Брянщина. 10 компаний, которые нас удивили в 2014 году.
КАК ФЕНИКС ИЗ ПЕПЛА
История карачевского завод «Электродеталь» изменилась с появлением на Брянщине эффективного менеджера и харизматичного лидера Виталия Явельского — назначенца госкорпорации «Ростехнологии». Именно при нем предприятие с устаревшей техникой и технологиями начало стремительно меняться, приобретать новую технику, расширять ассортимент своей продукции — самых разнообразных электрических прямоугольных соединителей (в основном, для нужд оборонки). Выручка завода по итогам 2013 года составила 1,060 млрд рублей, что на 35% больше, чем в 2012 году, тогда предприятие получило 235 млн рублей чистой прибыли. В этом году результаты должны быть не хуже. На предприятии всерьез озабочены подготовкой кадров и расширением ассортимента гражданской продукции. И, глядя на перемены на старом заводе, удивляешься, что они во многом осуществились благодаря энергии одного человека.
НА НОВОМ МЕСТЕ
Еще более необычна история становления в Новозыбкове на базе почившего в бозе завода «Индуктор» большого предприятия — Новозыбковского машиностроительного завода. Этот проект развития реализует в небольшом городе управляющая компания «РэйлТрансХол-динг» с украинскими корнями и большим опытом в производстве продукции железнодорожного назначения. Области очень повезло, что такая серьезная компания согласилась разместить в нашем регионе свой бизнес.
За два года проведена кардинальная реконструкция, которая обошлась почти в миллиард рублей. Пакет заказов в машиностроении никто никому не гарантирует, однако, менеджеры нового завода научились находить новые рынки сбыта. Произошло это благодаря освоению линейки выпуска новых грузовых вагонов и полувагонов. Только за первое полугодие нынешнего года предприятием реализовано продукции на 1,5 млрд. рублей, в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды перечислено 88 млн. рублей. На предприятии работает 1,5 тысячи работников. Реализация второго проекта ОАО «Новозыбковский машиностроительный завод» предполагает инвестиции в объеме 6,5 млрд рублей.
НА БОЕВОМ КВАДРОЦИКЛЕ
Стабильно развивается в последние годы Жуковский мотовелозавод. Благодаря отваге владельца предприятия Александра Начевкина и опыту генерального директора жуковца Владимира Васекина завод из предбанкротного предприятия превращен в динамичное и современное производство, а минувшим летом жуковцы смогли удивить вице-премьера российского правительства Дмитрия Рогозина и командующего ВДВ Владимира Шаманова. Им представили квадроцикл ЖМВЗ «Леопард», на котором были установлены пулемет и гранатомет. Сообщено о завершении подготовки к выпуску опытных образцов квадроцикла «Гепард» (с объемом двигателя 800 см3) и снегохода «Викинг». Их планируется запустить в серию в следующем году.
Рогозин признался, что и не подозревал, что в России научились выпускать такую качественную технику. И такое признание дорогого стоит.
НОВАЯ ЖИЗНЬ ХРУСТАЛЯ
За последние два десятка лет оказались неуспешными сразу несколько попыток возродить Дятьковский хрустальный завод, и потому у многих вызвало скепсис известие, что за это дело, после долгих уговоров городской власти, взялся знаменитый брянский мебельщик Сергей Авдеев.
В прежнем виде и с прежним ассортиментом дятьковский хрусталь ныне не нужен. Идея Авдеева — создать новое производство — хрустальную мануфактуру. Как было объявлено в печати, это потребует 700 млн рублей вложений. Показательно, что Авдеев думает шире: он намерен превратить город Дятьково в туристический центр. Проведено общественное обсуждение проекта. Старые заводские корпуса, воссозданный дом заводчика Мальцева, знаменитый музей хрусталя, учреждение нового хрустального бренда «Мальцовъ» — все должно работать на идею, под реализацию которой, к слову, уже удалось привлечь 200 миллионов федеральных средств.
БЛИЖЕ К ЗЕМЛЕ
Брянская компания «Мегаполис Строй» (руководитель Алексей Кубарев) — единственная из всех брянских строительных организаций на слуху, которая последовательно и, надо понимать, не без выгоды для себя, занимается возведением коттеджных поселков из домов и таунхаусов в окрестностях Брянска. К примеру, широко известным стал поселок таунхаусов в Путевке. Причем, жилье здесь продается по разумным ценам.
