Страницатрубки

Курительные трубки  Стародубщины XVII-XX веков.

Самые первые курительные трубки – люльки  изготовлялись из глины.

Исследование люлек Стародубщины (под этим регионом будем подразумевать центр и юго-запад современной Брянщины).

Первыми табак стали применять индейцы майя в Мексике. Во время религиозных обрядов они сжигали его листья, а дым вдыхали через тростниковую трубочку. Таким образом, они привыкли курить, а трубки (уже курительные) сделались у них символом дружбы. Позднее табаком стали наполнять свитки пальмовых листьев – получались своеобразные сигары. Прибыв 2 ноября 1492 года на Кубу, Колумб видел туземцев, куривших свернутые табачные листья.

Распространению на Стародубщине табака из Малороссии способствовали социально-политические факторы: Смутное время, вхождение в состав Речи Посполитой (1618-1654 гг.), многочисленные войны и восстания; политическая, экономическая и социальная стабильность региона. Табак начали выращивать здесь, вероятно, в XVII веке. Однако каких-либо данных о его производстве этого времени нет. Можно лишь догадываться, что это были участки мелких собственников (крестьян, казаков, мещан). Более определенно можно сказать о разведении табака в Черниговской губ. в середине XIX в. (исходя из статистических материалов). Так, в 1853 г. собиралось 442442, а в 1860 г. – 292787 пудов табака, что не очень много по современным меркам. Около 100 тыс. пудов ежегодно продавалось в др. города, принося доход до 650 тыс. руб. серебром. Табачных фабрик на Черниговщине не было вплоть до XX века. В XVII – XIX вв. (да и сейчас в частных хозяйствах) на территории Стародубщины выращивалось несколько сортов табака (в основном, простого): тютюн (желто-бурого цвета), бакун (желто-зеленого цвета), которые шли на приготовление махорки и рубанки (более крепкой).

Жители Малороссии (особенно - казаки) были страстными охотниками до табака. Неотъемлемым атрибутом казаков XVII – XVIII вв., кроме лошади и сабли, была и люлька (трубка). У каждого она была особенная, хранилась, кстати сказать, как амулет, и ее потеря была недоброй приметой. Люльку носили на поясе -привязанной к кисету с табаком  или на шее, на бечевке (на Стародубщине был найден и такой экземпляр). Сам процесс курения отличался от нынешнего. Перед курением в люльку вставляли деревянную полую трубочку-чубук (обычно  кленовую). Раскурить люльку было делом трудным, ведь даже огонь до середины XIX в. добывали с помощью кремня и кресала (огнива), которые тоже носили на поясе в кисете. Поэтому курили не часто. Да и выкурить целую трубку было не всем по силам. Из-за большой дозы кружилась голова, многие накуривались до тошноты и всякой чертовщины. Как правило, каждый курильщик, подсыпая в табак разные добавки, делал свой табак неповторимым по вкусу и имел личную необыкновенную люльку. Взаимоотношения курильщиков отразились даже в тогдашних малороссийских пословицах и поговорках: «кали ты курец, имей свою люльку и тютюнец», «дело вместе, а табачок врозь», а также «дело  табак».

В Стародубе найдена одна курительная трубка, головка которой выполнена в виде античной красавицы. Она фарфоровая и, вероятно, привозная, т.к. технология изготовления и сама она отличаются от подобных изделий Стародубщины. Правда, простой люд до середины XX в. использовал деревянные трубки. С середины XX века место трубок окончательно завоевывают папиросы и сигареты. В немалой степени у нас способствовала этому Погарская папиросно-сигаретная фабрика, работа которой  отдельная страничка истории Брянского края. Люльки ушли в небытие. И встреча с человеком, курящим трубку, сегодня -- болдьшая редкость.

Люлька чернолощеная. Начало - середина 17 в., реконструкция. 2 - Люлька чернолощеная. Середина 17 в. 3 - Люлька сероглиняная. Вторая пол. 17 - начало 18 в. 4 - Люлька чернолощеная. Конец 17 - первая пол. 18 века.

В.М.Пусь, В.М.Ещенко (Стародуб, Козельск)

Табакокурение и курительные трубки  Стародубщины XVII-XX веков.