Страницаучастие

Участие жителей Брянского края в общественной жизни страны

В провинции появились настоящие подвижники дела народного об­разования, всецело отдавшиеся своему призванию, Крайне трагически сложилась судьба Раисы Витальевны Радонежской (конец 1850-х - 1884 г.). Дочь священника села Радутино Трубчевского уезда, занималась само­образованием и ещё совсем юной стала работать народной учительницей в деревне Черня. В 1877-1878 годах в газете «Орловский вестник» появи­лась серия очерков Раисы Радонежской «Картины народной жизни. Запи­ски сельской учительницы», в которых предстаёт безотрадное зрелище нищей, голодной, забитой русской деревни.

Редактор «Орловского вестника» помог ей поступить в Орловскую гимназию, после окончания которой, РВ. Радонежская получила место в од­ной из сельских школ Черниговской губернии. Не очень доверяя молодой учительнице, местные власти вскоре направили инспекцию для проверки её работы, но проверяющие пришли к заключению, что «госпоже Радонеж­ской надо объявить полнейшую благодарность за её особенные труды по народному образованию», поскольку её ученики «осмысленно отвечали не только на все вопросы для народных училищ, но и на вопросы по русской истории, географии, мироведению и естествознанию».

Продолжалась и литературная деятельность Р.В. Радонежской. В 1881 году в одном из лучших петербургских журналов «Вестник Европы» под псевдонимом «Р. Сосна» была напечатана её повесть «Отец Иван и отец Стефан», рассказывавшая о жизни сельского духовенства. Гонорар, полу­ченный за повесть, учительница отдала на ремонт школьного здания.

Стремясь приобщить к образованию детей отдалённых селений, Р.В. Радонежская выступила с проектом открытия передвижных школ, при­чём в своей записке обосновывала необходимость «не только распростра­нять в народе грамотность, но и проводить в его среду начала гуманности и прогресса». Однако деятельность беспокойной учительницы не понра­вилась властям. В конце 1883 года известный своими крайне консерватив­ными взглядами министр просвещения И.Д. Делянов «не удовлетворил» ходатайство об открытии передвижной школы, а вскоре училищный совет уволил Р.В. Радонежскую «за предосудительный образ мыслей».

Молодая учительница не представляла себя вне школы и лишённая любимого дела покончила с собой, бросившись в колодец. Об этой истории было рассказано в киевских газетах вскоре после её смерти. Известный пи­сатель В.М. Гаршин в одном из своих писем говорил о том, что хотел бы написать повесть, посвященную Р.В. Радонежской.

В 1880-е годы в течение пяти лет в Брянской мужской и женской про­гимназиях работал будущий известный философ и писатель Василий Ва­сильевич Розанов (1856-1919 гг.). Правда, сам В.В. Розанов считал, что его «жизнь там была очень несчастлива», но именно в Брянске он написал свое первое серьёзное сочинение «О понимании», вышедшее в свет в Москве в 1886 году. Эту работу, которая насчитывала 738 страниц, автор считал определяющей для всего его миросозерцания, хотя она и мало заинтересо­вала современников.

Покровская-Булгакова Варвара Михайловна - мать писателя Михаила Булгакова 

Василий Васильевич Розанов и мемориальная доска на доме, где размещалась в Брянске мужская прогимназия (современная улица Калинина 91а)

С рядом учебных заведений Брянска и Карачева были связаны дед (М.В. Покровский), мать и два дяди будущего выдающегося писателя М.А. Булгакова. Михаил Васильевич Покровский (1830-1894 гг.), родом из села Глоднево, в течение 40 лет был священником в Воскресенской и Казанской церквях города Карачева, активно участвовал в обществен­ной жизни города, преподавал Закон Божий в ряде городских учебных заведений.

В некрологе Михаил Васильевич назван «од­ним из лучших и симпатичнейших представителей нашего духовенства», который «для всех граждан г. Карачева <...> был добрым пастырем, учителем и руководителем во всех случаях жизни».

Из его детей сын Иван Михайлович в 1886-1888 годах работал учителем в Брянских мужской и женской прогимназиях, а после его отъезда в женской прогимназии его сменила сестра, Варва­ра Михайловна, после года работы переведенная учительницей в Карачевскую женскую прогимна­зию. В 1890 году в Карачеве состоялось её венчание с доцентом Киевской духовной академии Афанасием Ивановичем Булгаковым, а на следующий год в Киеве родился их сын Михаил - будущий писатель.

