СтраницаТушемлинские

Тушемлинские племена. Брянщина.

Тушемлинские племена - так по первому исследованному городищу на реке Тушемле (приток Сожа, Смоленская область) называют археологи население верховьев Днепра и смеж­ных территорий Подвинья в первом тысячелетии новой эры. К III—IV векам днепро-двинские племена начинают мирно смешиваться с праславянским населением - носителями киевской культуры, давая начало новой археологической культуре. Поздние днепро-двинцы оставля­ют свои городища и переселяются на неукрепленные селища, расположенные неподалеку от удобных сельскохозяйственных угодий. К настоящему времени их в Брянской области известно уже более десятка - у сел Владимировка, Вороново, Княгинино, Челиловичи, Снопоть, Тихая Пристань, Яблонь и других. На селищах были возведены наземные четырехугольные жилища столбовой конструкции, рядом с которыми располагались хозяйственные постройки - погреба,сараи, навесы. Сохранились и производственные сооруже­ния, в которых происходило изготовление железных и дру­гих металлических изделий.

Основные памятники тушемлинцев - неукрепленные селища, расположенные на пологих и невысоких берегах рек и озер, а также городища-убежища, сооруженные с воз­ведением деревянных стен на земляных рвах и валах более древних заброшенных днепро-двинских городищ. Имеются также грунтовые могильники с захоронением умерших со­племенников по обряду кремации. К городищам-убежищам на территории Брянского края относятся Тихая Пристань, Яблонь, Дубровка (Немировка), Каменец, а к селищам -Харичи, Курдеевка, Колышкино и Яблонь-2. Профессор Е.А. Шмидт выделил среди тушемлинских городищ осо­бый тип памятников - языческие святилища-капища. Они представляли собой круглые сооружения, обставленные по периметру столбиками - вероятно, деревянными изо­бражениями духов и божков. В центре круга находился большой столб с изображением главного божества. Можно предположить, что к тушемлинским святилищам в Брян­ской области относятся городища Яблонь (3 вала, 2 рва), Дубровка (3 вала, 3 рва) и Каменец (4 вала, 3 рва), распо­ложенные соответственно в Рогнединском, Дубровском и Клетнянском районах.

Среди найденных археологами вещей выделяются предметы снаряжения и вооружения воина-всадника: на­конечники копий и стрел, шпоры, удила, пряжки, кресала, ножи. К орудиям труда относятся сер­пы, шилья, иглы, топоры, долота и другие изделия. Основным женским украшением служили проволочные, с утолщенными концами височные кольца, а также браслеты, подвески, перстни и стеклянные и янтарные (поставлявшиеся с берегов Балтийского моря) бусы. Основой хозяй­ства тушемлинцев были земледелие и животноводство. На городищах исследователями обна­ружены обуглившиеся зерна пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса, конских бобов и чечевицы. Охо­та и рыболовство были второстепенными занятиями.

Судя по данным топонимики (науки о происхождении географических названий) и архео­логии, тушемлинские племена, как и их предшественники днепро-двинцы, относились к группе восточных балтов. Впрочем, некоторые ученые, например академик В.В. Седое, полагают, что в культуре тушемлинских племен прослеживаются и праславянские элементы.

Тушемлинские племена просуществовали до конца VII века, когда большая часть их горо­дищ была сожжена, вероятно, во время военных действий. После этого в VIII веке на территории тушемлинской культуры появляются представители славянских племенных союзов: с юго-за­пада радимичей, а с севера - кривичей, которые поглощают остатки тушемлинцев.

Реконструкция и план раскопа тушемлинского городища-убежтща со святилищем на площадке