СтраницаВ ОТРАДНОМ

ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО В ОТРАДНОМ БРЯНЩИНА

Во все времена русские зодчие хорошо понимали роль архитектуры в пейзаже и значение пейзажа как составной, неотъемлемой части ар­хитектурной композиции. Все значительные постройки в селениях, а это главным образом были храмы, они располагали с большим искусством.

Над Десной, в селе Отрадном, среди боло­тистой местности было найдено возвышение, на котором построили церковь, ставшую глав­ным зданием села и ар­хитектурным акцентом в окружающем простран­стве поймы.

Село раньше называ­лось Голяжье, что связы­валось со словом «голь», так как жители села отли­чались крайней бедно­стью. После революции, когда «жить стало весе­лее», село переименова­ли в Отрадное.

На деревянном кресте, хранившемся в те «без­отрадные» годы в постро­енном «голью» храме, была надпись, повеству­ющая о том, что храм во имя великомученика Димитрия Солунского с приделом во имя священномученика Харлампия построен в 1755-1757 годах, а «освятился храм сей Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, святого великомученика Солунского при державе ...Государыни импе­ратрицы Елисаветы Петровны всея России... Святил сей храм города Брянска Покровского собора протопоп Алексей, усердием и тщанием и потреблением имущества благородной госпожи полковницы Анны Васильевны Алимовой...»

Храм каменный, бесстолпный, одноапсидный, в плане квадратный, с ше­стиугольным алтарем, с прямоугольной трапезной и с колокольней над вхо­дом. Начетверике церкви световой восьмерик, перекрытый сомкнутым сво­дом с купольной крышей и световым барабаном.

Архитектурная отделка фасадов скромная, но весьма любопытная. Веду­щий мотив ее — членение стен плоскими пилястрами, рисунок которых отдаленно напоминает свой прообраз — тосканский ордер, малого выноса карниз украшен лишь рельефной полоской древнерусского поребрика и прост в своих элементах.

Особенно своеобразны детали обрамлений окон и входов. В основе их форм заметны следы влияния архитектурного стиля барокко первой полови­ны XVIII века. Руки народных мастеров оставили о себе память в архитектуре церкви. Живой и свободный рисунок в духе древнего зодчества совместно с вольной трактовкой классических архитектурных форм и хорошей пропорцио­нальной слаженностью всех объемов и их частей сообщает памятнику жизне­радостное, оптимистическое «звучание».

Хорошо вписанный в ландшафт и сросшийся с ним в единое целое храм является прочным звеном в архитектурном ожерелье красавицы Десны.

Необходимо остановить его разрушение, изменить характер современ­ного использования и возвратить памятнику первозданный облик.