СтраницаУсадьба Тенишевых

Усадьба Тенишевых Брянщина

В полутора десятках километров вверх от Брянска на правом высо­ком берегу Десны находится парк бывшей усадьбы Тенишевых. Парк как часть усадьбы занимает центральное положение в застрой­ке села Хотылева, раскинувшегося живописно и прихотливо. Территория усадьбы связана с богатой и интересной историей села. Три столетия это была вотчина рода Тютчевых. В XIX веке усадьба перешла в собственность князя Тенишева.

Вячеслав Николаевич Тенишев был незаурядной фигурой в России пос­ледней четверти XIX века. Образованный, опытный и энергичный инженер, он совместно с разбогатевшими предпринимателями П.И. Губониным и В.Ф. Голубевым учредили в июле 1873 года «Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода» (ныне Брян­ский машиностроительный завод). На Тенишеве лежало все инженерно-тех­ническое руководство заводом. Его знания и энергия способствовали тому, что завод быстро вырос и уже к 1900 году занял второе после петербургского Путиловского завода место в России по объему выпускаемой продукции.

Кроме этой практической инженерной работы Тенишев занимался науч­ной деятельностью в области математики и особенно этнографии, выпустил ряд книг и был председателем организованного по его инициативе «этно­графического бюро» — по сбору и изучению этнографических сведений о

жизни и быте крестьян. Известна его попытка организации «Свободной шко­лы» в Петербурге.

Жена хозяина усадьбы — Мария Клавдиевна Тенишева — была видной меценаткой и художницей-прикладником, собирательницей коллекции рус­ского прикладного искусства. Она стала создательницей и основательницей Смоленского музея, подаренного ею городу, и художественной мастерской в селе Талашкине (ныне музей-усадьба «Талашкино» Смоленской области). Весьма крупная и значительная коллекция была подарена ею Московскому музею археологии.

В столице и в Талашкине М.К. Тенишева была окружена видными русски­ми художниками. Ее круг составляли С. Малютин, Н. Рерих, В. Серов, В. Поле­нов, М. Врубель, К. Коровин и другие. Некоторые из них посещали ее в Хоты­леве и работали здесь. В Хотылеве М.А. Врубель написал своего знаменито­го «Пана». По свидетельству Б.К. Яновского, «пейзаж на картине взят с нату­ры: это вид с террасы Хотылевского дворца на открывающиеся дали». В Хотылеве бывал и великий русский художник И.Е. Репин. Он написал здесь несколько этюдов и сделал ряд рисунков, ныне хранящихся в фондах Госу­дарственной Третьяковской галереи. Также, как и Врубель, Репин не остал­ся равнодушным кдеснянской красоте, открывавшейся здесь взору.

Для удобства связи усадьбы с Бежицей В.Н. Тенишевым была построена платформа «Хотылево» на Риго-Орловской железной дороге. От нее про­ложена шлаковая дорога и сооружен стальной мост через Десну. Этот мост был разрушен во время Великой Отечественной войны. (После смерти В.Н. Тенишева в 1903 году усадьба стала собственностью Марии Граббе).

Многие жители села являлись рабочими Брянского завода. Некоторые из них принимали активное участие в революционном движении. Не чуждо революционным веяниям было и хотылевское крестьянство. В 1905 году усадьба явилась объектом гнева угнетенного крестьянства. Это выразилось, в частности, в поджоге «Летнего дома», который с тех пор прекратил свое существование.

В настоящее время селоХотылево является одним из передовых в сель­скохозяйственном производстве и в развитии культуры сельских поселений Брянского района.

Но вернемся к парку. Покинув вагон электрички на платформе «Хотыле-во» и пройдя полосу соснового леса, наполненного голосами пионеров, от­дыхающих здесь в своем лагере, выходишь на широкий простор Деснян-ской поймы. Благоуханные луга с зарослями тальника по берегу разбегают­ся влево и вправо в бескрайнюю даль. На противоположном берегу Десны, среди уходящих за горизонт всхолмленных полей, зеленым сказочным двор­цом высится парк. Взор сразу же приковывается к нему. Возникает желание направиться туда — что-то интригующее и немножко загадочное влечет под его «лесов таинственную сень».

Парк заложен в начале XIX века и реконструирован при участии М.К. Тени-шевой в 1890-х годах. Он невелик по площади, всего 9 гектаров. В плане представляет собой вытянутую вдоль берега фигуру, заключенную между застройкой села и Десной. Начинаясь у сельской площади, от стен бывшей Преображенской церкви (редкий в нашем крае памятник архитектуры «ели­заветинского барокко», построенный Фаддеем Тютчевым в 1763 году), парк спускается по крутосклону берега к водному зеркалу Десны. Словно желая полюбоваться своим отражением, деревья «толпятся» у самой реки, а не­которые даже спустились в воду.

Планировка парка смешанная и состоит из двух зон: регулярной и ланд­шафтной. Зоны определены рельефом местности. Верхняя зона, где рас­полагается часть парка и остатки усадьбы, имеет регулярную планировку.

Композицию парка «держит» поперечная аллея. Она связывает «желез­ные ворота» входа в парк с сельской площади и берег Десны с некогда бывшей там пристанью катеров. Поперек аллеи, примерно в середине ее, располагался барский дом. Одноэтажный и нарядный, он был построен во второй половине XIX столетия в духе загородных итальянских вилл эпохи Возрождения (с налетом той провинциальной декоративности, которой от­личались западноевропейские постройки третьей четверти XIX века и кото­рая давала повод называть этот стиль «венским ренессансом»). Хотылев-ский дом был сожжен гитлеровцами во время их кратковременного хозяй­ничанья здесь.

