СтраницаВ ИВОТЕ

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ИВОТЕ БРЯНЩИНА

Ивот. Покровская церковь, кон.  XIX в.

Поселение Ивот известно с XIII века. При Петре Великом окруженное дремучими лесами село сделалось убежищем беглых монахов и крестьян. В 1785 году Мальцов построил в Ивоте стекольный завод. Небольшой поселок увеличился за счет крепостных Мальцова и беглых крестьян. Деревянный храм в честь Покрова Божией Матери был построен в 1881 году. Через два года его расширили боковыми приделами. Но этого оказа­лось мало. Пришлось товариществу Мальцовских заводов в начале XX века строить новый храм, Решили его построить одним из крупнейших в уезде.

Расположенный на самом высоком месте поселка, против завода, свои­ми внушительными размерами (34 на 48 метров в плане), импозантной и торжественной архитектурой, красивым силуэтом и нарядностью фасадов он до сих пор занимает господствующее положение в застройке Ивота.

Но судьба храма оказалась трагичной. Первая мировая война остановила строительство. До сих пор эта постройка, выполненная в стенах и покрытиях, ждет своего часа.

Строителям нужен был кирпич — его пытались добывать на недостроен­ном соборе. Прочность кладки не давала целых кирпичей, не гнушались и даровой щебенкой. Таким образом уничтожены дюжина прекрасно выпол­ненных из лекального кирпича колонн портиков трех фасадов, верхняя часть колокольни, стены алтарной апсиды.

Что же представляет со­бой недостроенный храм По­крова Богородицы? В плане он имеет крещатую форму, вытянутую с запада на вос­ток, с приделами — ветвя­ми креста на юг и север. Просторный алтарь с по­лукруглой апсидой при­мыкает к церковному залу с востока. Приде­лы, алтарь и трапезная широкими проемами открыты в зал.

Интерьер, зали­тый светом через двенадцать окон подкупольного ба­рабана, производит внушительное впе­чатление грандиоз­ностью простора вверх, к небу, и во все стороны, Глав­ный, западный вход в храм выполнен в виде глубокой ниши. Его торжественно подчеркивали две колонны, встречавшие посетителя, точно стражи храма. Над фасадом взлетает вверх пленяющая изяществом форм и соотношени­ем частей колокольня, увенчанная куполком и высоким шпилем с крестом (не сохранились). При всей ее красоте колокольня, однако, подчинена мощ­ному световому барабану церкви — основному ядру всей композиции па­мятника. Его впечатляющие размеры и богатство декора утверждают гла­венство этой части храма. Барабан окаймлен аркадой окон, простенки меж­ду которыми украшены деликатного рисунка пилястрами с ширинковым фри­зом над ними.

Стиль архитектуры Покровской церкви в Ивоте отражает архитектурное безвременье начала XX века. В то время существовало несколько направ­лений в поисках путей развития национальной архитектуры. Наиболее за­метные из них — это неоклассицизм, модерн, новорусская, или псевдорус­ская архитектура.

Композиция масс и основных форм (архитектурные ордера колонн и пи­лястр) — это безусловное следование принципам классицизма, который более чем за полвека до начала строительства храма прекратил свое суще­ствование, но, как видим на примере ивотского храма, не утратил влияния на умы и вкусы архитекторов и их заказчиков. Орнаментальные украшения (кокошники барабана, фриз из ширинок над аркадой окон, пропорции и ри­сунок пилястр барабана) — следы влияния древнерусской архитектуры.