СтраницаТурчанинов

Э.С. Голубева

Подвижник благочестия (Петр Турчанинов в Севске.) Брянщина.

После длительного забвения в Советской России имени композитора Петра Ивановича Турчанинова, все творчество которого носило клерикальный характер, интерес к нему вновь возродился. Впрочем, как и старые споры о том, кто он: регент-самоучка или классик, реформатор церковной музыки? И что ценно в его творчестве, а что нет?

Оставим споры. Ведь имя Турчанинова уже вошло в историю русского церковно-певческого искусства. Его деятельность (и это утверждение бесспорно) способствовала распространению на клиросах в течении  ХIХ-начала ХХ вв. древнеславянского церковного песнопения. Ему принадлежит оформление ряда служб. Так «панихидное пение, употребляемое повсеместно, - узнаем мы из энциклопедии Ф.Брокгауза и И. Ефрона, - написано почти все Турчаниновым». «Его «Ныне отпущаеши», «Да исправится», несколько Херувимских, «Многая лета» никогда не устареют», - утверждал критик в начале прошлого века. Некоторые из созданий композитора он назвал гениальными: «Воскресни, Боже»… сделало бы честь даже Глинке. Его «О тебе радуется» - шедевр! А «Да, молчит всякая плоть человеча»?! …Но выше всех «Тебе одеющегося». Вот, где этот лирик чистой воды»  достигает высот подлинного драматизма.  Сегодня многие  сочинения Турчанинова звучат в исполнении церковных хоров России, включая брянские.

 Вместе с тем, что мы знаем о нем? К сожалению, мало. Большинство материалов, посвященных композитору, в том числе его автобиографический очерк, были изданы до революции, и сегодня являются библиографической редкостью. Некоторых из них нет даже в Российской государственной библиотеке. Отдельные воспоминания, наблюдения, штрихи к портрету, разбросанные по страницам провинциальной прессы Харькова, Киева, Орла, остались невостребованными.

В 10-томной «Истории русской музыки», изданной  в 1983-1997 гг., П.Турчанинову уделено всего несколько строк. В статье из «Музыкальной энциклопедии» - наиболее полноценном и доступном  музыкально-справочном издании – мы не найдем достоверных сведений о месте рождения композитора, об обучении и основных датах жизненного пути. Не назван там и город Севск, без которого Петр Иванович мог и не состояться как духовный композитор, и, кто знает, был бы счастлив как человек. Статья анонимного автора, которая помещена в «Жизнеописаниях отечественных подвижников благочестия», выдержана в традициях канонической церковной литературы о Турчанинове, и за рамки уже известного из дореволюционных источников практически не выходит. Статья соотнесена с автобиографией музыканта, но светская линия его жизни прочерчена скупо. Этот и другие моменты характеристики требуют привлечения мало изученных документальных источников. Таковые есть, например, в Российском государственном архиве древних актов, Российском военно-историческом архиве (к ним относятся, в частности, сведения о музыкантах князя Г.А.Потемкина.) Есть они и в  Государственном архиве Брянской области. Так, в метрической книге Кресто-Воздвиженской церкви Севска сохранилась запись о бракосочетании капельмейстера «дома Его Преосвященства» с «девицей Алимпиадой Семеновой дочерью Зайцевой»; в метрической книге Михайло-Архангельской церкви – о рождении двух старших детей. В ней же целый ряд страниц отмечен собственноручной подписью священника «Петра Иоанна сына Турчанинова», которая удостоверяет совершенные им церковные обряды.

Мне хотелось бы, используя доступные архивные документы, материалы «Орловских епархиальных ведомостей», «Киевской старины», а также текст воспоминаний композитора, уточнить сведения по раннему этапу его творческого становления, и сосредоточиться на севском периоде жизни Турчанинова, наименее освещенном в литературе.

-------------------

Смерть Павла и восшествие на престол Александра 1 круто изменили многие судьбы. Отставки, назначения, перемещения… Пожалованный в сенаторы поспешил в Петербург киевский генерал-губернатор Александр Григорьевич Теплов. Его певчие во главе с П.И.Турчаниновым, в ту пору малоизвестным капельмейстером, отправились в родовое имение Тепловых возле Орла. (Скорее всего, речь шла о селе Молодовом, Орловской области). Там повелевалось им ожидать вызова в столицу.