Перед домом поперечная аллея пересекается двумя продольными ал­леями. Первая, длиною 350 метров, соединяет верхний парк с хозяйствен­ным двором и фруктовым садом, расположенным в левой части усадьбы. Вторая основная продольная аллея пересекает перед фасадом всю терри-

торию усадьбы, от западной окраины через фруктовый сад устремляясь к березовой роще и далее к полям. Двумя арочными романтичными мости­ками она перекидывается через овраги, спускающиеся к реке.

Дом был открыт в сторону сельской площади парадным «зеленым за­лом» — окруженным стеной зелени узким (ширина 25 метров) цветочным партером. Парковым фасадом дом смотрел на реку. Перед ним полукруглая площадка, от которой начинается гранитная лестница спуска к реке. В верх­ней части лестницы — грот. В него можно войти и отдохнуть в прохладе. Отсюда красивый вид на Десну.

Склон берега и нижняя прибрежная зона имеют ландшафтную плани­ровку с небольшим числом троп и дорожкой вдоль берега реки. Здесь же располагался «рыбный пруд» (не сохранился). Его чаша находилась несколь-~-ковыше уровня Десны. Дорожка соединяла пруд с поперечной аллеей и далее* в правой части парка, выходила на подъездную дорогу к мосту. Она дважды поперечными дорожками, ныряющими на дне оврагов под арки мостиков, соединялась с верхним парком.

Таким образом, архитектурно-планировочная композиция парка логич­но сочетает регулярные устройства с «натуральными», четкие прямые ал­леи, «зеленые залы» и «кабинеты» — с прихотливо вьющимися дорожка­ми, со свободной планировкой, приближенной к живой природе. Центр ком­позиции — это упомянутый выше «зеленый зал» цветочного партера перед домом усадьбы. Слева от него, если смотреть от «железных ворот», попе­речные аллеи, соединенные между собой тремя короткими прямыми алле­ями, образуют еще три зеленых зала, обрамленных плотными рядами вы­соких лип. Здесь на лужайках размещались игровые и спортивные площад­ки: русская лапта, лаун-теннис, крокет и другие. Перед средним из этих за­лов находится открытая, на возвышении, поляна. На ней стоял «Летний дом». Справа от партера располагались службы и фруктовый сад*.

Не считая нескольких хозяйственных построек бывшей усадьбы, на тер­ритории парка сохранились отдельные элементы парковой архитектуры: «железные ворота», две гранитные лестницы веранд главного дома, гра­нитный (с гротом) лестничный спуск к реке, один арочный каменный мост через овраг. Характер их архитектуры общий с архитектурой дома.

Парк имеет разнообразное по видам растений озеленение. Раньше пло­щадь цветочного партера перед домом обрамлялась рядами лиственниц, десятью туями (по пяти с каждой продольной стороны) и серебристыми еля­ми. Ныне это экзотическое обрамление утрачено. По аллеям — однопород-ная посадка из лип. Ландшафтную часть парка украшают местные породы деревьев и кустарников: липа, клен остролистный, дуб черешчатый, тополи черный и берлинский, ольха, осина, береза, ель обыкновенная, сосна, ли­ственница, черемуха, сирень, бузина и другие. Встречаются экземпляры сосны кедровой сибирской.

Хотылевский парк — это парк внешних видов. Регулярная часть его уме­ренно парадная и уютно замкнутая в прямоугольные зеленые стены аллей. Ландшафтная же часть во многих местах открывается разрывами и «окнами» в зелени на реку и заречье, направляя внимание зрителя на отдельные виды широкого деснянского пейзажа. С площадки «Летнего дома» открывается вид сверху на «рыбный пруд», нижний парк и на уходящую вдаль пойму с серебряным изгибом реки.

Аллея лестницы торжественно показывает Десну «в упор» на коротком участке, вписанном в ажурную раму из ветвей деревьев, как бы приглашая приблизиться к ней. Поперечные дорожки, спускающиеся пологам, откры­вают новые и разные виды, обрамленные полукруглыми арками мостов, переброшенных над оврагами. Извивающаяся прибрежная дорожка на своих поворотах заставляет взглянуть вдоль Десны в голубую даль. Такое включе­ние внешних видов в парк необыкновенно обогащает его содержание, как бы раздвигает его границы далеко, далеко.

К сожалению, современное состояние парка внушает тревогу за его буду­щую судьбу. Бессмысленно разрушается красивая лестница и другие парко­вые сооружения. Исчезают ценные деревья, заменяясь случайной порослью. Руководство сельского производственно-технического училища, в ведении которого находится парк, рассматривает его территорию как резервную для строительства своих зданий. Учебный корпус, клуб и ряд хозяйственных по­строек расположены в парке. Предусматривается строительство жилых до­мов и других зданий училища. Думается, что это неразумно и недопустимо: для нового строительства у нас еще достаточно свободной территории.

Чтобы ограничить использование парка под застройку, необходимо срочно установить охранную зону парка как ценного памятника. Парк в Хотылеве, пожалуй, единственный пример в Брянском крае террасного прибрежного парка со своеобразной планировкой, активно включающей в свою компо­зицию внешние виды отмеченных незаурядной красотой окрестностей. Надо его сохранить.

А.В. Городков,
доктор с/х наук, профессор БГИТА,
председатель Брянского регионального отделения
Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры

XVIII век Усадьба Тенишевых в Хотылеве