Страницав составе

Брянская земля в составе Черниговской и Смоленской епархий Русской Православной Церкви в конце X - 30-е гг. ХIII в.

 После окончательного включения 1тории Брянской земли в состав Древнерусского государства (последни-985 г. были присоединены радимичи) и Крещения Руси в 988 г. великим :м Киевским Владимиром Святославичем (Крестителем), в 992 г. была кдена Черниговская епископская кафедра, вторую возглавил епископ ит. Брянская земля вошла в состав этой епархии. Кафедра черниговских сопов располагалась в Спасо-Преображенском соборе, который при прав-1 князя Мстислава Владимировича начали строить из кирпича-плинфы i г.). Это самый древний из дошедших до нас древнерусских храмов - один чших архитектурных памятников византийско-русского церковного зод-а первой половины XI в.

Преемник князя Михаила Владимировича его племянник Святослав Ярос-i (1054-1076) основал черниговскую княжескую династию. Он покрови-твовал Православной Церкви, поощрял строительство новых храмов, то правлении статус епископа Черниговского заметно вырос.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

После Крещения Руси на Брянской земле разворачивается активная про-гдческая и просветительская деятельность княжеских слуг - дружинни-купцов и первых священно-и церквослужителей Русской Православной кви в открытыхторгово-ремесленных поселениях (ОТРП). Одной из основ-причин распространения христианства среди местных жителей являласьроль в христианизации населения Брянской земли сыграли и многочис. ные переселенцы-христиане из других регионов Древней Руси и особен ее юга. Нельзя не отметить заслугу в распространении веры Христовой н; веро-западе Брянской земли и христиан из Смоленска, жителей которого ] димир Святой крестил еще в 990 г. Следуя его заветам «Заповедую сынов своим, да каждый в области своей повелевает учить и крестить людей и Ц( ви ставить», его потомки, княжившие в Черниговской, Северской (с 109' и Смоленской землях, заботились об укреплении веры у местного населе] Они строили новые храмы, развивали христианское просвещение. Напрш князь Владимир Мономах в 1101 г. «месяца мая второго в три часа дня... з; жи церковь у Смоленске Святые Богородице камянну».

Церковь разрешала одному лицу вступать в брак только аза. Сначала это ограничение было еще более жестким. До XIII в. обычно шалея лишь второй брак, а третий - только «если кто будет молод, а де-; будет». Источники сохранили мало свидетельств о том, как происходил , церковного венчания. Венчали на Брянской земле в те времена после и либо вечером. Венчать мог любой священнослужитель - не монах. В ?енчания жених становился по правую руку иерея (священника), неве-по левую, оба получали «по единой свещи горящей». После надевания ней» (золотого - мужчиной, железного - женщиной) новобрачных спле-],есные (правые) руки», священник же кадил на них «фимиам» и молился [и гласно»; обратившись на восток, благословлял брак, «жизнь мирну и летну», желал «имети чада и внучата, наполнения дому благодатью и тою».

Итак, к началу XII в. большинство горожан и многие сельские жи Брянской земли приобщались к новой общерусской христианской кульг что не было свойственно проживавшим к северо-востоку и востоку от вятичам, где все еще процветало язычество. Брянскую землю от Землр тичей отделяли три, известных по письменным источникам, леса: Брын («брын» - растение как ельник, растет на кочках), Болдыж («балда» - тол корневище) и Порохный («порохна» - древесная труха). Они почти слива в гигантский лесной массив, разделенный лишь севским степным коридс тянувшийся от современной Калуги по левобережью Десны до совреме! Середино-Буды Сумской области Украины на протяжении почти 400 км ширина хотя и колебалась, но не уступала длине. Это «Лес» или «Лесная зе! древнерусских летописей. Северо-восточная Русь - Ростово-Суздальская ля, расположенная за этим великим «Лесом», называлась поэтому Залес землей.

