Страницатрёх

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ КУЛЬТУР ТРЕХ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ, Брянская земля.

В 2008–2011 гг. совместно с учеными Украины и Республики Беларусь проводились исследования в пограничных районах Брян-ской обл. Российской Федерации, Гомельской обл. Республики Бе-ларусь, Черниговской обл. Украины. Это пограничное пространст-во интересовало нас, прежде всего, как территория, где в течение многих веков пересекались культуры трех восточнославянских народов, где шли процессы их взаимодействия с культурами по-ляков, евреев, татар. Исторические события то соединяли эти тер-ритории, то разъединяли их, включая в сферу влияния разных государств, что не могло не сказаться на плотности этих контактов и на современном этнокультурном рельефе по разные стороны границы. Следует отметить, что на пограничных территориях фор-мировались региональные этнокультурные особенности, выде-ляющие эти регионы из общего этнокультурного контекста стран. Они имеют множественные проявления. При этом нередко, на пограничных территориях соседних государств этнокультурные параметры имеют больше сходства, чем различий.

Важным фактором при формировании общих черт культуры на рассматриваемом пространстве были сходные природные усло-вия. Большая часть исследуемого пограничного пространства на-ходится в пределах Полесской низменности, которая представляет собой своеобразную природную провинцию в зоне смешанных лесов Восточно-Европейской равнины. Эта область с давних вре-мен называется Полесье.

Исследование проходило в семи районах Брянской обл. (Злын-ковском, Климовском, Красногорском, Мглинском Новозыбков-ском, Стародубском, Суражском), двух районах Гомельской обл. (Ветковском и Добрушском) и четырех районах Черниговской обл. (Городнянском, Новгород-Северском, Семеновском и Щорском).

Исторические судьбы
Рассматриваемое нами пограничное пространство находит-ся в трех современных государствах – России, Беларуси и Украи-ны. Границы государств и этнокультурная ситуация на погранич-ных территориях формировались в течение многих веков. Исто-рические судьбы их жителей часто были схожи, и современные пограничные территории в некоторые исторические периоды вхо-дили в состав одного государства.
С давних времен пограничное пространство было ареной многочисленных войн между Великим Княжеством Литовским (ВКЛ), позднее (с XVI в) Речью Посполитой и Московским гoсу-дарством. В результате этих войн менялись границы, пограничные территории включались в сферу влияния то одного, то другого государства. Кроме этого, менялось и смешивалось население – во время сражений погибали местные жители, многих уводили в плен или насильственно переселяли в другие места, в том числе в Сибирь, многие убегали, спасаясь от военных действий или от ре-лигиозного и социального притеснения. На пустующие земли за-селялись пришлые люди, как c соседних территорий, так и из глу-бинных районов Московии и территорий Литвы и Польши. В ре-зультате усиливалось смешение населения, наслаивались и транс-формировались элементы культур пришлого и местного населе-ния, происходило смешение языков.

В древние времена Гомельские земли (в их числе погранич-ные территории современного Добрушского и Ветковского р-нов) входили в состав Черниговского княжества (XI–XII вв.), а значи-тельная часть современного пограничья Брянщины и Черниговщи-ны – в Черниговское, Новгород-Северское и Брянское княжества.
Ко второй половине XIV в. почти на всей территории совре-менной Белоруссии, значительном пространстве Украины и Руси, распространило свое политическое влияние Великое Княжество Литовское. Водворение литовских князей произошло на Новгород-Северской земле, в Брянске, Чернигове, Новгород-Северске, Старо-дубе, Рыльске, Гомеле.

начале XVI в., по условиям мирного договора 1503 г., к Мо-скве официально были присоединены вместе с частью смоленских и витебских земель, вся Чернигово-Северская земля, в том числе города: Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск, Стародуб, Путивль, Мценск, Дорогобуж и другие, а также 70 волостей, в их числе Мглин и Попова Гора. Западной границей Московского го-сударства стал Днепр5. В ходе литовско-московской войны 1534–1537 гг. Москва сохранила свое влияние на всю Северщину и при-обрела крепость Себеж, но потеряла Гомель.
В период войн на пограничных территориях Великого Кня-жества Литовского (ВКЛ) поселилось значительное число русских, захваченных в плен. Кроме того, имели место и добровольные пе-реселения князей из Московского государства.
В 1569 г. на карте мира появилось новое государство Речь Посполитая (Польша), образованное в результате объединения ВКЛ и Польского королевства. Это было многонациональное госу-дарство, в котором жили белорусы, русские, поляки, евреи, татары и другие народы, которые участвовали в этнокультурных процес-сах в Речи Посполитой, в том числе и на исследуемых погранич-ных территориях.
Важную роль в жизни этого государства играло казачество. Основанное на территории нынешней Украины (Черниговских землях), с конца XVI в. казачество складывалось как самостоя-тельное военное сословие. В Речи Посполитой казачьи отряды, получившие название реестровых казаков, составляли Запорож-ское войско. Они несли службу по охране границы и участвовали в войнах Речи Посполитой с Турцией и Швецией. Входившие в ре-естр казаки составляли регулярное войско и обладали значитель-ной социальной защищенностью, имели ряд льгот. Они освобож-дались от налогов, получали жалованье.