Но, проезжая через Севск, «где имел местопребывания епархиальный архиерей Досифей», Турчанинов остановился на ночлег. «Дело было накануне какого-то праздника», Петр Иванович «отправился в церковь и услышал певчих преосвященного…» «Хор был велик, - вспоминал он впоследствии, - крику много, но вкуса никакого». Неудовольствие гостя заметил ректор духовной семинарии о.Израиль, в миру капитан Акинф Михайлович Звягинцев, личность весьма колоритная. «До пострижения в монахи он, - по рассказам питомцев, - производил смотр квартирным ученикам, разъезжая зимой на добром коне в плисовой куртке и шароварах, …ввел особую форму»: ученикам было предписано пудрить волосы мукой, разведенной квасом и «связывать их на затылке снурком [шнурком – Э.Г.]; лучшим позволялось носить галстуки с бантом», которые плохо сочетались с лаптями нищих школяров. (Позже о.Израиль служил законоучителем  петербургского Кадетского корпуса.)

В общем, посидели Петр Иванович с Акинфом Михайловичем, попили чайку, поговорили, а затем отправились к архиерею. Тот предложил «погостить у него и поучить хор». А как успехи объявились, так и полетело в Петербург письмо с просьбой не вызывать туда Турчанинова. Теплов «по любви к преосвященному» согласился, зная к тому ж, «что в провинциях трудно иметь хорошего капельмейстера и особенно который так отлично знал бы музыку и генерал-бас [аккордовую основу – Э.Г.] и сам сочинял ноты».

«Так промысел Божий все устроил». Из Киева вызвали матушку нового регента (отца к тому времени уже не было в живых); выделили для житья один из флигелей семинарии; положили 300 руб. жалованья при полном пансионе, да еще «лучшее в епархии» священническое место в селе Дросково. (Оно приносило дополнительный доход с 1000 десятин церковной земли). Из духовных и светских преподавателей семинарии – иеромонахов Филарета (бывшего игумена Брянского Свенского монастыря, впоследствии киевского митрополита), Дионисия (служившего ранее в Брянском Петропавловском монастыре), учителя словесности Ивана Михайловича Фовицкого (позже известного по деятельности в Санкт-Петербургской Духовной Академии ), учителя философии и переводчика  Тимофея Крылова, учителя «высшей риторики» и  переводчика Андрея Кондратьевича Сильвестрова и других сложился круг друзей – людей  «милых, умных, трезвых». Свободное время текло в ученых разговорах «невинно и приятно». Турчанинов «занимался обучением певчих», а преосвященный «восхищался их успехами». В церквах зазвучала музыка капельмейстера. Жители Севска полюбили его. И задержался здесь Петр Иванович на целых восемь лет. Кто знает, стал бы он классиком церковной музыки, если б не эта случайная остановка в пути? Ведь жизнь сулила иные поприща.

 

«Родился я,- рассказывал Турчанинов, - в Санкт-Петербурге 20 ноября [1 декабря по н. ст.] в 1779 году… Родитель мой, Иван Павлович из дворян, а мать Дарья Козминишна родом из Вильны». В 1787 г. в связи со службой отца-прапорщика семья переехала в Киев. Здесь матушка, видя талант и любовь своего 11-летнего отрока к пению и музыке, поместила его в хор при корпусе пеших стрелков генерала А.Я Леванидова, «прямо стражником». Так военная стезя, открывшаяся, как и для многих дворянских отпрысков того времени, едва ли не с младенчества, некоторое время сопутствовала мирным занятиям Петруши музыкой.

В двух войнах участвовал Турчанинов. Вначале, в русско-турецкой, находясь вместе с другими «музыкальными» учениками «класса» композитора Джузеппе Сарти при ставке кн. Г.А.Потемкина в Яссах. (Туда он был направлен в 1790г. самим Светлейшим, который будучи в Киеве услышал голос мальчика). Правда, занятия с прославленным итальянским маэстро были непродолжительны – в октябре того же года Сарти отбыл ко двору Екатерины П в Петербург, а затем к графу Н.П.Шереметьеву в Москву. Так что заложить основы овладения композицией он не успел. Хотя обучение, скорее всего, продолжили другие педагоги музыкального штата Потемкина.  Однако уже в октябре 1791г. со смертью российского главнокомандующего, оно закончилось. И на следующий год «музыкальный рекрут» вернулся в корпус Леванидова под опеку мало удовлетворявших его учителей музыки. «Шла война с поляками, которыми предводительствовал Костюшко», и юный полковой певчий дошел вместе с корпусом до Люблина, где квартировал до окончания кампании в 1794г.

