и мень­ших по высоте отдель­но стоящих перед бо­ковыми фасадами. Фронтоны портиков деревянные, видимо, не хватало средств на каменные. Все другие детали более чем скромного декора выполнены с наивностью не искушенных в классической архитектуре мастеров-каменщиков. Тем не менее созданный архитектурный образ вполне соответствует посвящению храма воину-победоносцу. Стиль архитектуры его — это ампир, последняя стадия развития классицизма накануне ухода его с исторической сцены.

В 1990 году автором этих строк сделан проект реставрации утраченных частей памятника — разобранных верхних ярусов колокольни и заверше­ния купола церкви. Проект осуществляется, и храм обретает свой первона­чальный облик.