КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В НОВОСЕЛКАХ БРЯНЩИНА
НОВОСЕЛКИ. Казанская церковь, сер. XIX в.
Еще издали при приближении к селу возникает чудное виденье, «плывущее» над равниной Судости и господствующее над ней, над застройкой села и, кажется, в небе. Конечно, это изящнейший каменный храм во имя Казанской Божией Матери.
Не найдено документальных данных о дате построения храма. Язы к его архитектурных форм дает основание считать временем создания последнюю третьXVIII века. Поклонник красоты и всего изящного, XVIII век оставил отпечаток своих вкусов и на Брянской земле. Мы знаем, хотя и не видим ныне, что еще до 1920-х годов здесь существовал целый архитектурный ансамбль, состоявший из двух каменных храмов: поныне сохранившейся в израненном виде церкви Казанской Божией Матери и построенной в 1851 году Петром Павловичем Небольсиным — местным помещиком — Петропавловской церкви. Какой была архитектура этой последней, можно лишь догадываться.
Церковь Казанской Божией Матери построена помещиком Василием Александровичем Небольсиным. Храм имел четыре алтаря: главный — во имя Казанской Божией Матери и три придельных — во имя Святителя и Чудотворца Николая, Владимирской Божией Матери и святых патриархов Александрийских Кирилла и Афанасия.
По своему типу храм бесстолпный, одноапсидный, одноглавый «восьмерик на четверике», с четырехъярусной колокольней в одной связи с церковью.
Пространственное построение памятника — это хорошо найденные соотношения его основных масс: объема церкви, грандиозной колокольни и низкихтрапезной и алтаря. Выразительность архитектуры церкви достигнута за счет простых, но изящных соотношений как в целом, так и в отдельных частях. Красивы пропорции колокольни и объема церкви, находящихся друг от друга на хорошо найденном расстоянии. Силуэты этих основных частей богаты разнообразием линий и форм.
Фасады храма отражают архитектуру переходного периода от стиля русское барокко к раннему классицизму. На смену живописным, игривым формам барокко пришли более строгие классицистические элементы членении и декора. Хотя формы наличников у проемов, укрепление углов пучками пилястр и лопаток, сложная форма главы над церковью и общая живописность объемных сочетаний — явные следы стиля барокко.