Затем Киев, Харьков… Музыкальные занятия под началом композитора А.Л. Веделя (его влияние отмечают многие исследователи), и «служба» в харьковской уголовной палате. В ней он лишь числился, все свободное время  отдавая музыке, как, впрочем, чуть позже и в канцелярии киевского губернатора. Настоящая служба у Теплова состояла совсем в другом. Заботам Турчанинова были поручены певчие губернатора, слывшего тонким знатоком музыки и «превосходно игравшего на скрипке». (Сказывались семейные традиции. Его отец – видный сановник екатериненского двора, Григорий Николаевич Теплов последующим поколениям более известен, как «дедушка» русского романса.)

И вот маленький древний Севск при слиянии рек Сева и Марицы. Хор архиерея «из 60 человек, в коем было до 20 священников и диаконов; голоса превосходные и сильные; содержание получали певчие даже роскошное». Упорная работа Турчанинова над древнеславянскими роспевами из церковно-певческих книг; оформление их в строгое четырехголосие при сохранении простоты, выразительности и изначального смысла каждого. (И это среди засилья «итальянщины» в России, коснувшейся даже музыки православной церкви). Наконец, создание собственных духовных сочинений, а также «присмотр» за хором семинаристов, который, по воспоминаниям современников, при нем расцвел.

Уже не только жители города, но и «знатные особы, многие проезжавшие через Севск нарочно останавливались, чтобы… слышать пение» архиерейского хора. Желая удержать Турчанинова при себе, Досифей «уговаривал» его в монашество. Но «имея только 20 лет от роду, и не чувствуя в себе сил, по молодости, сохранить чистоту сих священных обетов», Петр Иванович отказался. В 1803г. принял звание «белого духовенства» и 8 (20) февраля того же года обвенчался с Олимпиадой (Линушкой) Зайцевой, дочерью посадской вдовы Мавры Григорьевны (урожденной Тимиковой). Произошло это в Воздвиженской церкви «при стечении всего лучшего севского общества». Невеста «была на 18-ом году, мила, кротка и прекрасной наружности», - вспоминал Петр Иванович через 40 с лишним лет. К тому же дворянка. «Фамилия Зайцевых, - узнаем мы, - была одною из лучших в городе, так как они были фабрикантами, имели тогда сношения с Москвою и жили богато и хорошо». 

И у Петра Ивановича «жизнь… шла благодатно». Раз в два года Линушка одаривала его ребенком: в 1803-м – Николаем, в 1805-м – Варварой, в 1807 – Андреем. Семейному благополучию сопутствовало служебное: чин диакона, место священника церкви Архангела Михаила за Марицей, чуть позже – «благочинного над 16-ю церквами», депутата «со стороны градского духовенства» и т.д. и т.п. Уже послушать певчих «нарочно приезжали». А любить? Так, по словам нашего героя, любили его все. И все же «зависть и клевета вооружили» против удачливого регента самого архиерея. Решил было Турчанинов вновь вернуться в военное ведомство – обратился к покровительству Теплова, в Петербург. А тот «немедля отправился к митрополиту»… И вот «из маленького городка Севска чудным образом перенесен» был Петр Иванович в столицу – место своего рождения. За указом Святейшего Синода, грянувшего в Севске как гром небесный, последовал отъезд. 24 октября 1809г. Турчанинов прощался со ставшим ему дорогим городом: жители сокрушались, архиерей был озадачен, «певчие рыдали».

Серо-сумеречная Пальмира встретила музыканта участливо. В Александро-Невской лавре получил он квартиру «с отоплением и освещением». Через несколько месяцев стал регентом митрополичьего хора, который вскоре сравнивали с хором придворной певческой капеллы прославленного Д.С.Бортнянского. Их судьбы встретились. Турчанинов не преминул воспользоваться уроками композиции мэтра, а тот в свою очередь доверил талантливому самородку переложение для фортепиано своих 4-х голосных вокальных произведений. В 1827г., после смерти Бортнянского, Петр Иванович занял его место, стал учителем придворных певчих, затем протоиереем дворцовых церквей. 62-х лет вышел в отставку, обласканный властями светскими и духовными. Ордена, кресты, звания, сколько же их было! Но едва ли не самым значительным событием стало издание в 1832г. церковных песнопений в обработке Турчанинова. ( В 1862г. последовало 3-х томное издание произведений композитора, в 1905-1906гг.- «Полное собрание духовно-музыкальных сочинений» в 5-ти томах под редакцией А.Кастальского.) Почет и уважение, сопутствующие композитору при жизни, позволили после смерти причислить его к отечественным подвижникам благочестия.