Впрочем, главной транспортной и торговой дорогой Брянского региона у Древней Руси являлась р.Десна и ее притоки. Именно по ней в начале приплыла в Дебрянск миссия монахов Киевского Печерского монасты-<ши - Иоанна и Никона. Перед ними стояла сложнейшая задача - кре-вятичей, живших в своем огромном «Лесу». Вне сомнения, инициато-организатором этой миссии был игумен Киево-Печерского монастыря ист, рукоположенный в 1113 г. в черниговские епископы (1113-1123). и игуменом он одновременно являлся духовником жены черниговского Давыда Святославича (в 1097-1123 гг. - Великий Черниговский князь), авшегося, по свидетельству древнерусских книжников, особенным бла-гием. Их сын Святослав-Николай (по прозвищу «Никола Святоша») 17 ля 1106 г. принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре -з,ля того времени уникальный в роду князей - Рюриковичей, после чего 1Л около 30 лет. Скорее всего, именно по желанию Давыда Святославича упруги, Феоктист и стал епископом Черниговским. Новый черниговский жа, вне сомнения, поддержанный Давыдом Святославичем (т.к. креще-ттичей было делом государственным), для успешного выполнения мис-збрал одного из своих сподвижников по Киево-Печерскому монастырю ка Кукшу, которого знал много лет и не сомневался в его способности :нно проповедовать веру Христову среди язычников.

Образ священномучеников Кукши и Никона. Святые мощи священномученика Кукши (Иоанна).

Приходская жизнь на Брянской земле в XI-XIII вв. Несмотря на бс шое количество воцерковленного населения Брянской земли к серед. XII в. все же следует отметить, что число священнослужителей здесь 6i явно недостаточно.

Специальных учебных заведений для их подготовки на Руси не сущест вало еще несколько столетий. Но это не означает, что к церковному служен допускались безграмотные и непрофессиональные люди.

Для начала новопоставленный дьякон или поп проходил курс обуче! в соборной церкви. Срок обучения определялся в шесть недель, когда спе альный наставник — дьякон для дьякона, поп (этот термин был общеупот бителен в официальных документах вплоть до XIX в. Обозначал иерея или с щенника) для попа — наблюдал за службой новопоставленного, следил за т чтобы тот Евангелие «чол не спешно, знал бы статьи и узгласы (возгласы) заутренях и на вечернях говорил Псалтырь, псалмы, и каноны, и церков] каженье знал и все действо священническое...». Нельзя было сокращать q обучения, потому как были наставники, которые «поучивши новоставленн! с полнеделю, а в силах с неделю, для своих посулов отпускают прочь...».

Первые церкви были поставлены в Киеве, Новгороде, в центрах епа{ а также по местам поклонения старым языческим богам, чтобы народ быс привык к новой вере. Священники приобрели свою первую паству в горо; бывших языческих центрах, проникновение христианства в сельские рай тем более отдаленные, растянулось на добрых полтора столетия.

Обширная Русская митрополия была разделена на огромные по ви тийским меркам епархии, а те, в свою очередь, на более мелкие округа. Од: и округа были велики, поэтому главная работа по христианизации народа в городах и близлежащих селах-замках.

Формально низшее духовенство времен Древней Руси нельзя наз «приходским». Термин «приход» регулярно появляется в источниках нач! с середины XVI века, а первое упоминание этого термина в источниках о сится к 1485 году.

Однако это не значит, что приходской жизни до этого времени не б; Если известно, что в селе-замке, крепости, городе был храм, если известно, у священника этого храма были дети духовные, то есть лица, регулярно i ходившие к исповеди, если известно, что храм не находился при кладб! то такие церкви следует считать приходскими, даже если в источниках таковыми не называются. Удельный вес христианского населения Брянс земли по отношению к языческому постоянно рос. Важнейшим инструг том пастырской деятельности в Русской Церкви был институт духовничес Каждый христианин имел (или в идеале должен был иметь) духовного ог наставника. Устойчивые связи между христианами, определенными храм и их священниками возникли уже в XI—XII вв. Жители городов и крупных замков раньше других начинали осознавать себя церковными общинак стали избирать главу общины - старосту. Посещали храмы обычно по воа сеньям и праздникам. В остальные дни церкви, как правило, не имели слу» Ежедневные богослужения совершались только в соборах, в которых по < реди служило духовенство города.

