СтраницаТВОРЦЫ

ТВОРЦЫ ПОСЛЕВОЕННОГО БРЯНСКА

Накануне Дня города реши­ли воздать должное людям, воз­родившим разрушенный войной Брянск. В выставочном зале от­крыта экспозиция, посвященная архитекторам, сформировавшим ансамбль городского центра.

Руководил этой работой Бо­рис Петрович Шавырин — первый главный городской архитектор, вы­пускник знаменитого ВХУТЕМАСа. Начинать пришлось почти с нуля — город лежал в руинах. А строитель­ных организаций имелось всего две — «Брянскстрой» и «Горремстрой». Не хватало проектировщи­ков. В Брянск пригласили молодых выпускников московских архитек­турных вузов — А. Саломахина, В. Городкова, Н. Куспака, а также опытных специалистов — М. Ро­зовского, А. Фридмана и 3. Озеро­ву. Они и отстроили заново город.

Проходя по знакомым улицам, мы даже не думаем о том, сколько вложено в них таланта, мастерства и любви! Настало время познако­миться поближе с творцами.

По проекту Б. Шавырина постро­ено здание обкома ВКП(б) (ныне об­ластная Дума) — в лучших тради­циях русского классицизма первой трети XIX века. Нынешние думцы даже не догадываются, что проходят на заседания через портик с шестью коринфскими колоннами.

Большое впечатление на архитек­тора А. Фридмана произвела кар­тина весеннего половодья, когда зеркало Десны превращалось в «бес­крайнее море». В 1950-х он предло­жил вариант застройки между ули­цами Фокина и Горького. По обеим сторонам бульвара Гагарина пред­лагалось построить две больших  пятиэтажки с башенными возвы­шениями, а вместо нынешней т.н. «потемкинской» лестницы — целых две, которые спускались бы к площади с фонтаном. Для чего пред­стояло срезать часть склона. Про­ект так и остался нереализованным, но масштаб задуманного впечатляет.

Николай Куспак недолго прожил в Брянске, но разработал более де­сяти проектов застройки. Наиболее значимые объекты — областная прокуратура на бульваре Гагарина и дом профсоюзов (ул. Фокина).

Афанасий Саломахин создавал здания в стиле т.н. советского клас­сицизма, яркими образцами кото­рого являются построенные по его проектам гостиница «Центральная» (ныне «Чернигов») и Дворец пионе­ров (ныне ТЮЗ). Браки в Советском районе Брянска заключаются не на небесах, а в доме на проспекте Ле­нина, возведенном в 1955 году. Это тоже подарок от Саломахина.

Рафаил Рейшер — автор зданий, образующих архитектурный ан­самбль площади Ленина. Это го­стиница «Десна», администрация города и Дом политпросвещения. Здесь главное не декор, а функцио­нальность. Но таково было требова­ние времени. В I960—1970-х на пер­вое место вышла целесообразность и аскетизм. Проработав в «Брянск- гражданпроекте» 35 лет, Рафаил Ве­ниаминович воспитал немало до­стойных учеников. Его имя занесено в книгу трудовой славы Брянска.

Более полувека трудился на Брянщине архитектор с очень символич­ной фамилией Городков. Василий Николаевич немало сделал для того, чтобы наш город отличался «лица необщим выраженьем». Жилой дом № 24 на проспекте Ленина (с апте­кой и магазином «Изумруд»), зда­ние ЦУМа и областная библиотека (созданная совместно с А. Фрид­маном) стали украшением Брянска.

Городкову принадлежит проект пар­ка «Соловьи» (ныне им. 1000-летия Брянска), мемориальные комплек­сы Партизанская поляна и «Круглое озеро». Занимался он и реставра­цией древнего каменного ожерелья города — Тихвинской, Спасо-Гробовской и Петропавловской церквей. Кредо мастера состояло в том, что новые здания не должны подавлять соседей, нарушать общий ритм за­стройки. Задача архитектора — гар­монично вписать новостройки в го­родскую среду. Эту бы идею взять на вооружение нынешним проекти­ровщикам. Сегодня 12-этажные ко­робки впихиваются насильно, вы­ламываясь из общего ансамбля. Тех, кто вытворяет такое, творцами язык назвать не поворачивается.

Выставка на бульваре Гагарина, на которой представлены работы прежних архитекторов старой шко­лы, актуальна как никогда. Она не только передает дух эпохи, но и ста­вит вопросы, актуальные для ны­нешнего дня.

Специально к выставке в изда­тельстве «Читай-город» подготов­лена брошюра «Творцы послевоен­ного Брянска. Зодчие 40—50-х годов XX века». Составители А. Городков и Е. Ильченко со знанием дела рас­сказали об архитекторах послевоен­ной поры. Книга — хорошее под­спорье для тех, кто хочет совершить экскурсию по Брянску.

Ирина МАРЧЕНКОВА