Однако проживавшее в Речи Посполитой православное насе-ление подвергалось политическому и религиозному давлению со стороны поляков-католиков, стремившихся утвердить католичес-кую веру. Это вызывало недовольство жителей, в том числе и каза-ков, и привело к периодически возникающим восстаниям. После нескольких лет тяжелого вооруженного противостояния с Речью Посполитой, казаки во главе с гетманом обратились к Московскому государству с просьбой принять запорожское казачество в его со-став. В 1654 г. казаки Войска Запорожского под руководством Гет-мана Богдана Хмельницкого приняли присягу на подданство царю Алексею Михайловичу и вместе со значительной частью Малорос-сии10 (Украины) официально вошли в состав Русского государства. Произошло воссоединение Левобережной Украины с Россией. На землях, вошедших в состав России после Переяславской Рады, ус-танавливалось самоуправление в форме Гетманщины.

В составе Московского государства на присоединенном про-странстве Малороссии сохранялось административное устройство, которое сложилось на основе традиций казацкого самоуправления – деление на полки и сотни. Казацкий полк составлял область или провинцию, назывался по главному городу или местечку, включал множество сел и деревень. Гетман, а также полковники и сотники соединили в своих руках как военную, так и гражданскую власть, причем в последнюю включена была и административная и су-дебная власть. Такой уклад сохранялся до 1781 г.
Одной из административно-территориальных и войсковых единиц Малороссии с середины XVII в. до 1781 г. был Стародуб-ский полк.
Это самый обширный из десяти полков Малороссии, куда входила в те годы бóльшая часть территории изучаемого региона. В его состав входили округа двух древних центров северской земли – Стародуба и Новгорода-Северского, каждый из которых в период феодальной раздробленности был центром самостоятельного княжества. Первоначально Стародубский полк состоял из 10 со-тен, охватывавших территории Брянщины и пограничные терри-тории Черниговщины (сотни: Стародубская, Новгород-Северская, Шептаковская, Погарская, Почепская, Мглинская, Дроковская, Попогорская, Бобовицкая и Топальская), позднее сотенное деле-ние изменялось. С этого периода отмечается более плотная связь пограничных территорий Брянщины и Черниговщины.

Старообрядцы пришли на исследуемое пространство в кон-це XVII начале XVIII вв. Здесь выделяются два крупных центра старообрядчества – Стародубье Брянской обл. и Ветка Гомельской обл. На территорию Стародубского полка, в состав которого вхо-дил интересующий нас край, начали селиться старообрядцы, бе-жавшие из Великороссии от преследований царской власти и офи-циальной церкви. Они основали ряд поселений, впоследствии за-селенных также русскими, белорусами, украинцами. На землях Стародубского полка старообрядцами были основаны многочис-ленные слободы – Зыбкая, Злынка, Климово, Клинцы, Лужки, Митьково и другие. Всего появилось около 20 слобод.

Как отмечают исследователи, в старообрядческих слободах и деревнях, поселившиеся позже, другие по конфессии и по про-исхождению группы населения, со старообрядцами не смешива-лись ни при расселении, ни в семейной жизни. Например, в сло-боде Злынка (в настоящее время Брянская обл.), возникшей в конце XVII или в начале XVIII в., старообрядческие жилые по-стройки располагались на правом берегу речки Злынка, а жителей других вероисповеданий – на левом.

Указом Екатерины II в 1782 г. территория бывшего Старо-дубского полка вошла в состав новообразованного НовгородСеверского наместничества--, а с 1802 г. составила северную часть соз-данной Черниговской губ.

В 1918 г. четыре северных уезда Черниговской губ. – Мглин-ский, Новозыбковский, Стародубский и Суражский – были вклю-чены в состав Российской Федерации. В 1919 г. в состав РСФСР во-шла и вновь образованная Гомельская губ., охватывающая часть изучаемых пограничных территорий современной Гомельской и Брянской обл. – Ветковский и Добрушский р-ны, Мглинский (в 1922 г. был упразднен), Новозыбковский, Стародубский, Сураж-ский (в 1921 г. переименован в Клинцовский) уезды. Окончательно была установлена граница Белоруссии, России и Украины после 1926 г., когда была расформирована Гомельская губ. и ее террито-рия была разделена между двумя республиками..

