Страницав первой

Архитектура Брянского края в первой половине XIX века

Иконостас работы В.Л. Боровиковского в селе Новая Романовка

Значительное эмоциональное воздействие на человека оказывали своим живописным ме­стоположением и архитектурным обликом зда­ний, и внутренним убранством, монастыри и храмы. Брянский край обладал (к сожалению, приходится во многих случаях говорить об этом в прошедшем времени, поскольку многие из них не сумели пережить выпавшие на них испытания] большим количеством не только значительных и интересных, но и выдающихся храмов.

В.Л. Боровиковский, Спаситель и Богоматерь. 1814-1815 гг. Третьяковская галерея. Из утраченного иконо­стаса Покровской церкви села Новая Романовка

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Город Мглин

Так, в Покровской церкви села Новая Рома-новка Мглинского уезда иконостас состоял из 26 [только 5 из них сохранились) икон, написанных по заказу местного помещика С.А. Лашкевича в 1814-1815 годах замечательным русским худож­ником В.Л. Боровиковским. Иконостас был сделан в виде триумфальной арки на четырёх колоннах с каждой стороны. Вверху арку украшали медальоны с изображением апостолов. Уникальным по кра­соте, тонкости и сложно­сти деревянной резьбы и высокому мастерству жи­вописных работ иконоста­сом (его даже называли «единственным в мире по красоте») выделялся Успенский собор Свенско-го монастыря. Славилась построенная и украшен­ная Мальцевыми Преоб­раженская церковь в селе Дятькове.

В память об избавле­нии города от разграбления наполеоновскими войска­ми жители Мглина решили построить собор. Строился он на пожертвования. Когда Александр I побывал в городе проездом из Санкт-Петербурга в Таганрог, пред­ставители от местного населения обратились к нему с прошением о помощи для завершения строительства. Царь обещал поддержку, но слово своё сдер­жать не смог, поскольку в ноябре 1825 года умер в Таганроге. Строительство храма завершилось только осенью 1830 года.

Да и другие православные храмы, даже более простые и скромные, игра­ли для верующих важную роль, укрепляя их нравственно, приобщая к красоте.

Первая половина XIX века для Брянского края знаменова­лась расширением каменного строительства промышленных, общественных и жилых зданий. Большая их часть, к сожалению, не дошла до наших дней. Для архитектуры этого периода ха­рактерны черты позднего клас­сицизма: обращение к формам ан­тичного зодчества как к эталону простоты, строгости и монумен­тальности. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицизма. Фасады зданий отличались строгостью оформления.

Дом градоначальника в городе Севске

Великая Топаль. Усадьба

Здание на улице Красноармейской города Брянска

Это касалось не только жилых и общественных зданий, но и дворянских усадеб, утрачивавших дворцовый вид. При сохранении парадности вида зданий, они становятся скромнее. Примером мо­жет служить усадьба в Великой Топали (Клинцовский район) и усадьба Апракси­ных в Брасове.

Примером застройки первой поло­вины XIX века может служить сохранив­шаяся усадьба этого времени в городе Брянске. Здание состоит из жилого двух­этажного дома в шесть окон и находяще­гося справа флигеля.