В различных учебных заведениях Брянска преподавал Закон Божий муж старшей сестры Варвары Михайловны Ольги - Владимир Иванович Попов, известный, кроме того, как автор нескольких брошюр и статей по историко-краеведческой тематике.

Среди работников здравоохранения, чей труд был связан с Брянским краем, также были яркие и интересные личности. Например, Петр Алек­сеевич Доброславин долгое время служил врачом в Дятьково, оказывая медицинскую помощь работникам заводов Мальцовского промышленно­го района. О его высоком профессиональном уровне говорит факт защиты диссертации на степень доктора медицины. По стопам отца пошли и сын Алексей, ставший выдающимся деятелем отечественной медицины, и до­чери Ольга и Мария.

В Карачевском уезде, а затем в городе Карачеве в 1870-е - 1890-е годы работал земским врачом Георгий Петрович Святославский. Его политическая благонадежность вызывала подозрения властей, но про­фессиональные знания бывшего выпускника медицинского факультета Московского университета, богатый опыт врача-практика пользовались заслуженным признанием.

Добрую память о себе среди местных жителей оставили Владислав Андреевич Климантович (Севский уезд), Иван Андреевич Коссович (Но-возыбковский уезд), Николай Дмитриевич Троцкий (местечко Почеп) и другие земские врачи.

Однако в целом состояние медицинского обслуживания населения находилось на недостаточно высоком уровне. В первую очередь это было связано со скудными средствами, отпускаемыми на открытие и содержа­ние больниц (их даже к концу века было лишь около 20), а также на жало­ванье врачам и другому медицинскому персоналу.

Ещё одна важная проблема для медицинских работников заключа­лась в условиях крестьянского быта. «Неряшливость, грязь, переуплотне­ние жилых помещений в зимнее время как людьми, так и мелким скотом, к тому же ещё холод и сырость дают удобную почву для развития эпиде­мий», - таков был вывод земских врачей Брянского уезда, но он был спра­ведлив по отношению и к деревням других уездов.

Многие помещики, не сумев приспособиться к новым условиям, по­кидали имения и устраивались в городах. Однако часть дворянства нахо­дила себе место в общественной жизни, становясь мировыми посредника­ми, гласными уездных и губернских земств, мировыми судьями, членами уездных управ, занимаясь устройством земских школ, больниц, аптек, ста­тистической, агрономической, лесохозяиственнои, землеустроительной и иной деятельностью.

Так, в Новозыбковском уезде был известен своими общественными делами помещик села Брахлов (теперь Климовский район Брянской области) литератор, издатель, редактор журна­ла «Киевская старина» Александр Степанович Лашкевич (1842-1889 гг.). Поселившись в своём имении в Брахлове, А.С. Лашкевич много и плодот­ворно трудился в качестве губернского и уездно­го земского гласного и мирового судьи. Стал по­печителем открытого в Новозыбкове реального училища.

С работой в судебных органах на Брянщине были связаны и некоторые известные деятели русской общественной мысли и культуры. Поэт и литературный критик, выдающийся адвокат Сер­гей Аркадьевич Андреевский (1847-1918 гг.) начинал свою юридическую практику в 1870 году судебным следователем в городе Карачеве.

В течение 15 лет был мировым судьёй (изби­рался и председателем уездного съезда мировых судей) в Карачевском уезде Фёдор Эмилиевич Ромер (1838-1901 гг.), писатель, публицист, из­вестный сельский хозяин и садовод. Его романы, повести, рассказы и стихотворения печатались в «Отечественных Записках», в «Библиотеке для Чтения», «Русском Вестнике», «Искре», «Вестни­ке Европы», «Деле», «Русской Мысли», «Русском Богатстве», «Наблюдателе», «Новом Слове», «Рус­ском Обозрении» и в других популярных журналах того времени.

В 1871 году на должность мирового судьи, а затем председателя съезда мировых судей в Мглинском уезде был избран Сергей Филиппо­вич Ковалик (1846-1926 гг.). Правда, как он сам отмечал в своей автобиографии, спустя восемь месяцев ему пришлось покинуть этот пост, по­скольку на него его не утвердил Сенат. Кроме ис­полнения своих судейских обязанностей, он, живя во Мглинском уезде, пробовал устроить несколько пунктов для пропаганды среди крестьян.