Архитектура Брянского края в первой половине XIX века
Иконостас работы В.Л. Боровиковского в селе Новая Романовка
Значительное эмоциональное воздействие на человека оказывали своим живописным местоположением и архитектурным обликом зданий, и внутренним убранством, монастыри и храмы. Брянский край обладал (к сожалению, приходится во многих случаях говорить об этом в прошедшем времени, поскольку многие из них не сумели пережить выпавшие на них испытания] большим количеством не только значительных и интересных, но и выдающихся храмов.
В.Л. Боровиковский, Спаситель и Богоматерь. 1814-1815 гг. Третьяковская галерея. Из утраченного иконостаса Покровской церкви села Новая Романовка
Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Город Мглин
Так, в Покровской церкви села Новая Рома-новка Мглинского уезда иконостас состоял из 26 [только 5 из них сохранились) икон, написанных по заказу местного помещика С.А. Лашкевича в 1814-1815 годах замечательным русским художником В.Л. Боровиковским. Иконостас был сделан в виде триумфальной арки на четырёх колоннах с каждой стороны. Вверху арку украшали медальоны с изображением апостолов. Уникальным по красоте, тонкости и сложности деревянной резьбы и высокому мастерству живописных работ иконостасом (его даже называли «единственным в мире по красоте») выделялся Успенский собор Свенско-го монастыря. Славилась построенная и украшенная Мальцевыми Преображенская церковь в селе Дятькове.
В память об избавлении города от разграбления наполеоновскими войсками жители Мглина решили построить собор. Строился он на пожертвования. Когда Александр I побывал в городе проездом из Санкт-Петербурга в Таганрог, представители от местного населения обратились к нему с прошением о помощи для завершения строительства. Царь обещал поддержку, но слово своё сдержать не смог, поскольку в ноябре 1825 года умер в Таганроге. Строительство храма завершилось только осенью 1830 года.
Да и другие православные храмы, даже более простые и скромные, играли для верующих важную роль, укрепляя их нравственно, приобщая к красоте.
Первая половина XIX века для Брянского края знаменовалась расширением каменного строительства промышленных, общественных и жилых зданий. Большая их часть, к сожалению, не дошла до наших дней. Для архитектуры этого периода характерны черты позднего классицизма: обращение к формам античного зодчества как к эталону простоты, строгости и монументальности. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицизма. Фасады зданий отличались строгостью оформления.
Дом градоначальника в городе Севске
Великая Топаль. Усадьба
Здание на улице Красноармейской города Брянска
Это касалось не только жилых и общественных зданий, но и дворянских усадеб, утрачивавших дворцовый вид. При сохранении парадности вида зданий, они становятся скромнее. Примером может служить усадьба в Великой Топали (Клинцовский район) и усадьба Апраксиных в Брасове.
Примером застройки первой половины XIX века может служить сохранившаяся усадьба этого времени в городе Брянске. Здание состоит из жилого двухэтажного дома в шесть окон и находящегося справа флигеля.