СтраницаУ ДРЕВНИХ

У ДРЕВНИХ РУИН БРЯНЩИНА

Наиболее древней из сооружений ансамбля является церковь Антония и Феодосия Печерских, дошедшая до нас в руинах. Это одна из двух каменных церквей, построенных по велению Ивана Грозного. Время ее строительства после 1567 года. Выше упомянуто, что в 1677 году она обрушилась «по ветхости», а вскоре была восстановлена.

Церковь Антония и Феодосия Печерских. Конец XVI в. Вид со стороны апсиды

В описи 1681 года об этой церкви сказано:

«... а в трапезе печь изразчатая, зеленая: да у той же церкви приделана подкеларская, а под церковью и под трапезою два погреба, да хлебня. Церковь и трапеза покрыты тесом, а на церкви одна глава покрыта белым железом».

Восстановление церкви, а также после­дующие пристройки и достройки изменили ее первоначальный облик. По типу церковь представляла собой бесстолпный одногла­вый, одноапсидный храм с теплой трапезной, стоявшими на подклете. От первоначальной церкви к XX веку сохранились основной куб церкви с барабаном купола и полукруглая апсида алтаря с древними архитектурными деталями. Архитектурная композиция этих основных частей церкви подсказывает мысль о ее постройке суздальскими мастерами.

Куб церкви расчленен с каждой стороны на три части пилястрами, вверху объединен­ными ступенчатым карнизом. Выше карни­за помещен закомарныи пояс - по три полу­циркульных закомары-ниши на каждой стене куба. Возможно, покрытие куба осуществля­лось «по-суздальски» - ступенчато-уступчаты­ми рядами закомар.

Впоследствии, в 1817 году оно было замене­но железной крышей в форме восьмигранного сомкнутого свода.

Особенно характерно - суздальский вид имеет глухой барабан главы. Он украшен ажурным поясом декоративной аркатуры с килевидными арочками по трехчетвертным, перехваченным поясками-жгутами колонкам.

Барабан завершен довольно развитым карни­зом, убранным городчатыми сухарями. Завер­шение купола барабана маленькой главкой на вытянутой шейке, по-видимому, более позд­нее.

Алтарная апсида сохраняла в боковых частях два окна с характерными наличниками на трехчетвертных колонках и ложное окно или киот в середине стены. Киот также обрам­лен наличником на колонках, завершенным уплощенной килевидной аркой. Карниз апси­ды между выступавшими полочками украшен полоской поребрика.

Так выглядели сохранившиеся части этой древней церкви. Она имела облик довольно мощный и суровый. Скромные украшения, распространенные в то время в Суздале и в Москве, оживляя ее архитектуру, подчеркива­ли монументальность здания. При сравнитель­но небольших размерах храма, его монумен­тальные формы помогли ему хорошо читаться издалека, со стороны реки и заречья, когда он выступал впереди ансамбля более значитель­ных объемов.

В настоящее время несколько левее от Сре­тенских ворот видна сохранившаяся часть подклети церкви под обломками стен - это «приглашение к реставрации».

Церковь Антония и Феодосия Печерских. Конец XVI в. Вид со стороны Успенского собора