СтраницаВ НОВОСЕЛКАХ

КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В НОВОСЕЛКАХ БРЯНЩИНА

НОВОСЕЛКИ. Казанская церковь, сер. XIX в.

Еще издали при приближении к селу возникает чудное виденье, «плы­вущее» над равниной Судости и господствующее над ней, над заст­ройкой села и, кажется, в небе. Конечно, это изящнейший каменный храм во имя Казанской Божией Матери.

Не найдено доку­ментальных данных о дате построения храма. Язы к его архитектурных форм дает основание считать временем со­здания последнюю третьXVIII века. Поклон­ник красоты и всего изящного, XVIII век ос­тавил отпечаток своих вкусов и на Брянской земле. Мы знаем, хотя и не видим ныне, что еще до 1920-х годов здесь существовал це­лый архитектурный ан­самбль, состоявший из двух каменных храмов: поныне сохранившей­ся в израненном виде церкви Казанской Бо­жией Матери и постро­енной в 1851 году Пет­ром Павловичем Небольсиным — местным помещиком — Петропавловской церкви. Какой была архитектура этой последней, можно лишь догадываться.

Церковь Казанской Божией Матери построена помещиком Василием Алек­сандровичем Небольсиным. Храм имел четыре алтаря: главный — во имя Казанской Божией Матери и три придельных — во имя Святителя и Чудо­творца Николая, Владимирской Божией Матери и святых патриархов Алек­сандрийских Кирилла и Афанасия.

По своему типу храм бесстолпный, одноапсидный, одноглавый «восьмерик на четверике», с четырехъярусной колокольней в одной связи с церковью.

Пространственное построение памятника — это хорошо найденные со­отношения его основных масс: объема церкви, грандиозной колокольни и низкихтрапезной и алтаря. Выразительность архитектуры церкви достигну­та за счет простых, но изящных соотношений как в целом, так и в отдельных частях. Красивы пропорции колокольни и объема церкви, находящихся друг от друга на хорошо найденном расстоянии. Силуэты этих основных частей богаты разнообразием линий и форм.

Фасады храма отражают архитектуру переходного периода от стиля рус­ское барокко к раннему классицизму. На смену живописным, игривым фор­мам барокко пришли более строгие классицистические элементы члене­нии и декора. Хотя формы наличников у проемов, укрепление углов пучка­ми пилястр и лопаток, сложная форма главы над церковью и общая живо­писность объемных сочетаний — явные следы стиля барокко.