У ДРЕВНИХ РУИН БРЯНЩИНА
Наиболее древней из сооружений ансамбля является церковь Антония и Феодосия Печерских, дошедшая до нас в руинах. Это одна из двух каменных церквей, построенных по велению Ивана Грозного. Время ее строительства после 1567 года. Выше упомянуто, что в 1677 году она обрушилась «по ветхости», а вскоре была восстановлена.
Церковь Антония и Феодосия Печерских. Конец XVI в. Вид со стороны апсиды
В описи 1681 года об этой церкви сказано:
«... а в трапезе печь изразчатая, зеленая: да у той же церкви приделана подкеларская, а под церковью и под трапезою два погреба, да хлебня. Церковь и трапеза покрыты тесом, а на церкви одна глава покрыта белым железом».
Восстановление церкви, а также последующие пристройки и достройки изменили ее первоначальный облик. По типу церковь представляла собой бесстолпный одноглавый, одноапсидный храм с теплой трапезной, стоявшими на подклете. От первоначальной церкви к XX веку сохранились основной куб церкви с барабаном купола и полукруглая апсида алтаря с древними архитектурными деталями. Архитектурная композиция этих основных частей церкви подсказывает мысль о ее постройке суздальскими мастерами.
Куб церкви расчленен с каждой стороны на три части пилястрами, вверху объединенными ступенчатым карнизом. Выше карниза помещен закомарныи пояс - по три полуциркульных закомары-ниши на каждой стене куба. Возможно, покрытие куба осуществлялось «по-суздальски» - ступенчато-уступчатыми рядами закомар.
Впоследствии, в 1817 году оно было заменено железной крышей в форме восьмигранного сомкнутого свода.
Особенно характерно - суздальский вид имеет глухой барабан главы. Он украшен ажурным поясом декоративной аркатуры с килевидными арочками по трехчетвертным, перехваченным поясками-жгутами колонкам.
Барабан завершен довольно развитым карнизом, убранным городчатыми сухарями. Завершение купола барабана маленькой главкой на вытянутой шейке, по-видимому, более позднее.
Алтарная апсида сохраняла в боковых частях два окна с характерными наличниками на трехчетвертных колонках и ложное окно или киот в середине стены. Киот также обрамлен наличником на колонках, завершенным уплощенной килевидной аркой. Карниз апсиды между выступавшими полочками украшен полоской поребрика.
Так выглядели сохранившиеся части этой древней церкви. Она имела облик довольно мощный и суровый. Скромные украшения, распространенные в то время в Суздале и в Москве, оживляя ее архитектуру, подчеркивали монументальность здания. При сравнительно небольших размерах храма, его монументальные формы помогли ему хорошо читаться издалека, со стороны реки и заречья, когда он выступал впереди ансамбля более значительных объемов.
В настоящее время несколько левее от Сретенских ворот видна сохранившаяся часть подклети церкви под обломками стен - это «приглашение к реставрации».
Церковь Антония и Феодосия Печерских. Конец XVI в. Вид со стороны Успенского собора