С образованием Западной обл. в 1929 г. и введением адми-нистративного деления на районы (вместо уездов), 13 районов, в их числе: Клинцовский, Новозыбковский, Гордеевский, Красно-горский, Мглинский, Стародубский, Суражский, бывшие до 1930 г. в составе Клинцовского округа Западной обл., перешли затем в прямое подчинение Западной обл. В 1937 г. с изменением админи-стративного устройства страны, ликвидацией Западной обл., ис-следуемые территории Брянской обл. вошли в состав Орловской обл. и находились там до 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1944 г. была образована Брянская обл., в которую вошли все изучаемые нами пограничные районы этой области.

Языковая ситуация
Как известно, и как следует из ответов жителей пограничья, среди идентификационных критериев наиболее значимым и наи-более очевидным считается язык. Именно язык народа чаще всего становится основным интегрирующим фактором этнической общ-ности, формирующим этическую идентичность.
Такое понимание значимости языка для определения своей этнической идентичности обозначено и у молодежи на погранич-ном пространстве. Большинство опрошенных школьников счита-ет, что определить этническую принадлежность белоруса, русского и украинца можно по разговору, акценту. Как показывает жизнь, язык часто был решающим при измерении идентичности, особен-но в историческом прошлом, когда этническая самоидентичность еще только созревала.
Родной язык был основным критерием этнической принад-лежности жителей России при проведении Первой Всероссийской переписи населения 1897 г.

Глубокое изучение народных говоров жителей современных Стародубского, Мглинского, Суражского, Новозыбковского р-нов Брянской обл. провел уроженец г. Стародуб, ученик А.А. Шахма-това проф. П.А. Расторгуев. Он ввел специальное название этого говора «северско-белорусский диалект белорусского языка»31. Позже более детальное исследование позволило ему квалифици-ровать говоры Брянской обл. как «южновеликорусские (развивав-шиеся в прошлом и развивающиеся теперь, в настоящем) на бе-лорусской основе.

Идентичность
Один из основных вопросов, которому уделялось большое внимание в проведенном исследовании – это идентичность жите-лей на пограничных территориях, разделенных государственной границей.

Статистические данные свидетельствуют о попытках исследователей идентифицировать национальную принадлеж-ность местных жителей на основе субъективных оценок. Так, по сведениям, представленным местными священниками Черниго-вской губ. в 1858 г.42 примерно в 45 православных приходах (из 79) Мглинского у., в 27 приходах (из 63) Новозыбковского у., а также в 19 единоверческих приходах жители были отнесены к малороссам. Из всех уездов выделялся Суражский преобладани-ем белорусского населения (в 27 приходах из 41). Кроме того, только в этом уезде часть населения была отнесена священно-служителями к литовско-русскому племени (в 14 деревнях 3-х при-ходов). Поляками и литвинами обозначена часть католического населения в гг. Стародубье, Мглин, Сураж, Новозыбков, а также в г. Новгород-Северский и Городня. Эти данные свидетельствуют также о присутствии значительного числа старообрядцев, часть из которых к этому времени присоединилась к единоверческой церкви. В некоторых приходах жители были отнесены к славян-скому племени, что, надо полагать, было вызвано сложностями в отождествлении их с определенной языковой или этнической общностью. Отнесение большинства населения к малороссам на этой территории вряд ли отражает реальную ситуацию. Скорее всего, жители бывшей Малороссии были приписаны священно-служителями к малороссам.
По оценке М. Домонтовича43, во второй половине XIX в. «чистый тип белоруса» представлен был в Мглинском, Сураж-ском, Новозыбковском и Стародубском у. Черниговской губ. Со-гласно данным исследования С. Максимова, в конце XIX в. бело-русы были расселены в Мглинском и Суражском у., однако они назывались литвинами, но сами себя так не называли.

Итак, исследования пограничных территорий Брянской, Черниговской и Гомельской обл., позволяют утверждать, что вектор формирования идентичности в значительной мере сме-щается в сторону гражданской идентичности. Этническая иден-тичность на изучаемом пространстве в большей мере соотносит-ся с государством, в котором живет человек и гражданством. С появлением института гражданства развивается тенденция сбли-жения понятий этническая идентичность и гражданская иден-тичность, а в некоторых случаях происходит отождествление этих понятий. В этом случае страна проживания психологически осознается как родная земля: «Здесь живут такие же, как я, люди, говорят на понятном мне языке, у нас общие праздники, по радио поют близкие мне песни. Здесь живут мои родные. Все мне здесь дорого».
Интегрирующую функцию выполняет государство с его многомерными и разнообразными связями, с его определенной национальной и языковой политикой. В этой связи следует по-нимать, что жителей одного государства объединяет единое ком-муникативно-информационное пространство, наполненное раз-личного рода информацией, в том числе, и об этнически марки-рованных элементах культуры. В рамках государства воспроиз-водятся различные этнические составляющие народа, происхо-дит погружение жителей в этническую культуру и таким образом государство выполняет функцию конструирования системы иден-тичностей.

Р.А. Григорьева
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ КУЛЬТУР ТРЕХ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