Уклад крестьянской жизни. Брянщина
Старый сруб, покрытый дранью Мазанка, околица
Уклад жизни крестьян менялся также очень медленно. Трудовой день по-прежнему начинался рано: летом с восходом солнца, а зимой задолго до рассвета. Основой сельской жизни был крестьянский двор, состоявший (за небольшим исключением) из большого семейства, где родители жили под одной крышей с женатыми и неженатыми сыновьями, незамужними дочерьми.
Чем крупнее был двор, тем легче ему было справляться в краткий, четырёх-шестимесячный период, отведённый природой средней полосы на производство полевых работ. Такой двор содержал больше скота, мог возделать больше земли. Спаянность хозяйства основывалась на совместном труде под руководством главы семейства.
Крестьянские строения состояли из небольшой и низкой по высоте деревянной избы (в простонародье называли «хатами»), амбара, скотного сарая, погреба, гумна и бани. Последние были не у всех. Часто топили бани по очереди с соседями.
Избы рубились из брёвен, в лесных районах крыши были покрыты дранью, а в остальных чаще соломой, что являлось причиной частых пожаров. В здешних местах они были опустошительны из-за того, что крестьяне не имели вокруг домов садов или деревьев, как в южных районах Черниговской губернии. Поэтому огонь распространялся быстро от строения к строению.
В уездах Брянского края, относящихся тогда к Черниговской губернии, можно было встретить мазанки - тип дома, характерный для Малороссии. Они были с трубой, но без полов. Стены такого дома состояли из деревянного каркаса (тонкие ветки) или сырцового кирпича и обмазывались глиной как с внешней, так и с внутренней стороны, а затем покрывались известью.
В большинстве крестьянских жилищ на протяжении всего XIX века продолжали отсутствовать печи с трубой. Дело было не только и даже не столько в сложности их изготовления.
С. Виноградов. В избе.
А.Г. Венецианов. Гумно
Многие крестьяне были убеждены, что «чёрная», или курная (без трубы) изба суше белой (с трубой). В «чёрной» избе вверху было прорублено окно для выхода дыма. Дополнительно, когда затопится печь, отворялась дверь или окно. Приток свежего воздуха очищал атмосферу тесного жилища, в котором находилась не только большая крестьянская семья, но и часто телёнок или ягнята, которых надо было некоторое время после рождения держать в тепле. Однако при этом стены таких изб, одежда людей постоянно были покрыты копотью.
Внутреннее убранство избы не отличалось разнообразием. Напротив двери в одном углу находилась печь, в другом - сундук или ящик, над которым размещались полки с посудой. Печь редко выкладывалась из кирпича из-за его дороговизны. Чаще её изготавливали из глины, делая свод на деревянных обручах, которые затем после высыхания выжигали. Несколько десятков обожженных кирпичей использовали только на поверхности крыши для выкладывания трубы.
В противоположном от печи, восточном углу - образа и стол. От печи по стене был сделан помост, служивший вместо кровати, а вдоль остальных стен располагались лавки. Пол редко был дощатым, а чаще земляным. Печь с трубой или без неё делалась так, чтобы обязательно было теплое место, на котором могло поместиться несколько человек. Это было необходимо для высушивания одежды и обогрева людей, целый день вынужденных проводить на холоде, в слякоти.
Впрочем, в избе все члены семейства собирались только в самое холодное зимнее время. Летом мужчины ночевали в поле при лошадях, осенью до сильных холодов, пока продолжалась молотьба, на гумне, под овином.
Кроме избы, на крестьянском дворе были не отапливаемые клети или амбары. Здесь хранили ткани, одежду, шерсть; самопрялки, а также съестные припасы и хлеб. До наступления зимних холодов здесь же жили женатые члены семейства или незамужние дочери. Число клетей зависело от достатка и наличия молодых семей. Сухое зерно и картофель многие крестьяне хранили в специальных земляных ямах.
Клеть
Зипун
Хлев или сараи для скота чаще всего строились без больших затрат на материалы: из тонких брёвен и даже в виде плетня с большим количеством отверстий. Корм для скота укладывался вдоль стены и служил одновременно подстилкой. Свиньи редко размещались в отдельных помещениях и просто бродили по двору, куры находились в сенях, на чердаках и в избе. Водоплавающие утки и гуси чаще разводились в тех деревнях и сёлах, которые стояли у озёр и рек.
В питании крестьяне довольствовались тем, что производилось в собственном хозяйстве. В будни пища приправлялась салом или молоком, а на праздничные дни была припасена ветчина или колбаса, курица, поросёнок или баран. В муку для приготовления хлеба добавляли мякину. Весной многие крестьяне питались щавелем и другой зеленью, разваривая её в свекольном рассоле или приправляя квасом. Из муки приготавливался суп, называемый «кулешом». Хлеб в это время пекли только зажиточные крестьяне.
По оставленному описанию крестьянская одежда также по-прежнему изготавливалась дома. У мужчин главная её часть зипун (кафтан] из домашнего сукна длиной до колен, рубаха из домашнего холста, войлочные ермолки на голове, а зимой бараньи шапки с ушами и суконным верхом.
У женщин одежда изготавливалась из того же материала, а отличалась особым покроем. Выходя на улицу, надевали суконную распашную кофту (свитку], под которой зимой была надета шубка. Свитки были преимущественно белого цвета. Женщины также носили поневу, т. е. кусок шерстяной цветной ткани с холщовым передником. Длинные шубы встречались редко. В обычные дни голову повязывали холщовым платком, в праздники - цветным.