Опыт «Мегаполис Строя» для формирования облика Брянска тем важнее, что с другой стороны мы обычно видим лишь попытки застройщиков утыкать город многоэтажками, которые уже сейчас уродуют город и создают большие проблемы для горожан.
ТЕПЕРЬ — ПЕЛЕТТЫ
На окраине Брянска в уходящем году заработал новый завод 000 «ДОЦ» (владелец Яков Такваров) по производству топливных древесных гранул — пелетт. Запланировано производство шести тысяч тонн гранул в месяц. Численность работающих на предприятии невелика — 30 сотрудников, почти все делает техника. Инвестиции в новое предприятие составили 300 миллионов рублей, так что каждое рабочее место обошлось собственнику в 10 миллионов вложений.
Следует заметить, что данные производства, в основном, рассчитаны на потребителей Западной Европы, отрезанных от газа. С некоторых пор идея зарабатывать таким образом валюту привлекла сразу нескольких брянских предпринимателей. В частности, компания «Синтез К» готовится запустить предприятие в Суземском районе, где заявленные объемы производства (90 тысяч тонн пеллет в год) больше, чем в проекте Такварова, одно отличие — тот завод еще надо построить.
ЛИТОВЦЫ В ТУМАНЕ
Громко разрекламированный два года назад агропромышленный проект литовских инвесторов из 000 «БрянскЛитАгро», похоже, понемногу сдулся. При поддержке предыдущего губернатора литовские инвесторы купили несколько тракторов и засеяли в Гордеевском районе тысячу гектаров земли. Выбор района смотрится весьма удивительно, если не помнить об участии в судьбоносном совещании в обладминистрации знатного гордеевца, а тогда заместителя губернатора Симонен-ко. Литовцами былы обещаны инвестиции в невероятную сумму 150 миллионов евро и освоение 100 тысяч гектаров брянской пашни, что пока в области удалось только всесильному «Мираторгу».
Обычно новости такого рода имеют или не имеют продолжение в виде новых встреч инвесторов с областными руководителями. Увы, продолжения так и не случилось.
ХОТЯ БЫ ЛИФТЫ
Брянская всепоглощающая дружба с братьями-белорусами в результате имеет следующий факт: ныне в районных супермаркетах до трети всей еды на прилавках составляет продукция из Белоруссии, где сельхозпроизводство дотируют в несравнимых масштабах с нашими. Но есть и позитивные сигналы. В частности, в уходящем году на Брянском химическом заводе в Сельцо учредили совместно с Могилевским специализо-ванным предприятием СП по производству лифтов. Тут, конечно, важно, чтобы создаваемое производство оказалось не местом отверточной сборки, а настоящим заводом, но это, скорее, будет зависеть от упорства брянцев, а не от готовности^ будущих смежников.
ВОТ-ВОТ...
руководители компании «ЭкоФрио» летом пообещали, что в конце года запустят в Тиганово под Брянском цех первого в России завода по производству замороженного картофеля-фри и картофельных хлопьев. Здесь осваивается более U миллиардов инвестиций. Для тех, кто не в курсе: замороженный картофель для производства чипсов и др. Россия все еще закупает в Польше. И то, что эта идея реализуется именно в Брянщине, а Сбербанк поддержал проект кредитом — несомненный плюс для нашего картофельного края. Правда, области было б выгоднее, чтобы этот завод (он будет перерабатывать пятую часть всей брянской картошки) разместился в Стародубском районе, где и производится большая часть картофеля. Но, как говорится, не срослось. Вот и открытия производства замороженного картофеля-фри и картофельных хлопьев, как говорят эксперты, придется все же подождать еще минимум два года.
СЫР ВСЕМУ ГОЛОВА
Немногие знают, что по производству сыра Брянщина входит в пятерку лучших регионов в России. И, несомненно, ключевую роль в этом достижении играет Стародуб-ский сырзавод (руководитель Александра Мокроусова), одно из крупнейших предприятий в России. Предприятие сегодня производит тысячу тонн сыров в месяц. А в уходящем году затеяло обновление линейки выпускаемой продукции.
Редакция журнала «Точка»