ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО В ОТРАДНОМ БРЯНЩИНА
Во все времена русские зодчие хорошо понимали роль архитектуры в пейзаже и значение пейзажа как составной, неотъемлемой части архитектурной композиции. Все значительные постройки в селениях, а это главным образом были храмы, они располагали с большим искусством.
Над Десной, в селе Отрадном, среди болотистой местности было найдено возвышение, на котором построили церковь, ставшую главным зданием села и архитектурным акцентом в окружающем пространстве поймы.
Село раньше называлось Голяжье, что связывалось со словом «голь», так как жители села отличались крайней бедностью. После революции, когда «жить стало веселее», село переименовали в Отрадное.
На деревянном кресте, хранившемся в те «безотрадные» годы в построенном «голью» храме, была надпись, повествующая о том, что храм во имя великомученика Димитрия Солунского с приделом во имя священномученика Харлампия построен в 1755-1757 годах, а «освятился храм сей Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, святого великомученика Солунского при державе ...Государыни императрицы Елисаветы Петровны всея России... Святил сей храм города Брянска Покровского собора протопоп Алексей, усердием и тщанием и потреблением имущества благородной госпожи полковницы Анны Васильевны Алимовой...»
Храм каменный, бесстолпный, одноапсидный, в плане квадратный, с шестиугольным алтарем, с прямоугольной трапезной и с колокольней над входом. Начетверике церкви световой восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом с купольной крышей и световым барабаном.
Архитектурная отделка фасадов скромная, но весьма любопытная. Ведущий мотив ее — членение стен плоскими пилястрами, рисунок которых отдаленно напоминает свой прообраз — тосканский ордер, малого выноса карниз украшен лишь рельефной полоской древнерусского поребрика и прост в своих элементах.
Особенно своеобразны детали обрамлений окон и входов. В основе их форм заметны следы влияния архитектурного стиля барокко первой половины XVIII века. Руки народных мастеров оставили о себе память в архитектуре церкви. Живой и свободный рисунок в духе древнего зодчества совместно с вольной трактовкой классических архитектурных форм и хорошей пропорциональной слаженностью всех объемов и их частей сообщает памятнику жизнерадостное, оптимистическое «звучание».
Хорошо вписанный в ландшафт и сросшийся с ним в единое целое храм является прочным звеном в архитектурном ожерелье красавицы Десны.
Необходимо остановить его разрушение, изменить характер современного использования и возвратить памятнику первозданный облик.