4 (16) марта 1856, как пишется в «Жизнеописании» оных, «служитель престола Божия, окруженный детьми и многочисленными друзьями, тихо отошел в вечность на 78-ом году от рождения…» Во время литургии и отпевания звучала его музыка в исполнении митрополичьего хора. «Тело почившего старца предано земле на Большом Охтенском кладбище недалеко от праха его супруги, скончавшейся 7(19) апреля 1826г.»

Что же касается севского периода творчества композитора, то кроме обретенной стези, кроме созданных произведений, остались ученики. Их можно было встретить в центральных и отдаленных приходах епархии, в светских и духовных учебных заведениях России. Проезжая как-то через Тулу, Петр Иванович услышал свой двуххорный концерт «Тебе Бога славим!». Архиерейские певчие под управлением его бывшего семинарского воспитанника Филиппова, вспоминал Турчанинов, «пели так отчетливо и с таким вкусом», что он был «до слез восхищен».

 

                  Список использованных материалов:

 

  1. Аскоченский В. Протоиерей П.И.Турчанинов. – СПб, 1863.
  2. Бернандт Г.Б., Ямпольский И.М. Кто писал о музыке. М.,1979. Т.3.С.139.
  3. Васильевский В. Памяти протоиерея Петра Ивановича Турчанинова //Орловские епархиальные ведомости [в дальнейшем, ОЕВ]. 1911. 13 марта. №11. С.325-328.
  4. Владышевская Т.Ф. Турчанинов Петр Иванович //Музыкальная энциклопедия. М.,1981.Т.5. Стб. 653-654.
  5. Государственный архив Брянской области. Ф.7. Оп.2. Д.4. Л.10 и др. Ф.249. Оп.1. Д.14. Ч.2. Л.78;  Д.30. Л.84об., 105об.
  6. Записки В.И.Ярославского //Киевская старина. 1887. Т.19.Сент. С.109, 117.
  7. История русской музыки: в 10-ти тт. М., 1992. Т.7. С.22, 74.
  8. Н.С. Турчанинов Петр Иванович //ЭС Ф.Брокгауза и И. Ефрона. СПб, 1902. С.249.
  9. Памяти духовных композиторов Бортнянского, Турчанинова и Львова. Спб.1908.
  10. Преображенский А. Протоиерей П.И.Турчанинов. СПб, 1910.
  11. Протоиерей о. Петр Иванович Турчанинов: (Память 20-го ноября) //Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Издание Введенской Оптиной пустыни, 1994. С.505-512.
  12. [Турчанинов П.И.] Протоиерей Петр Иванович Турчанинов. Автобиография //Домашняя беседа для народного чтения.  СПб, 1863. Вып.2-6.
  13. Российский гос. архив древних актов. Ф.11.Оп.1.Д.946, 950 и др.; ф.16; ф.17; ф.1239 и др.
  14. Российский гос. военно-исторический архив. Ф.52.Оп.1/194 и оп.2.
  15. [Родосский С.Е.] Воспоминания о Севской (Орловской) бурсе 1807-1816 гг., записанные ее учеником, покойным  протоиереем Стефаном Егоровичем Родосским. Орел, 1909.
  16. Севская епархия //ОЕВ.1900. 22 окт. № 43.С.782-784.
  17. Синодальный хор и училище церковного пения. (Воспоминания, дневники, письма). М.,1998.

 

Опубликовано:

1. Э.Голубева. Подвижник благочестия //Брянский рабочий.1999. 19 марта. С.12; 9 апр. С.13. [Портрет П.Турчанинова, изображения церквей Севска, где он служил, копии выписок из церковных метрических книг.]

2. Она же. Петр Турчанинов в Севске // История Брянщины по документам Государственного архива Брянской области. Материалы научно-практической конференции к 80-летию ГАБО. – Брянск, 2004. С.16-22 [без изобразительного материала; со ссылками];

3. Она же. То же. //Парыгинские чтения: Материалы II литературно-краеведческой конференции. – Брянск, 2004. С.3-8;