Наиболее архаичной формой низшего церковного округа в сельской м< ности, вероятно, следует считать погост.

Слово «погост» претерпело в своей истории ряд трансформаций: в X е это места сбора дани, установленные княгиней Ольгой. Постепенно пог превращался в центр административного округа. Погостом называли и округ, и его центральное поселение. Именно погосты с древнейших вре] стали местом где ставились церкви, строились дома священников и церь нослужителей. Именно на погост стекалось население близлежащих весе? богослужения. Затем погост утратил свое первоначальное значение и npei тился в кладбище с бесприходным храмом, а центр церковной жизни пере стился в село. Строителями храмов в селах были или сельские общины, i местные бояре.

Нательные образки Святого Георгия — одного из наиболее популярных на Руси христианских святых.

Археологические находки с территории Брянской области.

Своеобразной энциклопедией народных пороков предстает перед церковный княжеский устав Ярослава Мудрого — кодекс брачного и се ного права Древней Руси. Здесь упоминаются и еретичество, и волхвоваь блуд, и многоженство, и различные случаи избиения и насилия над роде никами, кражи, оскорбления личности. По весям и селам встречались кол, и ворожеи, бывали случаи грабежа и разорения храмов, издавна, с языче времен, укоренен был в народе порок пьянства. В такой, иногда вражде среде и жило духовенство Брянской земли.

Приходской же священник должен был прежде всего являть собой об-, истинной и высокой нравственности. В поучениях XIII века новопо-енный священник именуется врачом, вождем, наставником и учителем, жем, пастухом, воеводой и судьей для своих прихожан. Но не каждому грю удавалось избежать пороков, распространенных в обществе. Митро-г Иоанн II в Канонических ответах (1080-1089) советовал отлучать от 5ы попов «до упивания пиющих». Собор 1273 года был уведомлен о том, опы «упиваются без меры», причем даже на великие праздники, юлее стойкие служители культа до полусмерти не упивались, но правила иали: «некоторые попове до обеда пиють в праздники и в иныи дни». Не днее место среди нарушений занимали прелюбодеяние, сквернословие, нство. Виновным в таких проступках запрещалось служить в храмах. За-ч, что источники обычно отражают нарушения естественного хода ве-Хочется верить, что священник, исправно служивший в храме и честно шявший свои обязанности, был явлением типичным. >елое духовенство традиционно было многосемейным. По русскому аю белый священник должен быть обязательно женатым. После смерти вступать во второй брак он не имел права. Вдовому попу представлялся р: или сложить с себя сан, или продолжать службу, но уже в монашестве ом-либо монастыре. Поэтому попадья была не только самой уважаемой [иной в приходе, но и залогом благосостояния и сохранения места служ-пруга. Сыновья священников — поповичи — часто были писцами грамот, :телями купчих, присутствовали на разделах земель местных землевла-1,ев. У священника было гораздо больше возможностей обучить своего 1ка грамоте, чем у представителей других сословий. На поповичей уже с 1ейших времен смотрели как на естественных преемников отцов, но до ;ека они, как правило, не наследовали место в отцовском приходе. Таким :ом, до монгольского нашествия Русская Церковь не смогла окончательно ть задачу распространения своего влияния на территорию всей страны, :нно на отдаленные веси. Ее структура находилась в состоянии оформле­но за время, прошедшее с официального акта крещения, православная все более становилась неотъемлемой частью культуры и основой мента-га русского народа в целом и Брянской земли, в частности. Важнейшую в этих процессах играло низшее духовенство.