Страницаусадеб

САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО УСАДЕБ БРЯНЩИНЫ

Ещё в глубокой древности человечество освоило искусство разбивать сады и создавать парки. Из­вестны описания садов Древнего Египта и Месо­потамии. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне, разбитые в VII веке до нашей эры на террасах, соединённых лестницами, причислены к семи чудесам света.

Мы уже с вами знаем, что садово-парковое искусство нашей страны известно с глубокой древности. Но особый подъём организован­ные природные зоны переживают в эпоху Петра I, когда в культуру России начинают активно проникать западные веяния.

В Санкт-Петербурге по замыслу Петра I в 1704 году был разбит Летний сад со скульп­турным убранством и первыми в России фонтанами. Образцом для него послужили регулярные сады Европы. Рядом с новой столицей задумываются и первые пригород­ные дворцово-парковые ансамбли — Петергоф и Стрельна.

Со временем по всей России начинают по­являться дворянские усадьбы, неотъемлемой частью которых становится парк. Классиче­ские формы усадебных построек оказались близкими именно в сельской среде, неотде­лимой от картин русской природы. Выделяв­шиеся на местности усадебные дома вместе с церковью располагались в живописных местах. Использование водоёмов и разного рода водных устройств — фонтанов, ручьёв, прудов, а также искусное использование ре­льефа местности являлись характерными чер­тами русских садово-парковых усадебных ансамблей.

В Западной Европе к тому времени сложи­лись определённые многообразные приёмы садово-паркового искусства, которые подчи­нялись двум основным принципам — регу­лярному (геометрическому) или пейзажному (имитирующему естественный ландшафт).

Традиции регулярного парка, основанные на параллельности и симметрии, получили блестящее воплощение во Франции (Версаль), отсюда и пошло название французский парк.

Другое направление, более позднее по времени и тяготеющее к естественности композиции («как в природе»), развивалось в Англии и стало именоваться английский парк (парк Стоу в Бекингемшире)

В Брянском крае на протяжении XVIII-XIX веков были созданы замечательные памятники садово-паркового искусства. Они являются неотъемлемыми страницами истории русской культуры. Среди них есть и весьма скромные, и эффектные, и помпезно-великолепные. Но по замыслу и исполнению некоторые из них не уступают лучшим сто­личным образцам.

Большинство усадебных парков не дошло до нас в первозданном виде. Но по сохранив­шимся элементам, а также по литературным источникам можно судить о мастерстве при­глашённых архитекторов, которые умело ис­пользовали оба планировочных направления (регулярное и пейзажное), часто оригинально сочетая их в одном парке и создавая тем самым интересные композиционные построения.

На генеральном плане усадьбы П.А. Ру­мянцева-Задунайского (именно при нём со­оружается храм и создаётся парк) можно рассмотреть исторически сложившуюся классическую традицию устройства русской усадьбы. Дом непременно украшен шестико-лонным портиком . Перед до­мом — парадный двор, слева — флигель , впереди и несколько в стороне — каменная церковь (памятник архитектуры вто­рой половины XVIII века), за домом — парк, с трёх сторон окружённый фруктовым садом.

Великотопальский парк представляет собой классический пример небольшого (3,5 га) ре­гулярного парка, особенность которого — ис­пользование не только экзотов но и местных пород деревьев (сохранились огромные липы—живые свидетели того дав­него времени). Пять прямых аллей в пересе­чении с тремя поперечными образовывали простой геометрический узор парка. До наших дней не дошли участки, прилегающие к дому, но уцелевшие отдельные группы деревьев и сегодня поддерживают направление аллей и говорят о разнообразии видов растений, полу­чивших здесь распространение. Сегодня про­сматриваются три продольные аллеи, ведущие своё начало от дома, флигеля и церкви.

Своеобразная, уникальная в своём роде парковая композиция заложена в усадьбе Ла­комая Буда Климовского района. Парк был задуман как памятник Отечественной войне 1812 года. Небольшая ровная территория рас­членена системой прямых аллей, создающих рисунок, который условно изображает щит и меч — символы победоносной защиты Отече­ства. Все аллеи, образующие патриотический символ, обсажены только липами, что необ­ходимо для восприятия единства композиции.

Система дорожек образует восьмиугольник (щит), вертикально к нему расположенная прямая аллея (ось всей ком­позиции парка) символизирует рукоять меча с эфесом и лезвием. Остриём «меч» упирается в Малый пруд, который и замыкает перспективу главной аллеи. Несомненное очарование ансамблю придают водоёмы. Бла­годаря плотине, которая перегородила речку, образовался Большой пруд с островком по­средине, так же искусственно был образован и Малый пруд.

Один из самых живописных парков Брян-щины, в устройстве которого удачно сочета­лись две системы планировки — регулярная и пейзажная, сложился на рубеже XVIII-XIX веков в селе Рёвны Навлинского района.

К сожалению, до нашего времени не дошли ни большой усадебный дом, ни архитектура малых форм, ни скульптуры, украшавшие садово-парковый ансамбль. В период немец­кой оккупации было разрушено всё, что со­хранилось на тот момент.

С усадьбой связано имя русского писателя К.Г. Паустовского. Здешние места оказали влияние на его творчество. В своей «Повести о жизни» он так описывает парк: «Всёлето я прожил в Рёвнах... среди дремучих Брянских лесов, в старинном и обширном парке, что никто не знал, где он кончается и переходит в лес... Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трога­тельно живописной со всей своей грустью, спокойствием и простором, как средняя полоса России».

Романтический дух старого парка, храня­щего остатки аллейных посадок, которые не­когда носили поэтические названия («Аллея вздохов», «Аллея любви»), и естественная красота и живописность этих мест и сегод­ня привлекают туда любителей природы и истории. Неспроста здесь бытует предание о том, что огромный дуб, стоящий на взго­рье у нынешнего лесничества, был посажен собственноручно Петром I.

Многие дворянские усадьбы Брянского края, включающие в себя памятники архи­тектуры и садово-паркового искусства, были не только центрами хозяйственной деятель­ности помещиков, но и заметными очагами культуры. Живописная природа нашего края вдохновляла поэтов и живописцев, архитек­торов и музыкантов. В бывшей усадьбе дво­рян Масловых, расположенной в д. Селище (Навлинский район), бывали художник-пере­движник В.Е. Маковский, композитор СИ. Танеев, супруга великого русского писателя Л.Н. Толстого Софья Андреевна. В усадьбе Хотылёво княгини М.К. Тенишевой отдыхал и работал М. А. Врубель; а в Брасовском имении великого князя Михаила (брата последнего русского царя) — СЮ. Жуковский.

Органичное слияние архитектуры с при­родным пейзажем стало замечательной чертой русской усадебной культуры. Это качество прекрасно демонстрируют сохра­нившиеся садово-парковые усадебные ан­самбли Брянского края. Они представляют историческую и художественную ценность, помогая восприятию образов паркового ис­кусства прошлого.

Усадьба с. Рёвны Навлинского района. С 2010 года Рёвенской парк является памятником природы регионального значения

Усадебный дом Тенишевых в Хотылёво (архитектор Н.Д. Прокофьев) не сохранился