СтраницаУровень

Уровень образования чиновников в Брянске

Орден Святого Равно­апостольного князя Владимира

Дворянство в большинстве своем крайне не­охотно использовало предоставленные ему воз­можности служить в органах губернского само­управления, поэтому новый император Александр I намеревался найти себе опору не только в дво­рянстве, но и в бюрократии - в той социальной группе, которая получала за службу жалованье и всецело зависела от царской милости.

Со времён Петра I дворянство, традицион­но предпочитавшее военную службу граждан­ской, привлекалось государством для исполнения управленческих обязанностей. При Екатерине II в 1782 году даже был учреждён орден Святого Рав­ноапостольного князя Владимира, существовав­ший в 4-х степенях, которым награждали не толь­ко военных чинов, но и гражданских служащих.

Правда получить орден мог чиновник не ниже 7 класса по Табели о рангах (надво'рный советник в гражданской службе или подполковник в армии, войсковой старшина у казаков), однако с 1787 года 4-ю орденскую степень стали давать и за 35-летнюю беспорочную службу.

Четырех первых класса чиновничьей лестницы нельзя было достичь путем простого продвижения по службе, т. к. они принадлежали потом­ственному дворянству. Назначения делал лично царь. Чины же от 14-го по

5-й были доступны в результате обычного служебного продви­жения (через три года в низших чинах, через четыре - в высших). Продвижение могло быть ускоре­но за выдающиеся заслуги.

Александр I. Российский император 1801-1825 гг.       

Многие дворяне вступление в ряды чиновников считали для себя не­уместным, и ряды служащих пополняли представители других сословий. Присутственные места заполняли по «праву происхождения» дети свя­щенников и диаконов, купцов первой гильдии, дети солдат, выслуживших­ся в офицеры (обер-офицерские), дети чиновников низших рангов, а также мещане и однодворцы. Все остальные категории населения, как указыва­лось в «Уставе о службе гражданской», на службу поступать не могли.

В начале XIX века уровень образования чиновников был очень невы­соким, что прежде всего, являлось следствием отсутствия сети учебных заведений. Вспомните, в учебном пособии для 8 класса говорилось о том, что в 1786 году императрица Екатерина II утвердила «Устав народных учи­лищ», согласно которому каждый уездный город теперь должен был иметь малое народное училище, в котором преподавалось чтение, письмо, начала арифметики. Из-за отсутствия средств в Брянске малое народное училище было открыто только 28 октября 1789 года.

Широкое распространение в дворянских семьях Брянского края по­лучило домашнее воспитание с помощью учителей, гувернёров и гувер­нанток, приглашавшихся для обучения несовершеннолетних детей. Круп­нопоместное дворянство, которого было совсем немного на этой территории, в боль­шинстве случаев приглашало образованных иностранцев и русских учителей, а средне-поместное и, тем более, мелкопоместное не располагало такими возможностями, и об­учение их детей в имениях велось на более низком уровне.

В именном царском указе «Об устрой­стве училищ» от 24 января 1803 года, уста­навливалось, что ни в какой губернии, об­ладавшей «училищной частью», никто не будет определен к гражданской должности, требующей юридических и других познаний, не окончив учения в общественном или част- ном училище. На введение этого правила от- водилось пять лет, после чего оно полностью вступало в силу. Смысл этой статьи постановления заключался в том, что­бы обеспечить гражданскую службу способными и образованными чинов­никами. Предполагалось также, что дворянство воспользуется открытием университетов, гимназий и училищ, предпочтя иностранным гувернёрам российскую систему обучения.

Однако надежды не оправдались и дворянство, призванное служить примером для всех других сословий, меньше всех приняло участие в деле подготовки новых отечественных образованных кадров для государствен­ной службы. Результатом стало то, что чиновники получали очередное по­вышение и награды не за отличные познания в сфере, которой они занима­лись, не за конкретные заслуги, а по продолжительности занятия тех или иных должностей.

В результате, даже в середине XIX века, по сохранившимся сведениям, в Орловской губернии присутственные места были «наполнены людьми недостаточно грамотными и приискание чиновников для занятия долж­ностей, требующих нужных познаний, умения излагать бумаги и вести делопроизводство сопряжено с большими затруднениями, от этого очень много терпит служба».

По мнению современников, в первой половине XIX века губернская администрация была дезорганизована и коррумпирована. Частично это было связано с военными событиями начала нового столетия, длительной отлучкой из страны Александра I, который находился в действующей ар­мии, но главным образом - с несовершенством законодательства, низкой культурой местной администрации и её фактической безнаказанностью.

Александр I в начале своего правления не оставлял надежд на улуч­шение различных сфер общественной жизни и вслед за изменениями в об­ласти образования подписал 6 августа 1809 года именной указ Правительствующему Сенату «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в нау­ках для производства в коллежские асессоры и статские советники». Автором этого доку­мента являлся главный на тот момент со­ветник императора в государственных делах граф Михаил Михайлович Сперанский.

Портрет Михаила Михайловича Сперанского