Тушемлинские племена. Брянщина.
Тушемлинские племена - так по первому исследованному городищу на реке Тушемле (приток Сожа, Смоленская область) называют археологи население верховьев Днепра и смежных территорий Подвинья в первом тысячелетии новой эры. К III—IV векам днепро-двинские племена начинают мирно смешиваться с праславянским населением - носителями киевской культуры, давая начало новой археологической культуре. Поздние днепро-двинцы оставляют свои городища и переселяются на неукрепленные селища, расположенные неподалеку от удобных сельскохозяйственных угодий. К настоящему времени их в Брянской области известно уже более десятка - у сел Владимировка, Вороново, Княгинино, Челиловичи, Снопоть, Тихая Пристань, Яблонь и других. На селищах были возведены наземные четырехугольные жилища столбовой конструкции, рядом с которыми располагались хозяйственные постройки - погреба,сараи, навесы. Сохранились и производственные сооружения, в которых происходило изготовление железных и других металлических изделий.
Основные памятники тушемлинцев - неукрепленные селища, расположенные на пологих и невысоких берегах рек и озер, а также городища-убежища, сооруженные с возведением деревянных стен на земляных рвах и валах более древних заброшенных днепро-двинских городищ. Имеются также грунтовые могильники с захоронением умерших соплеменников по обряду кремации. К городищам-убежищам на территории Брянского края относятся Тихая Пристань, Яблонь, Дубровка (Немировка), Каменец, а к селищам -Харичи, Курдеевка, Колышкино и Яблонь-2. Профессор Е.А. Шмидт выделил среди тушемлинских городищ особый тип памятников - языческие святилища-капища. Они представляли собой круглые сооружения, обставленные по периметру столбиками - вероятно, деревянными изображениями духов и божков. В центре круга находился большой столб с изображением главного божества. Можно предположить, что к тушемлинским святилищам в Брянской области относятся городища Яблонь (3 вала, 2 рва), Дубровка (3 вала, 3 рва) и Каменец (4 вала, 3 рва), расположенные соответственно в Рогнединском, Дубровском и Клетнянском районах.
Среди найденных археологами вещей выделяются предметы снаряжения и вооружения воина-всадника: наконечники копий и стрел, шпоры, удила, пряжки, кресала, ножи. К орудиям труда относятся серпы, шилья, иглы, топоры, долота и другие изделия. Основным женским украшением служили проволочные, с утолщенными концами височные кольца, а также браслеты, подвески, перстни и стеклянные и янтарные (поставлявшиеся с берегов Балтийского моря) бусы. Основой хозяйства тушемлинцев были земледелие и животноводство. На городищах исследователями обнаружены обуглившиеся зерна пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса, конских бобов и чечевицы. Охота и рыболовство были второстепенными занятиями.
Судя по данным топонимики (науки о происхождении географических названий) и археологии, тушемлинские племена, как и их предшественники днепро-двинцы, относились к группе восточных балтов. Впрочем, некоторые ученые, например академик В.В. Седое, полагают, что в культуре тушемлинских племен прослеживаются и праславянские элементы.
Тушемлинские племена просуществовали до конца VII века, когда большая часть их городищ была сожжена, вероятно, во время военных действий. После этого в VIII веке на территории тушемлинской культуры появляются представители славянских племенных союзов: с юго-запада радимичей, а с севера - кривичей, которые поглощают остатки тушемлинцев.
Реконструкция и план раскопа тушемлинского городища-убежтща со святилищем на площадке