КОСМОДАМИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В БАРЫШЬЕ
Барышье. Космодамианская церковь, нач. 19 века
Село Барышье (Брянский район) расположено на левом берегу Судо-сти на равнинном месте. По преданию, село получило свое название (Борис-село) от имени некогда жившей в этом селении богатой и благочестивой боярышни Матрены Борисовны Самородской. В писцовых книгах царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета Никитича в числе разоренных и разграбленных литовскими людьми церквей Брянского уезда упоминается и Космодамианская церковь. В церковной ведомости за 1831 год значится, что «Космодамианская церковь с. Барышья с приделом сгятого Алексея Митрополита Московского, зданием деревянная, с таковою же колокольнею, крышею и фундаментом, построенная в 1744 году приходским помещиком Петром Афанасьевичем Бахтиным, пришла в ветхость». Вместо нее помещиком Михаилом Петровичем Бахтиным построен был в 1829-1834 годах новый храм, каменный, во имя святых чудотворцев Космы и Дамиана.
Любопытное предание о строительстве храма приведено в книге «Историческое описание церквей и монастырей Орловской епархии» (Орел, 1905 г.). Помещик М.П. Бахтин притеснял местного священника и не радел о храме Божием. Когда село посетил преосвященный Никодим, то помещик, чтобы смягчить возможный упрек со стороны Никодима, обратился к нему с просьбой — разрешить ему подвести под храм каменный фундамент. «Неудобно ветхий храм возводить на каменный —
фундамент тому, у кого находятся каменные сараи для животных, служащих предметом чувственных удовольствий и суетной славы» (разумелись конюшни и псарные сараи. — В.Г.), — строго заметил владыка. Бахтин выразил желание построить новый храм, каменный, который и был освящен в 1834 году. В 1874 году обнесен новой каменной оградой, деревянная решетка которой в 1899 году заменена металлической, «в память священного коронования Их Императорских Величеств». В церковной ограде сохранилась могила строителя храма с мраморным памятником М.П.Бахтину.
Архитектура храма в Барышье принадлежит стилю позднего клас-сицизма, иногда называемому стилем ампир. Господствующим элементом его пространственного построения является высокий куб собственно церкви, увенчанный массивным круглым световым барабаном с полушарием купола. К боковым сторонам куба примыкали ныне утраченные четырехколонные портики. Не сохранились также и завершения куполов церкви и колокольни, утрачены многие архитектурные детали.
Необычна своей формой монументальная выразительная колокольня, весьма ладно скомпонованная и слитая с архитектурой церкви единством характерно скупых и плоских деталей скромного декоративного убранства.
Космодамианская церковь — это прекрасный пример архитектуры позднего русского классицизма на Брянской земле. Потеря такого высокохудожественного памятника будет непростительна для нашего поколения. Его надо обязательно спасти! Вернуть былую красу и гордость.